Сущность психологической культуры современного учителя музыки
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая культура учителя музыки, самореализация в музыкально-педагогической деятельности, включение духовных способностей в процесс интерпретации музыкального сочинения
Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Вахтель Л.В. Сущность психологической культуры современного учителя музыки // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Миссия психологической культуры в рамках образовательного пространства связана с функцией методологического ориентира в проведении психологических исследований. Вместе с тем психологическая культура специалиста выступает как консолидирующее средство межличностного, межкультурного и межпрофессионального общения [1]. Проблемы развития психологической культуры учителей представлены в исследованиях А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.Д. Деминой, И.Ф. Исаева, Н.И. Исаевой, Л.С. Колмогоровой, Л.Я. Коломинского, Н.И. Лифинцевой, О.И. Моткова, Н.Н. Обозова и многих других.
Л.С. Колмогорова рассматривает психологическую культуру как системную характеристику человека, способствующую его самопознанию и самореализации в профессии и жизни, обеспечивающую эффективность процессов саморегуляции и самосовершенствования [3]. Н.Н. Обозов подчеркивает социально-психологический и диалоговый контекст в характеристике данного феномена [4]. Показателями психологической культуры, по мнению Е.А. Климова, являются наличие психологических знаний о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека, умения дифференцировать субъективные и объективные явления, а также деятельность сознания и проявления бессознательного [2].
В качестве компонентов психологической культуры специалиста традиционно выделяют психологическую компетентность как определенный уровень освоения знаний и умений, уровень развития ценностно-смысловой, оценочно-рефлексивной и культуротворческой сфер. В процессе целенаправленного и систематического развития психологической культуры открываются возможности в развитии поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексий, становлении субъектной позиции в деятельности и межличностных отношениях.
В современном образовании актуальна проблема развития психологической культуры учителя музыки как части базовой культуры личности и как интегративного качества личности, предполагающего высокий уровень психологической компетентности, развития потребностно-мотивационной сферы, самоактуализацию и самореализацию в музыкально-педагогической деятельности [5].
Сущность психологической культуры учителя музыки заключена в реализации функции введения личности обучающегося в мир ментальных норм художественной жизни и духовной деятельности человека, в систему личностно значимых и профессиональных ценностей и компетенций. Развитая психологическая культура учителя музыки позволяет выполнять проектно-регулирующую деятельность в построении субъект-субъектных отношений учителя и обучающегося, понимать индивидуальный мир ученика, осознавать сущность своей деятельности, цели и проблемы современного образования, раскрывать творческий потенциал ученика в процессе вхождения в мир музыкальной культуры.
Развитие психологической культуры учителя музыки актуализирует потребностномотивационную сферу, познавательную, творческую активность субъектов образовательного процесса, способствует включению духовных способностей в процесс интерпретации музыкального сочинения и произведений различных видов искусств, раскрывает возможности диалогового общения учителя и ученика через художественное творчество. Особое значение в этой связи имеет развитие художественно-эстетической потребности учителя музыки, потребности в музыкальноисполнительской и музыкально-педагогической деятельности, мотивации профессиональной деятельности, а также самоактуализация.
Развитие потребности в музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки активизирует интерес к психологическим проблемам интерпретации музыкального сочинения и исполнительским традициям, формирует потребность интерпретировать и самоутверждаться через понимание и исполнение произведения. Развитие у учителей музыки мотивации к музыкально-педагогической деятельности предполагает осознание личностной значимости выбранной ими профессии, ее приоритетности и роли в обществе и культуре.
Особенностью развития психологической культуры учителя музыки является связь с психологическим механизмом включения духовных способностей (В.Д. Шадриков) в процесс интерпретации музыкального сочинения. При этом активизируется информационный обмен с подсознанием, способствующий концентрации внимания и стремительности протекания психических процессов восприятия, воображения, мышления. Включение духовных способностей в интерпретационную деятельность способствует формированию «стилевой установки» (Д.Н. Узнадзе, А.И. Николаева), «погружающей» интерпретатора в контекст определенного сочинения, активизирующей его понимание и определяющей, в конечном счете, его индивидуальное прочтение.
Стилевая установка, в свою очередь, способствует проявлению эмпатии, т. к. направленность всех структур личности (физической, эмоциональной, интеллектуальной, волевой) на постижение и исполнительскую реализацию стиля связана с необходимостью вжиться в духовный мир, породивший эти смыслы. Чем более интерпретатор настроен на восприятие и выражение стиля сочинения, тем успешнее он согласует свои ментальные представления, индивидуально-психологические особенности, доминирующие психические состояния со стилем сочинения, его образно-смысловой сферой.
Показателями сформированности психологической культуры учителя музыки являются эмоционально-ценностное отношение к себе, ученикам, другим людям, окружающему миру; положительное стремление к самоактуализации, творческому саморазвитию в процессе музыкальнопедагогической деятельности, диалоговое общение и активизация духовных способностей обучающихся в процессе интерпретации музыкального сочинения и произведений различных видов искусств; рефлексия своих личностных качеств, деятельности, отношений; гармоничность ценностно-смысловой сферы.
Исследуя развитие психологической культуры учителя музыки, следует подчеркнуть ее взаимосвязь с общей и профессиональной культурой. Развитая психологическая культура учителя музыки выступает фактором его личностно-профессионального развития и способна качественно преобразовываться при условии интенсивного стремления к профессиональной и личностной самоактуализации.
Литература
- Исаева Н.И. Теоретические основы исследования психологической культуры // Психологическая культура личности : материалы Всерос. науч.-прак. конф. Белгород, 20–21 окт. 2003 г. Белгород : Белгород. гос. ун-т, 2003. С. 5–14.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998.
- Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащегося : дис. … д-ра. психол. наук. М., 2001.
- Обозов Н.Н. Психология человека. От тела к душе. СПб. : Облик, 2001.
- Вахтель Л.В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности студентов : моногр. Воронеж, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2786
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2