Введение
Психологическое состояние матерей оказывает значимое влияние на психическое развитие ребенка и на целостность семьи [Захаров]. Утверждается, что, когда мать узнает о серьезном диагнозе ребенка, она испытывает сильнейший стресс, который может длиться всю жизнь. Часто этому состоянию способствует и нарушение семейного функционирования. Нередко у родителей возникает чувство вины и беспомощности [Горина, 2019; Гринина, 2019; Конева; Попова].
Сохранение и развитие психологических ресурсов матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), — важная социально значимая задача.
Нарушения психического развития детей с РАС проявляются практически во всех сферах: речевой, эмоциональной, поведенческой, волевой, перцептивной и др. Ребенок не может распознать социальный и эмоциональный контекст, выглядит отстраненным. При этом практически отсутствуют навыки поддержания социального внимания
[Божкова, 2020]. Трудности в воспитании ребенка, в регулировании его поведения, обусловленного заболеванием, повышают уровень стресса у родителей и приводят к родительской неэффективности, что может вызывать симптомы депрессии, невротизацию личности и обострение соматических заболеваний. Семья может начать функционировать дисгармонично, в воспитании ребенка начинают преобладать гипопротекция или гиперпротекция
[Василенко]. Следствием трудностей воспитания ребенка с РАС может стать родительское эмоциональное выгорание и эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений. Эмоциональное истощение проявляется в чувстве усталости, вины, опустошенности, раздражительности. Деперсонализация связана с эмоциональной отстраненностью от ребенка. Исследователи отмечают, что родительское выгорание может иметь тяжелые последствия, такие как мысли о суициде, бегстве, аддиктивное поведение, а также жестокое обращение с ребенком
[Mikolajczak , Brianda, 2018; Mikolajczak , Gross, 2020; Mikolajczak]. Редукция родительских достижений связана со снижением родительской компетентности и ресурсов матери в целом
[Ефимова, 2013; Ефимова, 2013а; Ефимова, 2018].
Л.С. Печникова описала состояние матерей, воспитывающих детей с РАС, как «синдром растерянности», который включает высокий уровень тревоги, эмоциональную неустойчивость, обостренное болезненное отношение к критике, ранимость. Усугубляет состояние матери поздняя постановка диагноза, часто — изза особенностей проявления симптомов аутизма, на которые мать обращает внимание после года и позже. Это приводит к потере надежды на воспитание здорового ребенка. При этом на фоне негативных переживаний запускается длительный процесс принятия семьей ситуации наличия больного ребенка [Печникова, 1998; Печникова, 1997].
Важно отметить, что не каждая мать, воспитывающая ребенка с РАС, страдает от родительского выгорания. Родительское выгорание появляется тогда, когда имеется недостаток ресурсов для удовлетворения личных потребностей. Выгорание является результатом хронического дисбаланса факторов риска и ресурсов
[Кисова, 2022]. Ресурсы в данном контексте означают доступные средства, которые помогают достигать цели и обеспечивать основные потребности человека. Ресурсы могут быть как внутренними (особенности личности, адекватные самооценка и самоотношение), так и внешними, заключающимися в системе отношений с супругом, другими родственниками, отношений к болезни ребенка, отношений с самим ребенком
[Солондаев, 2024]. Ресурсы семьи состоят из системы семейных убеждений, которые обуславливают жизнеспособность семьи
[Леонтьев]. Реакция на болезнь, установившаяся в семейном кругу, определяет, как будут проявляться забота, подбираться адаптивные методы для обеспечения ребенку правильного лечения и коррекции. Качественно налаженные в семье коммуникативные связи и активное включение в решение проблем всех ее членов помогают укрепить ее самоорганизацию, повышают семейную гибкость, позволяющую принимать внешнюю поддержку для решения проблем
[Estes, 2009]. Личностные характеристики матери ребенка с РАС определяют ее положение в распределении ресурсов. Позитивное самоотношение связано со способностью реализации матери в разных новых ролях и с приспособляемостью к разным жизненным ситуациям
[Морозов; Морозов, 2022]. При позитивном самоотношении заболевание ребенка принимается легче, так же как и особенности ребенка в целом. Негативное самоотношение матери связано с риском появления дисгармоничного отношения к ребенку, чувства злости, обиды, переживания неоправданности ожиданий и чувства вины перед ребенком. Таким образом, фактор самоотношения матери исследователи рассматривают как адаптационный потенциал и ресурс или как риск формирования родительского выгорания.
Ресурсы матери взаимосвязаны с эмоциональным отношением матери к ребенку
[Четвертухина, 2023; Шнейдер, 2018]. Е.И. Захарова выделила три блока эмоционального взаимодействия между родителем и ребенком. Блок родительской чувствительности характеризуется распознаванием эмоционального состояния ребенка, возможностями матери понимать его причины, сохранять способность быть чуткой, сопереживать. Второй блок, эмоциональных проявлений, возникает при взаимодействии с ребенком. Искренняя заинтересованность ребенком привносит положительный эмоциональный фон в семью. А раздражение, недовольство порождают негативные настроения. И третий блок — это поведенческие проявления, которые отражают эмоциональную поддержку ребенка, стремление к телесному контакту
[Квасова, 2019, с. 3].
И.М. Никольская выделила два противоположных вида отношения к ребенку с расстройством аутистического спектра. Первый вариант — это акцент на недостатках ребенка, трудностях во взаимодействии с ним, недооценка его возможностей и способностей, а также преобладание авторитарного воспитания. Второй — это преувеличение возможностей ребенка, но решение за него различных задач, с которыми он мог бы справиться самостоятельно [Никольская, 2005]. М.Ю. Миланич отмечает, что матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, непоследовательны в воспитании. Их отличают тревожность, тенденция к завышению уровню развития ребенка и стремление предоставлять ребенку автономию. При этом таких матерей отличает сверхконтроль над ребенком [Миланич, 2010]. В.В. Ткачева полагает, что матери детей с РАС не имеют мотивации для принятия особенного распорядка жизни ребенка. Они чувствуют себя «эмоциональными донорами», отдавая эмоции и не получая близости, проявлений привязанности от ребенка.
Современные научно-прикладные исследования показывают необходимость изучения психологических ресурсов матерей, воспитывающих детей с РАС
[Горина, 2019; Гринина, 2019; Конева; Морозов, 2022; Печникова, 1998]. Мы предполагаем, что задачи выявления роли ресурсов и их развитие в процессе психологического сопровождения семьи являются своевременными и актуальными, и их решение способствует снижению уровня эмоционального выгорания матерей, а также стабилизации семейных отношений.
Цель настоящего исследования — выявить психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с РАС, рассматривая их как факторы, сдерживающие развитие симптомов родительского выгорания, с целью использования полученных результатов при построении программ комплексного психологического сопровождения семей с РАС. Нами выдвинута гипотеза о том, что, при наличии у матерей, воспитывающих детей с РАС, позитивного самоотношения и принятия болезни ребенка симптомы родительского выгорания будут менее выражены.
Методы
Представлены результаты обсервационного одномоментного аналитического исследования, проведенного на базе Краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайский краевой центр психологопедагогической и медико-социальной помощи». В выборку были включены 80 женщин, которые воспитывают детей с РАС, имеющих официальный диагноз F84.0, F84.1, F84.4. Средний возраст матерей 36,45±4,78 лет. Средний возраст детей 6,32±2,26 лет. Ребенок с РАС: единственный — в 46% семей, младший — в 24% семей, старший — в 30% семей. В центре с детьми проводят занятия дефектолог и психолог. Из выборки исключены матери, у чьих детей симптомы РАС наблюдались менее 1-го года, поскольку небольшой срок заболевания мог оказать влияние на результаты исследования. Также исключались женщины, воспитывающие нескольких детей с нарушениями развития
[Кузьмина, 2024; Кузьмина, 2023].
В исследовании применялись методики [Кузьмина, 2023]:
- методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой, использована для исследования отношения матери к болезни ребенка;
- опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой, определяет выраженность развития симптомов родительского выгорания;
- «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), применен для изучения эмоционального взаимодействия матери и ребенка;
- «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, применен для изучения параметров самоотношения личности у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Математико-статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 с применением корреляционного анализа Спирмена. Опросы проводились в индивидуальной форме, каждый длился около 30 минут. Матери участвовали в исследовании на основе добровольного информированного согласия.
Результаты
В таблице 1 представлены характеристика выборки исследования с позиции выраженности симптомов родительского выгорания.
Большинство матерей (65%), принимавших участие в исследовании, имеют высокий и средний уровень эмоционального истощения. 35% матерей характеризует выраженный и средний показатели деперсонализации. Сомнения в своей родительской компетентности испытывают более 40% матерей.
Для выявления взаимосвязей между симптомами родительского выгорания и типами отношения к болезни ребенка использован корреляционный анализ Спирмена. Результаты представлены в таблице 2. Получены положительные корреляционные взаимосвязи симптома эмоциональное истощение с нозогнозией (r=0,324; p=0,003) и общей напряженностью (r=0,260; p=0,02); симптома деперсонализация и нозогнозия (r=0,317; p=0,004) и отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома редукция родительских достижений с нозогнозией.
Таким образом, преувеличение тяжести болезни ребенка, эмоционально напряженное отношение к заболеванию ребенка связаны с большим риском развития симптомов родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и типами эмоционального отношения к ребенку у матерей, воспитывающих детей c РАС, выявлялись с помощью применения корреляционного анализа Спирмена. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 1. Характеристика выборки исследования
|
Уровень симптома
|
Эмоциональное истощение
|
Число человек (%)
|
Деперсонализация
|
Число человек (%)
|
Редукция родительских достижений
|
Число человек (%)
|
|
Низкий уровень L
|
0—15
|
26 (32,5%)
|
0—5
|
42 (52,5%)
|
37 и больше
|
36 (45%)
|
|
Средний уровень М
|
16—24
|
26 (32,5%)
|
6—10
|
25 (31,25%)
|
36—31
|
26 (32,5%)
|
|
Высокий уровень Н
|
25 и больше
|
28 (35%)
|
11 и больше
|
13 (16,25%)
|
30 и меньше
|
18 (22,5%)
|
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов отношения к болезни ребенка у матерей, воспитывающих детей с РАС
|
Параметры
|
Показатель
|
Интернальность
|
Тревога
|
Нозогнозия
|
Контроль активности
|
Общая напряженность
|
|
Эмоциональное истощение
|
r
|
0,118
|
0,106
|
0,324**
|
0,007
|
0,260*
|
|
p
|
0,295
|
0,348
|
0,003
|
0,953
|
0,020
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
80
|
80
|
|
Деперсонализация
|
r
|
0,179
|
–0,053
|
0,317**
|
–0,007
|
0,173
|
|
p
|
0,111
|
0,640
|
0,004
|
0,949
|
0,125
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
80
|
80
|
|
Редукция родительских достижений
|
r
|
–0,177
|
–0,002
|
–0,281*
|
0,003
|
–0,189
|
|
p
|
0,116
|
0,984
|
0,012
|
0,980
|
0,094
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
80
|
80
|
Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — число человек.
Таблица 3. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов эмоционального отношения к ребенку у матерей, воспитывающих детей с РАС
|
Параметры
|
Показатель
|
Эмоциональное истощение
|
Деперсонализация
|
Редукция родительских достижений
|
|
Понимание причин состояния
|
r
|
–0,017
|
–0,136
|
0,041
|
|
p
|
0,883
|
0,229
|
0,716
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Способность к сопереживанию
|
r
|
–0,101
|
–0,023
|
0,051
|
|
p
|
0,375
|
0,839
|
0,652
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком
|
r
|
–0,242*
|
–0,219
|
0,133
|
|
p
|
0,031
|
0,051
|
0,239
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Безусловное принятие
|
r
|
–0,184
|
–0,227*
|
0,121
|
|
p
|
0,102
|
0,043
|
0,284
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Отношение к себе как к родителю
|
r
|
–0,005
|
–0,026
|
0,023
|
|
p
|
0,967
|
0,819
|
0,838
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия
|
r
|
–0,149
|
–0,056
|
0,128
|
|
p
|
0,188
|
0,619
|
0,258
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Стремление к телесному контакту
|
r
|
0,166
|
0,150
|
–0,210
|
|
p
|
0,142
|
0,186
|
0,062
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Оказание эмоциональной поддержки
|
r
|
0,014
|
0,138
|
–0,118
|
|
p
|
0,899
|
0,224
|
0,297
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия
|
r
|
0,373**
|
0,337**
|
–0,414**
|
|
p
|
0,001
|
0,002
|
0,001
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Умение воздействовать на состояние ребенка
|
r
|
–0,107
|
–0,118
|
0,059
|
|
p
|
0,346
|
0,299
|
0,602
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — число человек.
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома эмоциональное истощение со шкалой «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком» (r=–0,242; p=0,031) и положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=0,373; p=0,001).
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома деперсонализация со шкалой «Безусловное принятие» (r=–0,227; p=0,043) и положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=0,337; p=0,002).
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома «Редукция родительских достижений» со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=–0,414; p=0,001).
Положительные эмоции, которые мать испытывает, проводя время с ребенком, являются психологическим ресурсом и фактором, сдерживающим развитие симптома эмоционального истощения. Безусловное принятие своего ребенка является психологическим ресурсом, препятствующим развитию деперсонализации. С другой стороны, появление симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений связано с ориентацией матери на состояние ребенка при построении взаимодействия, вероятно, потому, что мать испытывает сложности в понимании состояния своего ребенка и особенностей его заболевания.
В представленном исследовании с помощью корреляционного анализа Спирмена определены взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и характеристиками самоотношения матерей, воспитывающих детей c РАС. См. таблицу 4.
Таблица 4. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов отношения к болезни ребенка
|
Параметр
|
Показатель
|
Эмоциональное истощение
|
Деперсонализация
|
Редукция родительских достижений
|
|
S — интегральное самоотношение
|
R
|
–0,423**
|
–0,369**
|
0,371**
|
|
P
|
0,001
|
0,001
|
0,001
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Шкала I — самоуважение
|
R
|
–0,437**
|
–0,338**
|
0,354**
|
|
P
|
0,001
|
0,002
|
0,001
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Шкала II — аутосимпатия
|
R
|
–0,306**
|
–0,293**
|
0,296**
|
|
p
|
0,006
|
0,008
|
0,008
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Шкала III — ожидаемое отношение от других
|
r
|
–0,190
|
–0,184
|
0,210
|
|
p
|
0,091
|
0,102
|
0,061
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самоинтерес
|
r
|
–0,136
|
–0,111
|
0,098
|
|
p
|
0,227
|
0,327
|
0,388
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самоуверенность
|
r
|
–0,423**
|
–0,333**
|
0,380**
|
|
p
|
0,001
|
0,003
|
0,001
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Отношение других
|
r
|
–0,094
|
0,048
|
0,128
|
|
p
|
0,405
|
0,675
|
0,257
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самопринятие
|
r
|
–0,295**
|
–0,351**
|
0,203
|
|
p
|
0,008
|
0,001
|
0,071
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самопоследовательность
|
r
|
–0,043
|
–0,156
|
0,048
|
|
p
|
0,703
|
0,167
|
0,675
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самообвинение
|
r
|
0,211
|
0,261*
|
–0,226*
|
|
p
|
0,061
|
0,019
|
0,044
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Параметр
|
Показатель
|
Эмоциональное истощение
|
Деперсонализация
|
Редукция родительских достижений
|
|
Самоинтерес
|
r
|
–0,210
|
–0,144
|
0,157
|
|
p
|
0,061
|
0,202
|
0,163
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
|
Самопонимание
|
r
|
–0,396**
|
–0,155
|
0,251*
|
|
p
|
0,001
|
0,170
|
0,025
|
|
N
|
80
|
80
|
80
|
Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — количество человек
Получены отрицательные корреляционные взаимосвязи симптома эмоциональное истощение со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=–0,369; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=-0,437; p=0,001), II — «Аутосимпатия» (r=–0,306; p=0,006), «Самоуверенность» (r=–0,423; p=0,001), «Самопринятие» (r=–0,295; p=0,008), «Самопонимание» (r=–0,396; p=0,001).
Получены отрицательные корреляционные взаимосвязи симптома «Деперсонализация» со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=–0,369; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=–0,338; p=0,002), II — «Аутосимпатия» (r=-0,293; p=0,008), «Самоуверенность» (r=–0,333; p=0,003), «Самопринятие» (r=–0,351; p=0,019), а также положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Самообвинение» (r=0,261; p=0,019).
Получены положительные корреляционные взаимосвязи симптома редукция родительских достижений со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=0,371; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=0,354; p=0,001), II — «Аутосимпатия» (r=0,296; p=0,008), «Самоуверенность» (r=0,308; p=0,001), «Самопонимание» (r=0,251; p=0,025), а также отрицательная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Самообвинение» (r=–0,226; p=0,044).
Полученные корреляционные взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и шкалами самоотношения матерей, воспитывающих детей с РАС, позволяют нам построить следующие заключения.
Позитивное самоотношение, основанное на аутосимпатии, самоуважении, самопонимании, самопринятии, уверенности в собственных силах, является ресурсом и препятствует развитию симптомов эмоционального истощения и деперсонализации, редукции родительских достижений у матерей, воспитывающих детей с РАС.
В исследовании выявлено, что матери, которым присуще самообвинение, склонны ощущать свою родительскую некомпетентность, испытывать симптомы родительского выгорания.
Результаты настоящего исследования согласуются с результатами, полученными О.И. Богачевой, М.В. Ивановым, Н.В. Симашковой, которые определили, что матерям трудно поверить в факт наличия психиатрического диагноза у их детей, а проявления болезни они часто психологизируют, будучи склонны объяснять нарушения поведения и отставание в развитии ребенка чертами его характера, «стеснительностью» или другими индивидуальными особенностями
[Богачева].
Выводы
Поиск и развитие психологических ресурсов у матерей, воспитывающих детей с РАС, является важной задачей психологического сопровождения семьи.
- Гармоничное отношение к болезни ребенка является фактором, сдерживающим развитие родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС. Преувеличение тяжести болезни ребенка, общая напряженность способствуют развитию симптомов родительского выгорания.
- Положительные эмоции, которые испытывает мать в процессе взаимодействия с ребенком, безусловное его принятие, выступают в роли психологического ресурса, который сдерживает появление симптоматики родительского выгорания; при этом чрезмерная ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним способствует развитию симптомов родительского выгорания, что связано также с ключевыми дефицитами ребенка с РАС.
- Позитивное самоотношение, основанное на аутосимпатии, самоуважении, самопонимании, самопринятии, уверенности в собственных силах, является внутренним ресурсом матери ребенка с РАС. Поэтому такое самоотношение, по мнению ряда авторов [Кузьмина, 2023], способствует снижению или предотвращению развития симптомов родительского выгорания.
В дальнейшем представляется целесообразным исследовать ресурсы матерей, имеющих детей с разной степенью тяжести РАС. Также интерес представляет изучение психологических ресурсов отцов, которые воспитывают детей с РАС.
Результаты представленного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, дефектологов, медицинских психологов по комплексному сопровождению семьей, воспитывающих детей с РАС, в части развития психологических ресурсов семьи, профилактики и коррекции симптомов родительского выгорания.