Сущность психологической культуры современного учителя музыки

Аннотация

The essence and peculiarity of forming of psychological culture of music teacher are analyzed in the article. The forming includes psychological competency and self-realization in the musical and teaching activity.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая культура учителя музыки, самореализация в музыкально-педагогической деятельности, включение духовных способностей в процесс интерпретации музыкального сочинения

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Вахтель Л.В. Сущность психологической культуры современного учителя музыки // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Миссия психологической культуры в рамках образовательного пространства связана с функ­цией методологического ориентира в проведении психологических исследований. Вместе с тем психологическая культура специалиста выступает как консолидирующее средство межличностно­го, межкультурного и межпрофессионального общения [1]. Проблемы развития психологической культуры учителей представлены в исследованиях А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.Д. Деминой, И.Ф. Исаева, Н.И. Исаевой, Л.С. Колмогоровой, Л.Я. Коломинского, Н.И. Лифинцевой, О.И. Мот­кова, Н.Н. Обозова и многих других.

Л.С. Колмогорова рассматривает психологическую культуру как системную характеристику человека, способствующую его самопознанию и самореализации в профессии и жизни, обеспечи­вающую эффективность процессов саморегуляции и самосовершенствования [3]. Н.Н. Обозов под­черкивает социально-психологический и диалоговый контекст в характеристике данного феноме­на [4]. Показателями психологической культуры, по мнению Е.А. Климова, являются наличие пси­хологических знаний о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека, умения дифференцировать субъективные и объективные явления, а также деятельность сознания и проявления бессознательного [2].

В качестве компонентов психологической культуры специалиста традиционно выделяют пси­хологическую компетентность как определенный уровень освоения знаний и умений, уровень раз­вития ценностно-смысловой, оценочно-рефлексивной и культуротворческой сфер. В процессе це­ленаправленного и систематического развития психологической культуры открываются возможно­сти в развитии поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексий, становлении субъект­ной позиции в деятельности и межличностных отношениях.

В современном образовании актуальна проблема развития психологической культуры учителя музыки как части базовой культуры личности и как интегративного качества личности, предполага­ющего высокий уровень психологической компетентности, развития потребностно-мотивационной сферы, самоактуализацию и самореализацию в музыкально-педагогической деятельности [5].

Сущность психологической культуры учителя музыки заключена в реализации функции вве­дения личности обучающегося в мир ментальных норм художественной жизни и духовной деятель­ности человека, в систему личностно значимых и профессиональных ценностей и компетенций. Развитая психологическая культура учителя музыки позволяет выполнять проектно-регулирующую деятельность в построении субъект-субъектных отношений учителя и обучающегося, понимать ин­дивидуальный мир ученика, осознавать сущность своей деятельности, цели и проблемы современ­ного образования, раскрывать творческий потенциал ученика в процессе вхождения в мир музы­кальной культуры.

Развитие психологической культуры учителя музыки актуализирует потребностно­мотивационную сферу, познавательную, творческую активность субъектов образовательного про­цесса, способствует включению духовных способностей в процесс интерпретации музыкального сочинения и произведений различных видов искусств, раскрывает возможности диалогового об­щения учителя и ученика через художественное творчество. Особое значение в этой связи имеет развитие художественно-эстетической потребности учителя музыки, потребности в музыкально­исполнительской и музыкально-педагогической деятельности, мотивации профессиональной дея­тельности, а также самоактуализация.

Развитие потребности в музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки активизи­рует интерес к психологическим проблемам интерпретации музыкального сочинения и исполнитель­ским традициям, формирует потребность интерпретировать и самоутверждаться через понимание и исполнение произведения. Развитие у учителей музыки мотивации к музыкально-педагогической деятельности предполагает осознание личностной значимости выбранной ими профессии, ее при­оритетности и роли в обществе и культуре.

Особенностью развития психологической культуры учителя музыки является связь с психо­логическим механизмом включения духовных способностей (В.Д. Шадриков) в процесс интерпре­тации музыкального сочинения. При этом активизируется информационный обмен с подсознанием, способствующий концентрации внимания и стремительности протекания психических процессов восприятия, воображения, мышления. Включение духовных способностей в интерпретационную деятельность способствует формированию «стилевой установки» (Д.Н. Узнадзе, А.И. Николаева), «погружающей» интерпретатора в контекст определенного сочинения, активизирующей его пони­мание и определяющей, в конечном счете, его индивидуальное прочтение.

Стилевая установка, в свою очередь, способствует проявлению эмпатии, т. к. направленность всех структур личности (физической, эмоциональной, интеллектуальной, волевой) на постижение и исполнительскую реализацию стиля связана с необходимостью вжиться в духовный мир, поро­дивший эти смыслы. Чем более интерпретатор настроен на восприятие и выражение стиля сочине­ния, тем успешнее он согласует свои ментальные представления, индивидуально-психологические особенности, доминирующие психические состояния со стилем сочинения, его образно-смысловой сферой.

Показателями сформированности психологической культуры учителя музыки являются эмоционально-ценностное отношение к себе, ученикам, другим людям, окружающему миру; по­ложительное стремление к самоактуализации, творческому саморазвитию в процессе музыкально­педагогической деятельности, диалоговое общение и активизация духовных способностей об­учающихся в процессе интерпретации музыкального сочинения и произведений различных ви­дов искусств; рефлексия своих личностных качеств, деятельности, отношений; гармоничность ценностно-смысловой сферы.

Исследуя развитие психологической культуры учителя музыки, следует подчеркнуть ее вза­имосвязь с общей и профессиональной культурой. Развитая психологическая культура учителя музыки выступает фактором его личностно-профессионального развития и способна качественно преобразовываться при условии интенсивного стремления к профессиональной и личностной са­моактуализации.

Литература

  1. Исаева Н.И. Теоретические основы исследования психологической культуры // Психологическая культура личности : материалы Всерос. науч.-прак. конф. Белгород, 20–21 окт. 2003 г. Белгород : Белгород. гос. ун-т, 2003. С. 5–14.
  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998.
  3. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащегося : дис. … д-ра. психол. наук. М., 2001.
  4. Обозов Н.Н. Психология человека. От тела к душе. СПб. : Облик, 2001.
  5. Вахтель Л.В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально­исполнительской деятельности студентов : моногр. Воронеж, 2009.

Информация об авторах

Вахтель Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета., Воронеж, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2787
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0