Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений

Аннотация

This article presents newly developed model for surveying and certifying psychological safety standards in preliminary education institutions.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, сфера образования, дошкольная образовательная среда, риски социализации, субъекты социализации

Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред

Для цитаты: Мириманова М.С. Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Образовательная среда современного ДОУ – феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений дан­ного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований. Теоретические и эмпи­рические исследования в рамках существующих подходов к психологической безопасности образо­вательной среды нацелены на выявление специфики ее наиболее важных характеристик и средств их оценки, т.е. разработки такой системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиво­речиво анализировать психологическую безопасность учреждений определенного типа.

Важнейшей характеристикой экспертизы является ее актуальность именно в ситуациях без четко разработанных алгоритмов, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие не достаточны, экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в ситуаци­ях очевидных. Она становится средством анализа и системного управления в двух основных ти­пах: исследуются качество результата и качество исполнения. Эксперты оценивают существу­ющие альтернативы или варианты возможных решений. В функции экспертизы не входит при этом принятие управленческих решений, она лишь апелляция к знаниям управленцев (администрации ДОУ). Содержание самих решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценност­ных установок и волевых качеств самих руководителей.

Экспертиза опирается на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (ком­петентность, опыт, независимость суждений, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным «оружием». В образова­нии экспертная деятельность является не столько самостоятельной (профессиональной), сколько дополнительно выполняемой деятельностью представителей профессиональных групп (воспита­тели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели). Эксперт – специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах. Объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными ка­чествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и спо­собностями. В экспертизе ДОУ таковыми могут быть, прежде всего, опытные педагоги, психологи и представители администрации ДОУ.

Экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением людей со стороны, т.е. не за­висящих ни от заказчиков, ни от экспертируемой ситуации. В экспертную группу должны входить исследователи (представители разработчика ПБОС), а также родители детей, заинтересованные в развитии психологической безопасности образовательной среды (ПБОС ДОУ). Для обеспечения психологической безопасности ДОУ необходимы определенная нормативная база, соблюдение кон­кретных требований, условий защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных си­туаций. Обеспечение психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ должно учитывать следующие характеристики:

– адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ – в пределах нормы по сро­ку и уровню;

– влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);

– уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми – воспитателями, родителями, бабушками и дедушками), наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;

– морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);

– эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстни­ками), эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость);

– риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);

– преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администра­цией;

– эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый» (воспита­тель – родители, воспитатель – воспитатель, администрация – воспитатели, администрация – ро­дители);

– внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами), фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;

– информационная защищенность субъектов образовательной среды.

Образовательная среда ДОУ рассматривается как система влияний и условий, необходи­мых для социального развития личности. Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное. В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарожда­ющаяся личность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жиз­ни в целом. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нор­мы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.

Создание образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного вос­питания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами. При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться, прежде всего, тем, какие качества превалируют в данной лич­ности – созидательные или деструктивные. Центральной категорией для ДОУ является общение. Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являют­ся определяющими характеристиками, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям. Имен­но поэтому в паспорте эта категория должна быть представлена развернуто и c соответствующи­ми акцентами.

Экспертные оценки качественные или количественные показатели процессов или явле­ний, основанные на суждениях экспертов. И хотя оценка отдельного эксперта не является гаран­тией точности, экспертиза в целом, если в ней участвуют разные эксперты, позволяет оценить раз­личные стороны исследуемого объекта, выявив при этом многообразие существующих подходов и поняв такие вещи, о которых раньше не догадывались. Эксперт способен оценить продукты или результаты деятельности, их качество, уровень и т.д. по характеристикам, которые часто лишь су­ществуют в его голове и которые он сам порой не способен отрефлексировать, т.е. поставить под контроль своего сознания. Оценивая что-либо, он опирается на личностное знание, на индивиду­альный опыт, но то, как он это делает, порой ему самому не ведомо.

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды ДОУ (ПБОС ДОУ) должна исходить из того, что ни один отдельный ответ эксперта не гарантирует достоверности оценки, но совокупность ответов экспертов, высветив многообразие позиций и подходов, позволяет учесть как минимум разные грани оцениваемого объекта, способствует более объемному его восприятию, бо­лее глубокому пониманию и позволяет уйти от упрощения или уплощения задачи. Экспертиза, как отмечается в ряде работ по психологической безопасности образовательной среды, «не сводится к проверке, контролю и оценке, хотя ее оценочная функция очень важна» (М. С. Мириманова, 2009).

Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функ­ций. Наблюдение экспертов как одна из наиболее первостепенных экспертных процедур может спо­собствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъ­ектов – детей, воспитателей, администрации, родителей, др. сотрудников ДОУ.

Литература

  1. Мириманова М.С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды до­школьных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной сре­ды: информ.-метод. бюл. М., 2009. № 3. С. 12–19.

Информация об авторах

Мириманова Мария Суреновна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Межведомственного ресурсного центра мониторинга комплексной безопасности образовательной среды Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: mirimanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3866
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0