Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции

389

Аннотация

Цель. Выявление особенностей субъективного благополучия и их связи с ценностями, реализация которых вызывает переживания счастья и радости, у студентов различных культуральных групп. Контекст и актуальность. В условиях образовательной миграции жизнедеятельность студентов выходит за рамки традиционного культурного круга в широкое поликультурное пространство, где особая роль отводится рефлексии ценностно-смысловой регуляции, что может находить свое отражение в субъективном благополучии представителей студенчества. Дизайн исследования. Изучались особенности и различия в когнитивном и эмоциональном компонентах субъективного благополучия и в ценностях у студентов различных культуральных групп, определялась их взаимосвязь в каждой группе. Методы статистической обработки: описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализ. Участники. Выборку исследования составили 200 студентов томских вузов в возрасте от 17 до 26 лет (M=19,87; SD=1,88), которые были разделены на 5 исследовавшихся групп по критерию культурной принадлежности. Методы (инструменты). Для изучения индикаторов субъективного качества жизни использовались «Шкала удовлетворенности жизнью» (Е. Динер, адаптация Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина) и «Шкала позитивного и негативного аффекта» PANAS (Д. Уотсон, адаптация Е.Н. Осина). Направленность ценностей изучалась с помощью опросника Б. Форд. Результаты. Обнаружено, что большинство представителей всех культуральных групп удовлетворены своей жизнью. Установлены статистически значимые различия в показателях удовлетворенности жизнью между культуральными группами в компонентах субъективного благополучия. Полученные данные о различиях (уровень значимости р≤0,05) в ценностях, реализация которых позволяет переживать чувства радости и счастья, в одних результатах согласуются с существующими традиционными представлениями, в других — не совпадают с ними, отражая современные культурные трансформации. Основные выводы. Выявлены различные взаимосвязи ценностных ориентаций с компонентами субъективного качества жизни в исследовавшихся группах студентов, которые могут указывать на специфические культуральные особенности.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная миграция, студенты, субъективное благополучие, ценности, поликультурное образовательное пространство

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120105

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00480.

Для цитаты: Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Видякина Т.А., Галажинский Э.В. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 59–76. DOI: 10.17759/sps.2021120105

Литература

 

1.        Батхина А.А. Стратегии поведения в межкультурном конфликте: обзор зарубежных исследований // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 45—62. DOI:10.17759/ sps.2017080305

2.        Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1(120). С. 80—87. DOI:10.17922/2071-3665-2017-16-1-80-87

3.        Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (lot) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36—64.

4.        Долженко Р.А., Аксёнов К.А. Некоторые актуальные проблемы современной трудовой и образовательной миграции в Российской Федерации // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 3. С. 46—51.

5.        Дулина Н.В., Икингрин Е.Н. К вопросу об образовательной миграции студентов вузов внутри страны (по итогам прикладного социологического исследования) // Социально- гуманитарный вестник Прикаспия. 2016. № 1(4). С. 61—64.

6.        Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Том 22. № 2. С. 143—170. DOI:10.17853/1994-5639- 2020-2-143-170.

7.        Лебедева А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Том 9. № 2. С. 3—19.

8.        Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1(155). С. 14—37. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.02

9.        Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. 184 с.

10.    Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91—110.

11.    Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1(155). С. 117—142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06

12.    Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 8—19. DOI:10.17759/ sps.2017080302

13.    Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 90—108. DOI:10.17759/cpp.2020280205

14.    Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131—139. DOI:10.26425/2309- 3633-2019-4-131-139

15.    Bahns A.J., Lee J., Crandall C.S. Culture and mobility determine the importance of similarity in friendship // Journal of cross-cultural psychology. 2019. Vol. 50, is. 6. P. 731—750. DOI:10.1177/0022022119852424

16.    Bebko G.M., Chiao J.Y., Cheon B.K., Ochsner K.N. Cultural differences in perceptual strategies underlying emotion regulation // Journal of cross-cultural psychology. 2019. Vol. 50, is. 9. P. 1014— 1026. DOI:10.1177/0022022119876102

17.    Cappellen P., TothGauthier M., Saroglou V., Fredrickson B.L. Religion and WellBeing: The Mediating Role of Positive Emotions // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 17. № 2. P. 485— 505. DOI:10.1007/s1090201496055

18.    Chiu C.Y., Chia S.I., Wan W.W.N. Measures of cross-cultural values, personality and beliefs // Measures of Personality and Social Psychological Constructs. 2014. P. 621—651. DOI:10.1016/ B978-0-12-386915-9.00022-X

19.    Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. P. 542—575. DOI:10.1037/0033-2909.95.3.542

20.    Ford B.Q., Dmitrieva J.O., Heller D., Chentsova-Dutton Y., Grossmann I., Tamir M., Uchida Y., Koopmann-Holm B., Floerke V.A., Uhrig M., Bokhan T., Mauss I.B. Culture shapes whether the pursuit of happiness predicts higher or lower well-being // Journal of Experimental Psychology: General. 2015. Vol. 144. P. 1053—1062. DOI:10.1037/xge0000108

21.    Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 2(1). DOI:10.9707/2307-0919.1014

22.    Lyubomirsky S. The myths of happiness: What should make you happy, but doesn’t, what shouldn’t make you happy, but does. New York: Penguin Press, 2013. 298 p. DOI:10.1007/s10902- 014-9574-8

23.    Siddiqi N., Shafiq M. Cultural value orientation and gender equity: a review // Social Psychology and Society. 2017. Vol. 8, no. 3. P. 31—44. DOI:10.17759/ sps.2017080304

24.    Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Publishers, 2010. 296 p.

Информация об авторах

Бохан Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1454-3869, e-mail: btg960@sibmail.com

Ульянич Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Том¬ский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-3756, e-mail: fiale@yandex.ru

Терехина Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0964-9175, e-mail: doterekhina@mail.ru

Видякина Тамара Андреевна, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский госу¬дарственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1421-9201, e-mail: tatym@sibmail.com

Галажинский Эдуард Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9596-5950, e-mail: psihoterapiya@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 774
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 389
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1