Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур*
Аннотация
Общая информация
* Исследование ведется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста» №10-06-01302а/Б.
Ключевые слова: поликультурная среда вуза, поликультурное образовательное пространство, отношение к представителям других культур
Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Приоритетными задачами реформирования российского высшего образования и интеграции его в общеевропейскую систему образования являются укрепление единого образовательного пространства, содействие мобильности студентов, межкультурное сотрудничество. По сути, среда любого образовательного учреждения представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и т.д.), следовательно, она может быть рассмотрена как поликультурная. Термин «поликультурная среда образовательного учреждения» нередко употребляется как синоним понятия «поликультурное образовательное пространство» и понимается как сложный многофакторный процесс, представляющий собой единство территориально-предметной и смыслопорождающей деятельности.
Компонентами поликультурного образовательного пространства исследователи (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Е. Шабалдас и др.) выделяют ценностно-содержательный, личностно ориентированный, операционно-деятельностный и регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:
- к личности как высшей ценности, субъекту жизни;
- педагогу как посреднику между человеком и культурой;
- образованию, его содержанию как культурному процессу;
учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности и образцы совместной жизни обучающихся и обучающих.
Проанализируем результаты, полученные на всей выборке по шкале «Отношение к представителям других культур», и покажем их в обобщенном виде в таблице (см. с. 317).
Как видно из данных таблицы, итоговые средние баллы реальной и желаемой оценок поликультурной среды вуза по шкале «Отношения к представителям других культур» составляют больше 7 баллов (при максимальной оценке в 10 баллов), что, на наш взгляд, говорит о позитивности
отношений с представителями других народов, о наличии в исследуемых вузах атмосферы толерантности к инаковости и непохожести. Заметим, что различие между реальной (7,25 балла) и желаемой (7,55 балла) оценками среды вуза по данной шкале статистически незначимо.
Средние значения реальной и желаемой оценок студентами поликультурной среды вуза в области межэтнических отношений
|
Полученные данные показывают, что желаемые оценки выше, чем реальные, что также указывает на наличие у студентов интереса к восприятию инокультурного и готовности к взаимодействию в поликультурном окружении.
Подводя итоги анализа результатов эмпирического исследования, мы можем сказать следующее.
1. Получены достаточно высокие показатели оценки поликультурной среды исследуемых вузов по шкале «Отношение к представителям других культур», что свидетельствует о позитивности отношений в целом с представителями других народов и наличии у студентов толерантности к инаковости и непохожести.
2. Выявлено, что в поликультурной образовательной среде обоих вузов признаются равноценность и равноправие всех этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной принадлежности.
3. Показано, что в вузах царит атмосфера уважения к другим культурам и сотрудничества, приветствуется оказание помощи представителям других этносов в их адаптации к новым условиям жизни и учебы.
С учетом малочисленности выборки и пилотажного характера проведенного исследования следует оговориться, что полученные в ходе эмпирического исследования результаты нуждаются в более детальном и глубоком изучении, а также подкреплении результатами, выявленными с помощью других методов и методик исследования, что станет целью нашего основного исследования.
Литература
- Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.; Ростов-н/Д., 2004.
- Гукаленко О.В., Ильевич Т.П. Некоторые аспекты моделирования поликультурного образовательного пространства // Сборник трудов Первой Международной научно-практической конференции «Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире». URl: http://www.rspu.edu.ru/pageloader.php.
- Шабалдас А.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3751
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3