Психологическая наука и образование
2025. Том 30. № 2. С. 47–60
doi:10.17759/pse.2025300204
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Выгорание старшеклассников в контексте подготовки к ЕГЭ: роль образовательной среды
Аннотация
Контекст и актуальность. Выгорание школьников является достаточно новым конструктом, который начинает широко обсуждаться в связи с необходимостью интенсивного и непрерывного обучения в современном обществе. Исследования показывают, что учащиеся с высокими показателями выгорания слабее вовлечены в учебу, демонстрируют более низкие академические результаты, чаще отсеиваются из школы, подвержены депрессивной симптоматике. Цель. Установить связи выгорания школьников с характеристиками образовательной среды в контексте подготовки к ЕГЭ на выборке высокомотивированных российских старшеклассников. Методы и материалы. Проведен онлайн-опрос учащихся с использованием «Опросника выгорания школьников» и специально разработанной авторской анкеты. Результаты. Анализ ответов более 1000 учащихся старшей школы показывает наличие значимых связей между выгоранием и уровнем академической нагрузки, насыщенностью дополнительного образования, а также субъективной оценкой качества отношений между учителями и учениками. Выводы. С учетом ограничений, обусловленных несбалансированностью выборки по полу, полученные результаты можно использовать для усиления психолого-педагогической поддержки учащихся старшей школы и проектирования управленческих решений в отношении подготовки старшеклассников к ЕГЭ, поскольку профилактика и снижение выгорания в школе важны как для индивидуального благополучия учащихся, так и для благополучия школьного климата в целом, а также они могут играть роль в адаптации бывших школьников к среде вуза.
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, благополучие школьников, образовательная среда, система «учитель-ученик», психологическая подготовка к ЕГЭ, мотивирование
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300204
Финансирование. Исследование проведено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получена: 22.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мурадымова, Л.Р., Бочавер, А.А. (2025). Выгорание старшеклассников в контексте подготовки к ЕГЭ: роль образовательной среды. Психологическая наука и образование, 30(2), 47–60. https://doi.org/10.17759/pse.2025300204
Полный текст
Введение
Исследования синдрома профессионального выгорания (Bradley, 1969; Freudenberger, 1964), под которым чаще всего понимается длительная реакция на хронические эмоциональные и межличностные стрессоры на работе, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (Maslach, Jackson, 1981; Maslach, 1979), ведутся начиная со второй половины XX века. Однако с начала 2000-х годов появились работы, свидетельствующие, что выгорание может появляться и у учащихся, особенно студентов и учеников старших классов, поскольку их учеба по уровню нагрузки и ответственности зачастую сравнима с работой взрослого человека (Salmela-Aro et al., 2009; Schaufeli et al., 2002). Выгорание школьников (учебное выгорание) имеет аналогичную трехкомпонентную структуру и включает в себя: 1) эмоциональное истощение, которое проявляется в постоянном чувстве напряжения и хронической усталости, возникающих в связи с чрезмерной учебной нагрузкой; 2) цинизм по отношению к учебе (сходный с деперсонализацией у взрослых), который характеризуется отстраненным, равнодушным отношением к образовательному процессу, потерей интереса к учебе и учителям и утратой смысла обучения; 3) чувство несоответствия и редукцию учебных достижений, выражающиеся в снижении показателей академической успешности, рассогласовании между возможностями ученика и требованиями школы и снижении самоэффективности в обучении (Бочавер, Михайлова, 2023a; Salmela-Aro et al., 2009).
Учебное выгорание имеет ряд негативных последствий для школьников. Оно отрицательно связано с их психологическим благополучием, вовлеченностью в учебу и академическими результатами (Осин, 2015; Evers et al., 2020; Raiziene, Pilkauskaite-Valickiene, Zukauskiene, 2014; Salmela-Aro, Tynkkynen, 2012). Проблемы с вовлеченностью, вызванные в том числе выгоранием, приводят к «выпадению» из учебного процесса и к школьной неуспешности (Salmela-Aro, Upadyaya, 2014; Salmela-Aro et al., 2009). Подростки, столкнувшиеся с учебным выгоранием, также имеют больший риск отсева из школы, подвержены депрессивной симптоматике и суицидальному мышлению (Ponkosonsirilert, 2022; Walburg, 2014).
Индивидуально-личностные факторы риска у школьников включают пол (у девочек значимо выше риск выгорания) (Salmela-Aro, Tynkkynen, 2012) и стремление к перфекционизму (Shih, 2012). Факторами защиты служат настойчивость в достижении цели (Mannerström et al, 2024; Tang, Upadyaya, Salmela-Aro, 2021; Teuber, Nussbeck, Wild, 2021) и социально-эмоциональные навыки (социальная вовлеченность, чувство сопричастности, академическая плавучесть), которые уменьшают риск выгорания подростков (Lakkavaara et al., 2024; Salmela-Aro, Upadyaya, 2020). Среди социальных предпосылок выгорания у учащихся превалируют те, что непосредственно связаны со школой – например, поддержка, получаемая от учителей и одноклассников, чувствительность учителя к эмоциональному состоянию учеников, неуважительные и невежливые отношения в школе (Илюхин, 2021). Было выявлено, что тревога в связи с поступлением в вуз является фактором повышенного стресса в школе, а это, в свою очередь, связано с подготовкой к экзаменам (Yusoff, 2010).
Цель данного исследования заключается в установлении связей между показателями выгорания у российских высокомотивированных школьников и характеристиками образовательной среды, такими как особенности отношений между педагогами и учениками, доступность и разнообразие дополнительного образования, количество и наполнение учебных профилей в период подготовки к ЕГЭ.
Материалы и методы
С февраля по март 2024 года в онлайн-школе, специализирующейся на подготовке высокомотивированных школьников к ЕГЭ, проводился опрос. Информация об опросе распространялась в социальной сети Telegram среди участников дистанционного обучения по подготовке к ЕГЭ по нескольким предметам, а также освещалась во время проведения онлайн-занятий. Сбор данных осуществлялся с помощью инструмента Yandex Forms после сбора письменного согласия на добровольное участие в исследовании со стороны участников.
Выборку составили 1209 человек, учащихся 10-11-х классов (Мвозр = 17,00, SD = 0,57), 1112 девушек и 97 юношей, посещающих онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ и проживающих в разных типах населенных пунктов, обучающихся в разных типах образовательных организаций и в разных профильных классах. Наполненность групп жителей разных типов населенных пунктов, учащихся в разных типах школы и класса неравномерна, поэтому мы не стали анализировать различия между ними. Все опрошенные несколько раз в неделю посещали онлайн-занятия по подготовке к ЕГЭ по разным предметам, что позволяет отнести их к группе высокомотивированных учеников. 92% опрошенных – девушки и 8% – юноши, что объясняется преимущественно женской целевой аудиторией онлайн-школы, но ограничивает возможности по экстраполяции полученных результатов.
Для оценки учебного выгорания учеников 10-х и 11-х классов был использован «Опросник выгорания школьников» (School Burnout Inventory) (Salmela-Aro et al., 2009), адаптированный для российской аудитории А.А. Бочавер и О.Р. Михайловой (Бочавер, Михайлова, 2023a). Ответная шкала была сокращена до традиционной шкалы Ликерта (от 1 – совсем не соответствует до 5 – полностью соответствует). В опросник входят три шкалы – Истощение (4 пункта, диапазон баллов 4-20, пример утверждения: «Проблемы в школе часто нарушают мой сон»), Цинизм (3 пункта, диапазон баллов 3-15, пример утверждения: «Мне не хватает желания учиться в школе, я часто думаю о том, чтобы бросить учебу») и Чувство несоответствия (2 пункта, диапазон баллов 2-10, «Раньше у меня были более высокие ожидания от моей учебы в школе, чем сейчас») (Бочавер, Михайлова, 2023b).
Кроме того, участникам был задан ряд вопросов, подготовленных на основе анализа научных работ. Они касались: 1) характеристик образовательной среды, таких как количество предметов и спецкурсов, доступных для выбора (например, «Есть ли у вас возможность выбирать предметы и спецкурсы?»), доступность выбора учебного профиля («Сколько профильных 11-х классов в вашей школе?»), количество минут, затрачиваемых ежедневно на выполнение школьного домашнего задания и пр.; 2) отношения к этим характеристикам (например, «Соответствует ли профиль, на котором вы учитесь, вашему планируемому направлению дальнейшей учебы?»); 3) воспринимаемого отношения со стороны учителей и администрации школы (например, «Помогают ли вам учителя с подготовкой к ЕГЭ?», «Как вы считаете, заинтересованы ли учителя и администрация школы в успешной сдаче ЕГЭ учениками школы?»). Ответы либо носили характер «да/нет», либо респондентам предлагалась шкала от 1 до 5 для оценки меры согласия с предлагаемыми утверждениями. Помимо этого, были заданы вопросы, выявляющие социально-демографические характеристики выборки: пол, возраст, место жительства респондента.
Анализ данных производился в программе Jamovi. Оценка согласованности шкал (табл. 1) демонстрирует высокие показатели согласованности для шкалы цинизма, однако сомнительные для шкалы истощения и низкие для шкалы чувства несоответствия, что указывает на то, что результаты следует интерпретировать с осторожностью (Cronbach, 1951). Распределения шкал отличаются от нормального, поэтому для анализа ответов использовались непараметрические методы: критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговых корреляций Спирмена, критерий Краскела-Уоллиса и в случае выявления значимых различий post-hoc анализ с использованием критерия Двасса–Стила–Кричлоу-Флигнера.
Таблица 1 / Table 1
Описательная статистика и показатели согласованности шкал Опросника выгорания школьников
Descriptive statistics and indicators of consistency of the scales of the Burnout Questionnaire for school students
|
Значение / Mean |
SD |
Асимметрия / Skewness |
Эксцесс / Kurtosis |
W Шапиро-Уилка / W Shapiro–Wilk |
p |
α Кронбаха / α Cronbach’s |
ω Макдональда / ω McDonald’s |
Истощение / Exhaustion |
12,78 |
3,39 |
-0,10 |
-0,35 |
0,99 |
0,00 |
0,62 |
0,63 |
Цинизм / Cynicism |
11,16 |
3,09 |
-0,72 |
-0,22 |
0,93 |
0,00 |
0,82 |
0,82 |
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
7,13 |
1,97 |
-0,50 |
-0,44 |
0,94 |
0,00 |
0,58 |
0,58 |
Результаты
Сравнение показателей выгорания между девушками и юношами по критерию Манна-Уитни показывает значимые различия: у девушек показатели по всем трем шкалам значимо выше, однако размер эффекта, в качестве которого выступает рангово-бисериальный коэффициент корреляции, низкий (см. табл. 2). Такие результаты совпадают с данными международных исследований (Salmela-Aro, Tynkkynen, 2012; Slivar, 2001), однако в данной выборке группы юношей и девушек слишком различаются по размеру, поэтому из дальнейшего анализа удалены 97 юношей, и последующие расчеты производились только на выборке 1112 девушек. Далее мы обсуждаем школьников в целом, но следует учитывать, что выводы делаются на выборке девушек, поэтому распространять полученные данные на юношей следует с осторожностью.
Таблица 2 / Table 2
Различия между девушками и юношами по показателям выгорания
Differences between girls and boys on burnout indicators
Шкала / Scale |
Группа / Group |
N |
M |
U Манна-Уитни / U |
p |
Размер эффекта / Effect size |
Истощение / Exhaustion
|
Женский / Female |
1112 |
12,91 |
39943 |
0,00 |
0,26 |
Мужской / Male |
97 |
11,29 |
||||
Цинизм / Cynicism |
Женский / Female |
1112 |
11,23 |
45585 |
0,01 |
0,16 |
Мужской / Male |
97 |
10,31 |
||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Женский / Female |
1112 |
7,19 |
43651 |
0,01 |
0,19 |
Мужской / Male |
97 |
6,47 |
Объективные характеристики образовательной среды
Корреляционный анализ Спирмена показывает слабую положительную связь учебной нагрузки (количества уроков ежедневно) с истощением (ρ = 0,13, p = 0,00) и очень слабую – с чувством несоответствия (ρ = 0,06, p < 0,05); слабую связь количества минут, ежедневно затрачиваемых на выполнение домашнего задания, с истощением (ρ = 0,19, p < 0,001). Не обнаружено корреляционных связей между выгоранием и количеством 11-х профильных классов в школе, косвенно указывающим на размер школы, и количеством пробных экзаменов, написанных к началу второго полугодия.
Сравнение распределений по критерию Манна-Уитни (табл. 3) показывает, что показатели цинизма и чувства несоответствия значимо выше у тех респондентов, которые не имеют возможности выбирать профиль и направление учебы, а также у тех, кто сообщает, что не имеет доступа к дополнительным занятиям в кружках/секциях, однако между ними нет различия по истощению. У тех, кто посещает спортивные занятия, значимо ниже истощение и цинизм, но размер эффекта слабый; у тех, кто посещает занятия по иностранным языкам, значимо ниже выраженность цинизма; вовлеченность в творческие занятия не показывает значимых различий.
Таблица 3 / Table 3
Шкалы выгорания и объективные характеристики образовательной среды
Burnout scales and objective characteristics of the educational environment
Шкала / Scale |
Переменная / Variable |
Группа / Group |
N |
M |
U Манна-Уитни / U |
p |
Размер эффекта / Effect size |
Истощение / Exhaustion
|
Возможность выбирать профиль и направление учебы / Opportunity to choose a study track and academic direction
|
Да / Yes |
220 |
12,70 |
94266 |
0,36 |
0,04 |
Нет / No |
892 |
12,96 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
220 |
10,55 |
82909 |
0.00 |
0,16 |
|
Нет / No |
892 |
11,40 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
220 |
6,82 |
85327 |
0,01 |
0,13 |
|
Нет / No |
892 |
7,28 |
|||||
Истощение / Exhaustion
|
Доступ к дополнительным занятиям / Access to extracurricular activities
|
Да / Yes |
628 |
12,79 |
146142 |
0,27 |
0,04 |
Нет / No |
484 |
13,06 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
628 |
10,82 |
126762 |
0,00 |
0,17 |
|
Нет / No |
484 |
11,77 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
628 |
6,97 |
131091 |
0,00 |
0,14 |
|
Нет / No |
484 |
7,48 |
|||||
Истощение / Exhaustion
|
Посещение дополнительных спортивных занятий / Participation in additional sports activities
|
Да / Yes |
181 |
12,47 |
76291 |
0,04 |
0,10 |
Нет / No |
931 |
12,99 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
181 |
10,78 |
76521 |
0,05 |
0,09 |
|
Нет / No |
931 |
11,32 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
181 |
7,22 |
80287 |
0,31 |
0,05 |
|
Нет / No |
931 |
7,22 |
|||||
Истощение / Exhaustion
|
Посещение дополнительных занятий по иностранным языкам / Participation in additional foreign language classes |
Да / Yes |
115 |
12,56 |
52632 |
0,15 |
0,08 |
Нет / No |
997 |
12,95 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
115 |
10,32 |
48040 |
0,00 |
0,16 |
|
Нет / No |
997 |
11,34 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
115 |
6,96 |
53235 |
0,20 |
0,07 |
|
Нет / No |
997 |
7,22 |
Не выявлено различий по выраженности выгорания между школьниками, у которых в школе имеются или отсутствуют профили, а также между теми, которые уже писали пробные экзамены ЕГЭ на момент проведения опроса, и теми, которые еще не писали.
Субъективные характеристики образовательной среды
Обнаружено, что субъективная оценка разных аспектов образовательной среды – содержательно-организационных (таких, как набор предлагаемых школой предметов и спецкурсов или профилей) и социально-коммуникативных (воспринимаемое отношение со стороны учителей и его особенности) – тесно связана с выраженностью компонентов выгорания. На табл. 4 отражены корреляции между оценкой респондентами ряда показателей (тем, насколько они удовлетворены выбором предметов и спецкурсов, насколько, как они считают, учителя и администрация заинтересованы в том, чтобы ученики успешно сдали ЕГЭ, насколько, они считают, учителя помогают им с подготовкой к ЕГЭ) и компонентами выгорания: практически все связи значимы и слабые или умеренные по силе.
Таблица 4 / Table 4
Корреляции между компонентами учебного выгорания и тем, как респонденты оценивают и воспринимают отдельные характеристики образовательной среды
Correlations between burnout components and respondents' assessment and perception of certain characteristics of the educational environment
Переменные / Variables |
Истощение / Exhaustion |
Цинизм / Cynicism |
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Удовлетворенность выбором предметов и спецкурсов / Satisfaction with the selection of subjects and specialized courses |
-0,15* |
-0,30*** |
-0,25*** |
Соответствие профиля выбранному направлению учебы в дальнейшем / Alignment of the study track with the intended field of further education |
-0,04 |
-0,19*** |
-0,16*** |
Заинтересованность учителей и администрации в успешной сдаче ЕГЭ / Teachers’ and administration’s interest in students’ successful performance on the Unified State Exam (USE) |
-0,19*** |
-0,31*** |
-0,26** |
Помощь учителей с подготовкой к ЕГЭ / Teachers’ support in preparation for the Unified State Exam (USE) |
-0,23*** |
-0,36*** |
-0,29*** |
Удовлетворенность тем, как в школе готовят к сдаче ЕГЭ / Satisfaction with the school’s preparation for the Unified State Exam (USE) |
-0,29*** |
-0,44*** |
-0,37*** |
Воспринимаемая уверенность и поддержка учителей по отношению к респонденту / Perceived confidence and support from teachers toward the respondent |
-0,33*** |
-0,42*** |
-0,39*** |
Воспринимаемые сомнения учителей в силах и успехах респондента / Perceived doubts from teachers regarding the respondent’s abilities and success |
0,35*** |
0,35*** |
0,41*** |
Примечание: * – p < 0,05, ** – p < 0,01, *** – p < 0,001.
Note: *p < .05, **p < .01, ***p < .001
Три показателя на стыке объективных характеристик и субъективной удовлетворенности ими, которые находятся в зоне влияния школьной администрации – удовлетворенность выбором предметов и спецкурсов, соответствие профиля выбранному направлению учебы в дальнейшем, а также удовлетворенность тем, как в школе готовят к сдаче ЕГЭ – были подвергнуты более подробному анализу с использованием критерия Краскела-Уоллиса и далее попарных сравнений с использованием критерия Двасса-Стила-Кричлоу-Флигнера (см. Приложение, табл. 1-6. Дополнительные данные можно запросить у автора (Л.Р. Мурадымова). Результаты показывают, что есть значимые различия в зависимости от того, насколько респонденты удовлетворены имеющимся выбором предметов и спецкурсов; насколько соответствует профиль, на котором учится респондент, выбранному им направлению дальнейшей учебы; наконец, от того, насколько респонденты в целом удовлетворены тем, как в школе происходит подготовка к ЕГЭ. Размер эффекта в основном слабый, но достигает 0,20 в отношении цинизма в зависимости от удовлетворенности подготовкой к ЕГЭ в школе. Различия присутствуют не только между теми, кто занимает противоположные позиции (полностью устраивает – полностью не устраивает), но и у участников с более умеренными позициями и тех, кто имел затруднения с ответом.
Воспринимаемое школьниками отношение к ним со стороны учителей играет большую роль в выгорании старшеклассников. В частности, воспринимаемая уверенность учителей в том, что ученики успешно сдадут ЕГЭ, их помощь в подготовке к экзаменам, а также заинтересованность административной команды школы и учителей в успешной сдаче учениками ЕГЭ умеренно отрицательно связаны с выраженностью выгорания, а воспринимаемое сомнение учителей в том, что ученики способны успешно сдать ЕГЭ, напротив, положительно связано с выгоранием.
В табл. 5 приводятся различия между группами школьников, которые сообщили, что получали или не получали от учителей поддержку, похвалу и одобрение на протяжении года, а также сталкивались или не сталкивались с грубыми замечаниями, оскорблениями и криком с их стороны.
Таблица 5 / Table 5
Шкалы выгорания и воспринимаемое отношение со стороны учителей
Burnout scales and perceived attitudes of teachers
Шкала / Scale |
Переменная / Variable |
Группа |
N |
M |
U Манна-Уитни / U |
p |
Размер эффекта / Effect size |
Истощение / Exhaustion |
Поддержка / Support |
Да / Yes |
410 |
12,26 |
118034 |
0,00 |
0,17 |
Нет / No |
702 |
13,27 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
410 |
10,23 |
103413 |
0,00 |
0,28 |
|
Нет / No |
702 |
11,79 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
410 |
6,59 |
104783 |
0,00 |
0,27 |
|
Нет / No |
702 |
7,53 |
|||||
Истощение / Exhaustion |
Похвала / Praise |
Да / Yes |
625 |
12,46 |
126290 |
0,00 |
0,17 |
Нет / No |
487 |
13,48 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
625 |
10,65 |
114110 |
0,00 |
0,25 |
|
Нет / No |
487 |
11,98 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
625 |
6,82 |
113529 |
0,00 |
0,25 |
|
Нет / No |
487 |
7,68 |
|||||
Истощение / Exhaustion |
Одобрение / Approval |
Да / Yes |
562 |
12,49 |
131013 |
0,00 |
0,15 |
Нет / No |
550 |
13,34 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
562 |
10,80 |
129977 |
0,00 |
0,16 |
|
Нет / No |
550 |
11,67 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
562 |
6,88 |
126877 |
0,00 |
0,18 |
|
Нет / No |
550 |
7,51 |
|||||
Истощение / Exhaustion |
Грубые замечания / Harsh remarks |
Да / Yes |
443 |
14,15 |
95765 |
0,00 |
0,35 |
Нет / No |
669 |
12,09 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
443 |
12,34 |
97402 |
0,00 |
0,34 |
|
Нет / No |
669 |
10,49 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
443 |
7,97 |
91456 |
0,00 |
0,38 |
|
Нет / No |
669 |
6,68 |
|||||
Истощение / Exhaustion |
Оскорбления / Insults |
Да / Yes |
179 |
14,57 |
55508 |
0,00 |
0,34 |
Нет / No |
933 |
12,59 |
|||||
Цинизм / Cynicism |
Да / Yes |
179 |
12,64 |
56083 |
0,00 |
0,33 |
|
Нет / No |
933 |
10,96 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
179 |
8,08 |
57206 |
0,00 |
0,32 |
|
Нет / No |
933 |
7,02 |
|||||
Истощение / Exhaustion
|
Крик / Yelling |
Да / Yes |
298 |
14,01 |
91353 |
0,00 |
0,25 |
Нет / No |
814 |
12,50 |
|||||
Цинизм / Cynicism
|
Да / Yes |
298 |
12,39 |
85077 |
0,00 |
0,30 |
|
Нет / No |
814 |
10,80 |
|||||
Чувство несоответствия / Sense of inadequacy |
Да / Yes |
298 |
6,95 |
89246 |
0,00 |
0,26 |
|
Нет / No |
814 |
7,85 |
Везде имеют место значимые различия (разница в средних значениях может достигать более 2 баллов) и существенный размер эффекта – максимальный составляет 0,38 для грубых замечаний, в целом проявления негативного отношения учителей (грубые замечания, оскорбления, крик) показывают более высокие размеры эффекта по сравнению с позитивным (поддержка, похвала, одобрение). У тех школьников, которые воспринимают отношение учителей как негативное, выгорание выше; у тех, кто считает, что учителя к ним относятся позитивно, выгорание ниже; воспринимаемое негативное отношение со стороны учителей сильнее связано с выгоранием, чем позитивное.
Обсуждение результатов
Проведенное исследование показывает многочисленные значимые связи между показателями учебного выгорания и характеристиками образовательной среды.
Во-первых, анализировались связи между выраженностью учебного выгорания и объективными характеристиками образовательной среды. Результаты свидетельствуют о том, что нет связи между выгоранием школьников и наличием профиля, количеством 11-х классов в школе, количеством пробных экзаменов, написанных к началу второго полугодия; высокая учебная нагрузка слабо, но положительно коррелирует с выгоранием; вопрос о связи с типом профиля нуждается в дальнейшем изучении. Результаты указывают на то, что выгорание связано в большей степени не с объективными показателями образовательной среды, а с возможностью выбора (профилей, дополнительного образования) и расширения образовательного процесса за границы ЕГЭ благодаря дополнительному образованию, которое, возможно, приносит удовольствие, позволяет улучшать самочувствие и снижать гиподинамию, а также расширяет опыт самореализации и успеха: у высокомотивированных старшеклассников образ жизни очень сильно ограничен подготовкой к ЕГЭ, и наши результаты показывают, что необязательные занятия спортом и иностранным языком могут являться важным психологическим ресурсом, защищающим от выгорания.
Во-вторых, учебное выгорание школьников анализировалось с точки зрения воспринимаемых респондентами характеристик образовательной среды. Чем более удовлетворены респонденты доступным им выбором предметов и спецкурсов, тем ниже у них все показатели выгорания. Чем лучше профиль соответствует выбранному дальнейшему направлению учебы, тем ниже показатели цинизма и чувства несоответствия. Чем больше респонденты удовлетворены тем, как их готовят в школе к ЕГЭ, тем ниже у них показатели истощения, цинизма и чувства несоответствия. Таким образом, удовлетворенность школьников теми возможностями, которые предоставляет школа, и использование ими этих возможностей очень важны в контексте выгорания и, возможно, могут отчасти служить факторами защиты от него.
В-третьих, анализировались связи учебного выгорания с тем, как школьники воспринимают отношение к ним со стороны учителей и администрации. Все расчеты показали однозначные статистически значимые связи: положительное отношение со стороны учителей (уверенность в успехе учеников, оказание поддержки, похвалы, одобрение) связано с низкой выраженностью выгорания; и наоборот, отсутствие уверенности в успехах учеников, грубые замечания, оскорбления и крик со стороны учителей связаны с высокими показателями выгорания школьников.
Полученные данные во многом подтверждают результаты зарубежных исследований: например, зарубежные исследователи сообщают о том, что дополнительная физическая активность отрицательно связана с эмоциональным истощением (Cheung, Li, 2019), а уровень академической нагрузки тесно связан с истощением школьников (Aypay, 2011; Salmela-Aro, Kiuru, Nurmi, 2008). Отдельное место исследователи отводят фактору социальной поддержки, часто акцент делается на отношениях между учеником и учителем. Показано, что внимание и уважение педагогов к ученику отрицательно коррелируют с синдромом выгорания в школе (Romano et al., 2021); поддержка отстающих учеников отрицательно коррелирует с их выгоранием (Meylan et al., 2020). Опрос 2400 финских школьников показал, что степень эмоциональной поддержки, которую получают ученики от учителя и одноклассников, положительно коррелирует с академической вовлеченностью, которая, в свою очередь, отрицательно связана с цинизмом, одним из трех основных признаков выгорания (Rautanen et al., 2021). Метаанализ работ по связи разных типов социальной поддержки и синдрома выгорания показал отрицательную корреляцию всех видов социальной поддержки с чувством неэффективности в школе (Kim et al., 2018). Таким образом, отношения с учителями серьезно связаны с эмоциональным состоянием школьников, что подтверждается зарубежными публикациями и данным исследованием.
Заключение
Полученные связи между воспринимаемыми характеристиками образовательной среды и выраженностью учебного выгорания у школьников имеют большое прикладное значение и обладают серьезным управленческим потенциалом. На их основе могут быть разработаны целевые практики и административные решения для школ, направленные на профилактику выгорания через снижение нагрузки, во-первых, повышение саморегуляции, распознавание усталости и расширение практик самопомощи среди старшеклассников, во-вторых, и улучшение школьного климата и качества отношений между учениками и учителями, в-третьих. Важно повышать квалификацию учителей, расширяя их знания об ученическом выгорании, его предпосылках и последствиях, чтобы они могли грамотно выстраивать работу с эмоциональным состоянием учеников, поддерживая их благополучие и препятствуя их выгоранию, а также при проектировании подготовки к ЕГЭ в школе принимать в расчет намерения школьников и учитывать обратную связь от них в качестве одного из возможных индикаторов эффективности.
Проведенное исследование не позволяет оценивать причинно-следственные связи, однако мы можем предполагать наличие реципрокных отношений между учебным выгоранием школьников и поведением учителей. С одной стороны, истощенные, демонстрирующие циничное отношение к учебе и не соответствующие школьным требованиям подростки могут вызывать больше агрессии и меньше сочувствия со стороны учителей; с другой стороны, негативное отношение со стороны учителей в сочетании с отсутствием похвалы, поддержки и одобрения может способствовать усилению истощения, цинизма и переживания себя как несоответствующего школьным требованиям со стороны ребенка.
Отдельное место занимает вопрос о действиях вузов, первокурсниками которых становятся эмоционально истощенные и цинично настроенные по отношению к образовательному процессу абитуриенты. Полученные данные проблематизируют вопросы об адаптации первокурсников к среде вуза и необходимости внимания к их эмоциональному состоянию для минимизации рисков повышения выгорания и последующих психологических и академических сложностей.
Среди перспективных направлений дальнейшего исследования можно отметить сравнение выраженности выгорания у школьников, обучающихся на разных профилях, у юношей и девушек, у школьников по сравнению со студентами колледжей, у обучающихся в традиционном школьном формате и тех, кто осваивает образовательную программу дистанционно. Представляют интерес возможности соотнесения выраженности выгорания школьников с объективными показателями школы и населенного пункта, в котором они живут, с показателями учебной нагрузки, с их академическими успехами и с результатами ЕГЭ, а также использование других методов, помимо самоотчетных. Все эти данные позволят разрабатывать эмпирически обоснованные программы, адресованные старшеклассникам и направленные на профилактику и снижение учебного выгорания, и принимать административные решения, направленные на заботу о благополучии учащихся.
Дополнительные материалы
Дополнительные данные. Дополнительные данные можно запросить у автора (Л.Р. Мурадымова).
Литература
-
Бочавер, А.А., Михайлова, О.Р. (2023). Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке. Вопросы образования, 2. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-70-100
Bochaver, A.A., Mikhailova, O.R. (2023). School burnout: adaptation of the questionnaire in a Russian sample. Educational Studies Moscow, 2. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-70-100 -
Бочавер, А.А., Михайлова, О.Р. (2023). Объявление об ошибке в статье [Электронный ресурс] // Вопросы образования, 3.237. URL: https://vo.hse.ru/article/view/18059 (дата обращения: 07.07.2024).
Bochaver A.A., Mikhailova O.R. (2023). Error announcement. Educational Studies Moscow. 3, 237. (In Russ.) URL: https://vo.hse.ru/index.php/vo/article/view/16424 (accessed 7.07.2024). -
Илюхин, А.Г. (2021). Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления. Современная зарубежная психология, 10(2), 117–127. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100212
Ilyukhin, A.G. (2021). Burnout in the lives of schoolchildren and students: causes, consequences and ways to overcome. Journal of Modern Foreign Psychology, 10(2), 117–127. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100212 -
Осин, Е.Н. (2015). Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды. Психологическая наука и образование, 20(4), 57–74. https://doi.org/10.17759/pse.2015200406
Osin, E.N. (2015). Alienation from Study as a Predictor of Burnout in University Students: the Role of the Educational Environment Characteristics. Psychological Science and Education, 20(4), 57–74. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2015200406 -
Aypay, A. (2011). Elementary School Student Burnout Scale for Grades 6–8: A Study of Validity and Reliability. Educational Sciences: Theory & Practice,11, 520–527.
-
Bradley, H.B. (1969). Community-based Treatment for Young Adult Offenders. Crime & Delinquency,15(3), 359–370. https://doi.org/10.1177/001112876901500307
-
Cheung, P, Li, C. (2019). Physical Activity and Mental Toughness as Antecedents of Academic Burnout among School Students: A Latent Profile Approach. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(11). https://doi.org/10.3390/ijerph16112024
-
Cronbach, L.J. (1951). Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests. Psychometrika, 16(8), 297–334. https://doi.org/10.1007/BF02310555
-
Evers, K., Chen, S., Rothmann, S., Dhir, A., Pallesen, S. (2020). Investigating the relation among disturbed sleep due to social media use, school burnout, and academic performance. Journal of Adolescence, 84(1), 156–164. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.08.011
-
Freudenberger, H.J. (1974). Staff burnout. Journal of Social Issues, 30, 159–165. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
-
Kim, B., et al. (2018). Relationships between social support and student burnout: A meta-analytic approach. Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress, 34(1), 127–134. https://doi.org/10.1002/smi.2771
-
Lakkavaara, A., Upadyaya, K., Tang, X., Salmela-Aro, K. (2024). The role of stress mindset and academic buoyancy in school burnout in middle adolescence. European Journal of Developmental Psychology, 1–18. https://doi.org/10.1080/17405629.2024.2382398
-
Mannerström, R., Haarala-Muhonen, A., Parpala, A. et al. (2024). Identity profiles, motivations for attending university and study-related burnout: Differences between Finnish students in professional and non-professional fields. European Journal of Psychology of Education, 39, 651–669. https://doi.org/10.1007/s10212-023-00706-4
-
Maslach, C., Jackson, S.E. (1981). The measurement of experienced burnout. Journal of Organizational Behavior, 2, 99–113. https://doi.org/10.1002/job.4030020205
-
Maslach, C. (1979). Burned-out. The Canadian Journal of Psychiatric Nursing, 20(6), 5–9.
-
Meylan, N., Meylan, J., Rodriguez, M., Bonvin, P., Tardif, E. (2020). What Types of Educational Practices Impact School Burnout Levels in Adolescents? International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(4), 1152. https://doi.org/10.3390/ijerph17041152
-
Ponkosonsirilert, T., et al. (2022). Stress, self-compassion, and school burnout in Thai high school students. International Journal of Adolescent Medicine and Health, 34(5), 343–349. https://doi.org/10.1515/ijamh-2020-0109
-
Raiziene, S., Pilkauskaite-Valickiene, R., Zukauskiene, R. (2014). School Burnout and Subjective Well-being: Evidence from Cross-lagged Relations in a 1-year Longitudinal Sample. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 116, 3254–3258. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.743
-
Rautanen, P., Soini, T., Pietarinen, J. et al. (2021) Primary school students’ perceived social support in relation to study engagement. European Journal of Psychology of Education, 36(3), 653–672. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00492-3
-
Romano, L., Angelini, G., Consiglio, P., Fiorilli, C. (2021). The Effect of Students' Perception of Teachers' Emotional Support on School Burnout Dimensions: Longitudinal Findings. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4). https://doi.org/10.3390/ijerph18041922
-
Salmela-Aro, K., Upadyaya, K. (2014). School burnout and engagement in the context of demands-resources model. British Journal of Educational Psychology, 84(1), 137–151. https://doi.org/10.1111/bjep.12018
-
Salmela-Aro, K., Kiuru, N., Nurmi, J. E. (2008). The role of educational track in adolescents' school burnout: A longitudinal study. British Journal of Educational Psychology, 78(4), 663–689. https://doi.org/10.1348/000709908X281628
-
Salmela-Aro, K., Kiuru, N., Leskinen, E., Nurmi, J.-E. (2009). School Burnout Inventory (SBI): Reliability and validity. European Journal of Psychological Assessment, 25(1), 48–57. https://doi.org/10.1027/1015-5759.25.1.48
-
Salmela-Aro, K., Tynkkynen, L. (2012). Gendered pathways in school burnout among adolescents. Journal of Adolescence, 35(4), 929–939. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2012.01.001
-
Salmela-Aro, K., Upadyaya, K. (2020). School engagement and school burnout profiles during high school – The role of socio-emotional skills. European Journal of Developmental Psychology, 17(6), 943–964. https://doi.org/10.1080/17405629.2020.1785860
-
Schaufeli, W.B., Martínez, I.M., Marques Pinto, A., Salanova, M., Bakker, A.B. (2002). Burnout and engagement in university students: A cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology, 33(5), 464–481. https://doi.org/10.1177/0022022102033005003
-
Shih, S.-S. (2012). An examination of academic burnout versus work engagement among Taiwanese adolescents. The Journal of Educational Research, 105(4), 286–298. https://doi.org/10.1080/00220671.2011.629695
-
Slivar, B. (2001). The syndrome of burnout, self-image, and anxiety with grammar school students. Psihološka obzorja, 10(2), 21–32.
-
Tang, X., Upadyaya, K., Salmela-Aro, K. (2021). School burnout and psychosocial problems among adolescents: Grit as a resilience factor. Journal of Adolescence, 86, 77–89. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.12.002
-
Teuber, Z., Nussbeck, F.W., Wild, E. (2021). The bright side of grit in burnout-prevention: Exploring grit in the context of demands-resources model among Chinese high school students. Child Psychiatry and Human Development, 52(3), 464–476. https://doi.org/10.1007/s10578-020-01031-3
-
Walburg, V. (2014). Burnout among high school students: A literature review. Children and Youth Services Review, 42, 28–33. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2014.03.020
-
Yusoff, M. (2010). Stress, stressors and coping strategies among secondary school students in a Malaysian government secondary school: Initial findings. ASEAN Journal of Psychiatry, 143–157.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 121
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 120
Скачиваний PDF
За все время: 41
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 40
Всего
За все время: 162
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 160