Специфика профессиональных деструкций личности педагогических работников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные деструкции, выгорание, профессиональная деформация личности
Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Круглова Е.А. Специфика профессиональных деструкций личности педагогических работников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема влияния профессии на личность периодически возникала в сфере внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью работника писали еще древние философы, но особенно часто она обсуждалась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более детального и конкретного исследования как положительного, так и отрицательного влияния профессии на психику человека.
Среди профессиональных деструкций личности, отрицательно влияющих на психику человека, на современном этапе достаточно подробно изучен феномен профессионального (психического) выгорания, который определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Другая проблема – профессиональная деформация личности – изучена в меньшей степени. При этом она часто рассматривается именно в контексте выгорания, что не совсем правомерно.
Наши психологические исследования профессиональных деструкций различных категорий педагогических работников показали, что профессиональное психическое выгорание и профессиональная деформация личности – это явления, имеющие разную психологическую природу и специфику, хотя, безусловно, связанные между собой.
В исследовании особенностей профессионального психического выгорания и профессиональной деформации личности приняли участие 130 педагогических работников. Из них 45 – педагоги общеобразовательных школ; 42 – педагоги спецшкол-интернатов; 43 – руководители образовательных учреждений. Методики исследования: опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э.Шейна, многофакторный личностный опросник FPI, методика для определения копинг-стратегий Р. Лазаруса. При этом результаты нашего исследования были подкреплены их математической обработкой и поэтому являются статистически значимыми.
Рассмотрим эти особенности.
Педагоги общеобразовательных учреждений. С увеличением стажа педагогической деятельности возрастает невротичность учителей, т.е. они становятся все более склонными к развитию невротического синдрома астенического типа, который сопровождается значительными психосоматическими нарушениями. Кроме того, возрастают показатели ситуативной и личностной тревожности, что является еще одним проявлением невротизации личности учителей и нарушений их психоэмоционального состояния. Это говорит о том, что с увеличением стажа педагогической деятельности возрастает риск развития синдрома профессионального психического выгорания.
Среди симптомов профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ наблюдается присутствие спонтанной агрессивности, что указывает на психопатизацию интротенсивного типа, создающей предпосылки для импульсивного поведения. С увеличением стажа работы происходит усиление признаков, характерных для психопатологического депрессивного синдрома. Они присутствуют в эмоциональной сфере, поведении, в отношениях к себе и социальной среде. Психопатологическое реагирование на сложные и стрессовые ситуации с увеличением стажа педагогической деятельности становится устойчивым и относительно постоянным. Педагоги раздражительны, что свидетельствует о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Однако они более общительны, открыты (по сравнению с другими группами испытуемых) и стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Кроме того, можно выделить тенденцию педагогов к маскулинности. Причину этого мы видим в том, что педагогический коллектив в основном состоит из женщин, которые усвоили и используют мужскую систему образования с применением агрессивности, властности и жесткости.
Деформация мотивационной сферы проявляется в том, что педагоги утрачивают стремление к успеху в профессиональной сфере, теряют интерес к работе; снижается уровень ориентации личности на интеграцию усилий других людей, утрачивается чувство ответственности за результаты работы. Кроме того, снижается стремление к интеграции различных сторон образа жизни – учителя в основном ориентированы на работу и целиком погружаются в нее в ущерб семье, общению и другим сферам жизнедеятельности. Вместе с этим уровень профессиональной мотивации снижается, и педагоги работают как бы по инерции, не стремясь к новым способам деятельности, т.е. становятся ригидными в отношении как работы, так и других сторон жизни.
Деформация поведенческой сферы состоит в том, что они избегают усилий в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки, предпочитают быть наедине со своими проблемами, дистанцируются от людей, а также перестают прикладывать усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Следовательно, у педагогов общеобразовательных школ присутствуют признаки профессиональной деформации личности, проявлением которой являются указанные психопатические характеристики.
Педагоги спецшкол-интернатов для детей с отклонениями в развитии. С увеличением стажа работы в школах с изучаемой спецификой возрастает предрасположенность педагогов к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу, что проявляется в тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Кроме того, с увеличением стажа работы в спецшколах-интернатах усиливается проявление эмоции страха. Для поведенческой сферы педагогов спецшкол-интернатов характерно то, что они предпочитают быть наедине со своими проблемами, дистанцируются от людей.
Вышеперечисленные признаки указывают на невротическое реагирование педагогов в стрессовых ситуациях, что является, скорее, проявлением синдрома профессионального психического выгорания. Признаки же личностной деформации педагогов спецшкол-интернатов мы обнаружили лишь в мотивационной сфере.
С увеличением стажа работы в школах для детей с отклонениями в развитии у педагогов снижается значимость такой карьерной ориентации, как «предпринимательство», т.е. стремление создавать что-то новое, готовность к риску и преодолению препятствий. Кроме того, утрачиваются направленность личности на интеграцию усилий других людей, а также стремление к личностному и групповому общению. Считается, что с возрастом и опытом работы данная карьерная ориентация проявляется сильнее, но у педагогов спецшкол-интернатов мы наблюдаем прямо противоположное явление. Учителя не стремятся к ответственности, власти и управлению педагогическим процессом.
Руководители образовательных учреждений. Исследования показали, что у руководителей присутствует достаточно высокий уровень невротичности, что свидетельствует о наличии у них синдрома профессионального психического выгорания. Однако с увеличением стажа руководящей деятельности показатели невротичности (а также предрасположенности к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации), протекающей по пассивно-оборонительному типу, снижаются. Снижается также спонтанная агрессивность руководителей, следовательно, они становятся менее предрасположенными к импульсивному поведению. Напротив, с увеличением стажа работы на руководящей должности возрастает уравновешенность, т.е. устойчивость к стрессу, защищенность от воздействия стрессовых факторов, базирующаяся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. В трудных ситуациях руководители способны совершать произвольные проблемнофокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
С ростом стажа управленческой деятельности происходят изменения в мотивационной сфере руководителей. Возрастает ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации, а также стремление занять еще более высокую должность. Усиливается значимость такой карьерной ориентации, как «предпринимательство». Руководители стремятся создать что-то новое в своей сфере (концепцию, особую организацию), при этом готовы к преодолению препятствий и даже риску. Следовательно, продвижение по службе, карьерный рост педагога препятствует негативным проявлениям личностной деформации.
Таким образом, профессиональная деформация личности, безусловно, является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4884
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6