Профессиональные компетенции практического психолога в образовании

Аннотация

The topicality of learning professional competences for a practical psychologist in education as a basis for their formation in higher educational systems is substantiated. The difference in terms “professional competence” and “professional competecia” is given. The ways to understanding the phenomenon “psychologist’s professional competence” are projected. The main competence of a psychologist qualified as a bachelor in the sphere of practical work including education are defined.

Общая информация

Ключевые слова: психология образования, практическая психология, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность психолога, виды деятельности психолога, профессиональные компетенции психолога

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Практическая психология образования является одной из наиболее развитых форм отечест­венной практико-ориентированной психологии. При этом именно в практической психологии об­разования произошло кардинальное изменение во взаимоотношениях теории и практики образо­вания – практика развивающего образования стала отправным пунктом для разработки психологи­чески обоснованных программ развития личности в образовательных процессах [2]. Вместе с тем практическая психология образования должна строиться на надежном теоретико-психологическом фундаменте. В развивающем образовании таким фундаментом для нее может стать психология об­разования как теоретико-методологическое обоснование развития базовых способностей челове­ка в образовательных процессах.

Актуальной в психологии образования является проблема разработки и реализации образо­вательных программ подготовки практических психологов для сферы образования. В этом направ­лении психологами проделана значительная работа. Вместе с тем переход отечественной системы высшего профессионального образования на ФГОС третьего поколения, построенные на методо­логии компетентностного подхода, ставит задачу выявления и формирования профессиональных компетенций психолога образования.

В психолого-педагогической науке принято дифференцировать понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции». Понятие «профессиональная компетент­ность» обозначает характеристику субъекта деятельности быть способным выполнять свои профес­сиональные обязанности на уровне современных требований. Компетентность – это то, чего достиг из желаемого или полагаемого (требуемого) обучающийся. Уровень компетентности – это харак­теристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Компетенция – это то, что полагается (образовательным стандартом, программой обучения, заказчиком образовательных услуг, требованиями работодателя и пр.) как образ результата, который должен быть достигнут в итоге получения образования.

Некоторые исследователи полагают, что компетентности не сводятся к знаниям, но проявляют­ся в умении делать что-либо успешно, применять эти знания на практике. «Компетентность, – пишет Д.А. Иванов, – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/резуль­тативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем» [1, с. 3–4]. Компетентность в данном случае понимается как умение. На наш взгляд, отождествлять компетентности и умения нецелесообразно. Термин «компетентность» описывает сложную систему действий, включающую и умения, и другие компоненты дейст­вия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требовани­ям общества и отдельных людей. Компетенция – это также способность применять знания, умения, и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; она включает в себя адекватные ситуации действия и качества субъекта деятельности.

Профессиональная компетентность психолога выявляется при анализе реалий современной психологической профессии. В наши задачи не входит исследование всего многообразия задач и функций профессиональной деятельности психолога и выделения соответствующих профессио­нальных компетентностей. Важно обозначить подходы к пониманию феномена «профессиональ­ная компетентность психолога».

Вести анализ, на наш взгляд, следует из выделения обликов (видов) современной профессио­нальной деятельности психолога. В настоящее время выделяются три достаточно самостоятельные области профессиональной деятельности психолога: исследовательская (психолог-исследователь), педагогическая (учитель или преподаватель психологии), практическая (психолог-практик). В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» указан еще один вид профессиональной деятель­ности психолога – организационно-управленческая деятельность [3]. Соответственно каждому из видов профессиональной деятельности психолога необходимо выстраивать адекватную версию профессиональной компетентности ее субъекта. Правомерно вести речь о профессиональной ком­петентности психолога как исследователя, психолога как педагога (преподавателя), психолога как практика, психолога как управленца. При совпадении отдельных компонентов данные профессио­нальные компетентности имеют свою специфику.

Следующий шаг в анализе профессиональной компетентности психолога – выделение систе­мы отдельных профессиональных компетентностей или компетенций. Основу для выделения про­фессиональных компетенций составляет функциональная структура конкретного вида профессио­нальной деятельности. У психолога-исследователя функциональная структура деятельности одна, у психолога как педагога (учителя) – другая и т.д. При этом при выделении функциональной струк­туры исследовательской и педагогической деятельности решающее значение может иметь после­довательность ее этапов. Для психолога-практика определяющее значение имеют основные функ­ции и формы практической деятельности, такие как профилактика, диагностика, тренинг, коррек­ция, консультация, терапия.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» выделены следующие профессио­нальные компетенции психолога квалификации «Бакалавр» в области практической деятельности. Выпускник-бакалавр в области практической деятельности способен к 1) реализации стандарт­ных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном стату­се и развитии, 2) отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситу­ации и контингенту респондентов, 3) описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы, 4) осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, груп­пе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий, 5) выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей воз­растных этапов, кризисов развития и факторов риска, 6) психологической диагностике уровня раз­вития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способно­стей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в нор­ме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования чело­века, 7) прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, ха­рактера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях, 8) ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психи­ческого функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности [3]. Все эти компетенции имеют свою специфику применительно к бакалавру в сфере образования.

Определение профессиональной компетентности в качестве цели высшего образования тре­бует комплексной работы по отбору содержания, определения форм и методов обучения и воспи­тания будущего профессионала, выработки адекватных средств оценки эффективности хода и ре­зультатов профессионального образования. Вузы наделены широкими полномочиями в решении этих задач и, соответственно, несут всю полноту ответственности за их результаты.

Литература

  1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007.
  2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екате­ринбург, 2009.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.

Информация об авторах

Исаева Надежда Александровна, кандидат психологических наук, доц. каф. психологии Столичной финансово-гуманит. акад, e-mail: naisaeva21@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 22577
В прошлом месяце: 102
В текущем месяце: 59