Специфика профессиональных деструкций личности педагогических работников

Аннотация

The article presents the analysis of professional peculiarities of teachers and educational officials’ destruction that depends on professional activities.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные деструкции, выгорание, профессиональная деформация личности

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Круглова Е.А. Специфика профессиональных деструкций личности педагогических работников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема влияния профессии на личность периодически возникала в сфере внимания иссле­дователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью работника писали еще древние философы, но особенно часто она обсуж­далась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи также неоднократно уде­ляли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более де­тального и конкретного исследования как положительного, так и отрицательного влияния профес­сии на психику человека.

Среди профессиональных деструкций личности, отрицательно влияющих на психику чело­века, на современном этапе достаточно подробно изучен феномен профессионального (психиче­ского) выгорания, который определяется как состояние физического, эмоционального и умствен­ного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Другая проблема – профессио­нальная деформация личности – изучена в меньшей степени. При этом она часто рассматривается именно в контексте выгорания, что не совсем правомерно.

Наши психологические исследования профессиональных деструкций различных категорий педагогических работников показали, что профессиональное психическое выгорание и профессио­нальная деформация личности – это явления, имеющие разную психологическую природу и специ­фику, хотя, безусловно, связанные между собой.

В исследовании особенностей профессионального психического выгорания и профессиональ­ной деформации личности приняли участие 130 педагогических работников. Из них 45 – педаго­ги общеобразовательных школ; 42 – педагоги спецшкол-интернатов; 43 – руководители образова­тельных учреждений. Методики исследования: опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э.Шейна, многофакторный личностный опросник FPI, методика для определения копинг-стратегий Р. Лазаруса. При этом результаты нашего исследования были подкреплены их математической об­работкой и поэтому являются статистически значимыми.

Рассмотрим эти особенности.

Педагоги общеобразовательных учреждений. С увеличением стажа педагогической деятель­ности возрастает невротичность учителей, т.е. они становятся все более склонными к развитию нев­ротического синдрома астенического типа, который сопровождается значительными психосомати­ческими нарушениями. Кроме того, возрастают показатели ситуативной и личностной тревожно­сти, что является еще одним проявлением невротизации личности учителей и нарушений их пси­хоэмоционального состояния. Это говорит о том, что с увеличением стажа педагогической деятель­ности возрастает риск развития синдрома профессионального психического выгорания.

Среди симптомов профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ наблюдается присутствие спонтанной агрессивности, что указывает на психопатизацию ин­тротенсивного типа, создающей предпосылки для импульсивного поведения. С увеличением ста­жа работы происходит усиление признаков, характерных для психопатологического депрессивного синдрома. Они присутствуют в эмоциональной сфере, поведении, в отношениях к себе и социаль­ной среде. Психопатологическое реагирование на сложные и стрессовые ситуации с увеличением стажа педагогической деятельности становится устойчивым и относительно постоянным. Педагоги раздражительны, что свидетельствует о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Однако они более общительны, открыты (по сравнению с другими группами испытуемых) и стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающи­ми людьми. Кроме того, можно выделить тенденцию педагогов к маскулинности. Причину этого мы видим в том, что педагогический коллектив в основном состоит из женщин, которые усвоили и используют мужскую систему образования с применением агрессивности, властности и жесткости.

Деформация мотивационной сферы проявляется в том, что педагоги утрачивают стремление к успеху в профессиональной сфере, теряют интерес к работе; снижается уровень ориентации лич­ности на интеграцию усилий других людей, утрачивается чувство ответственности за результаты работы. Кроме того, снижается стремление к интеграции различных сторон образа жизни – учи­теля в основном ориентированы на работу и целиком погружаются в нее в ущерб семье, общению и другим сферам жизнедеятельности. Вместе с этим уровень профессиональной мотивации сни­жается, и педагоги работают как бы по инерции, не стремясь к новым способам деятельности, т.е. становятся ригидными в отношении как работы, так и других сторон жизни.

Деформация поведенческой сферы состоит в том, что они избегают усилий в поиске инфор­мационной, действенной и эмоциональной поддержки, предпочитают быть наедине со своими про­блемами, дистанцируются от людей, а также перестают прикладывать усилия по созданию поло­жительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Следовательно, у педаго­гов общеобразовательных школ присутствуют признаки профессиональной деформации личности, проявлением которой являются указанные психопатические характеристики.

Педагоги спецшкол-интернатов для детей с отклонениями в развитии. С увеличением стажа работы в школах с изучаемой спецификой возрастает предрасположенность педагогов к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу, что проявляется в тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Кроме того, с увеличением стажа работы в спецшколах-интернатах усили­вается проявление эмоции страха. Для поведенческой сферы педагогов спецшкол-интернатов харак­терно то, что они предпочитают быть наедине со своими проблемами, дистанцируются от людей.

Вышеперечисленные признаки указывают на невротическое реагирование педагогов в стрес­совых ситуациях, что является, скорее, проявлением синдрома профессионального психического выгорания. Признаки же личностной деформации педагогов спецшкол-интернатов мы обнаружи­ли лишь в мотивационной сфере.

С увеличением стажа работы в школах для детей с отклонениями в развитии у педагогов сни­жается значимость такой карьерной ориентации, как «предпринимательство», т.е. стремление соз­давать что-то новое, готовность к риску и преодолению препятствий. Кроме того, утрачиваются на­правленность личности на интеграцию усилий других людей, а также стремление к личностному и групповому общению. Считается, что с возрастом и опытом работы данная карьерная ориентация проявляется сильнее, но у педагогов спецшкол-интернатов мы наблюдаем прямо противоположное явление. Учителя не стремятся к ответственности, власти и управлению педагогическим процессом.

Руководители образовательных учреждений. Исследования показали, что у руководителей присутствует достаточно высокий уровень невротичности, что свидетельствует о наличии у них синдрома профессионального психического выгорания. Однако с увеличением стажа руководящей деятельности показатели невротичности (а также предрасположенности к стрессовому реагирова­нию на обычные жизненные ситуации), протекающей по пассивно-оборонительному типу, снижа­ются. Снижается также спонтанная агрессивность руководителей, следовательно, они становятся менее предрасположенными к импульсивному поведению. Напротив, с увеличением стажа работы на руководящей должности возрастает уравновешенность, т.е. устойчивость к стрессу, защищен­ность от воздействия стрессовых факторов, базирующаяся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. В трудных ситуациях руководители способны совершать произвольные проблемно­фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

С ростом стажа управленческой деятельности происходят изменения в мотивационной сфе­ре руководителей. Возрастает ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полно­та ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации, а также стремление занять еще более высокую должность. Усиливается значимость такой карьерной ори­ентации, как «предпринимательство». Руководители стремятся создать что-то новое в своей сфе­ре (концепцию, особую организацию), при этом готовы к преодолению препятствий и даже риску. Следовательно, продвижение по службе, карьерный рост педагога препятствует негативным про­явлениям личностной деформации.

Таким образом, профессиональная деформация личности, безусловно, является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвящен­ных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требу­ется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции не­гативных личностных новообразований.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 4759
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13