Профессиональные компетенции практического психолога в образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология образования, практическая психология, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность психолога, виды деятельности психолога, профессиональные компетенции психолога
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Практическая психология образования является одной из наиболее развитых форм отечественной практико-ориентированной психологии. При этом именно в практической психологии образования произошло кардинальное изменение во взаимоотношениях теории и практики образования – практика развивающего образования стала отправным пунктом для разработки психологически обоснованных программ развития личности в образовательных процессах [2]. Вместе с тем практическая психология образования должна строиться на надежном теоретико-психологическом фундаменте. В развивающем образовании таким фундаментом для нее может стать психология образования как теоретико-методологическое обоснование развития базовых способностей человека в образовательных процессах.
Актуальной в психологии образования является проблема разработки и реализации образовательных программ подготовки практических психологов для сферы образования. В этом направлении психологами проделана значительная работа. Вместе с тем переход отечественной системы высшего профессионального образования на ФГОС третьего поколения, построенные на методологии компетентностного подхода, ставит задачу выявления и формирования профессиональных компетенций психолога образования.
В психолого-педагогической науке принято дифференцировать понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции». Понятие «профессиональная компетентность» обозначает характеристику субъекта деятельности быть способным выполнять свои профессиональные обязанности на уровне современных требований. Компетентность – это то, чего достиг из желаемого или полагаемого (требуемого) обучающийся. Уровень компетентности – это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Компетенция – это то, что полагается (образовательным стандартом, программой обучения, заказчиком образовательных услуг, требованиями работодателя и пр.) как образ результата, который должен быть достигнут в итоге получения образования.
Некоторые исследователи полагают, что компетентности не сводятся к знаниям, но проявляются в умении делать что-либо успешно, применять эти знания на практике. «Компетентность, – пишет Д.А. Иванов, – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем» [1, с. 3–4]. Компетентность в данном случае понимается как умение. На наш взгляд, отождествлять компетентности и умения нецелесообразно. Термин «компетентность» описывает сложную систему действий, включающую и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества и отдельных людей. Компетенция – это также способность применять знания, умения, и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; она включает в себя адекватные ситуации действия и качества субъекта деятельности.
Профессиональная компетентность психолога выявляется при анализе реалий современной психологической профессии. В наши задачи не входит исследование всего многообразия задач и функций профессиональной деятельности психолога и выделения соответствующих профессиональных компетентностей. Важно обозначить подходы к пониманию феномена «профессиональная компетентность психолога».
Вести анализ, на наш взгляд, следует из выделения обликов (видов) современной профессиональной деятельности психолога. В настоящее время выделяются три достаточно самостоятельные области профессиональной деятельности психолога: исследовательская (психолог-исследователь), педагогическая (учитель или преподаватель психологии), практическая (психолог-практик). В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» указан еще один вид профессиональной деятельности психолога – организационно-управленческая деятельность [3]. Соответственно каждому из видов профессиональной деятельности психолога необходимо выстраивать адекватную версию профессиональной компетентности ее субъекта. Правомерно вести речь о профессиональной компетентности психолога как исследователя, психолога как педагога (преподавателя), психолога как практика, психолога как управленца. При совпадении отдельных компонентов данные профессиональные компетентности имеют свою специфику.
Следующий шаг в анализе профессиональной компетентности психолога – выделение системы отдельных профессиональных компетентностей или компетенций. Основу для выделения профессиональных компетенций составляет функциональная структура конкретного вида профессиональной деятельности. У психолога-исследователя функциональная структура деятельности одна, у психолога как педагога (учителя) – другая и т.д. При этом при выделении функциональной структуры исследовательской и педагогической деятельности решающее значение может иметь последовательность ее этапов. Для психолога-практика определяющее значение имеют основные функции и формы практической деятельности, такие как профилактика, диагностика, тренинг, коррекция, консультация, терапия.
В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» выделены следующие профессиональные компетенции психолога квалификации «Бакалавр» в области практической деятельности. Выпускник-бакалавр в области практической деятельности способен к 1) реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, 2) отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов, 3) описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы, 4) осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий, 5) выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, 6) психологической диагностике уровня развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, 7) прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях, 8) ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности [3]. Все эти компетенции имеют свою специфику применительно к бакалавру в сфере образования.
Определение профессиональной компетентности в качестве цели высшего образования требует комплексной работы по отбору содержания, определения форм и методов обучения и воспитания будущего профессионала, выработки адекватных средств оценки эффективности хода и результатов профессионального образования. Вузы наделены широкими полномочиями в решении этих задач и, соответственно, несут всю полноту ответственности за их результаты.
Литература
- Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007.
- Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 22577
В прошлом месяце: 102
В текущем месяце: 59