Аутокомпетентность как элемент психологической культуры учителя

Аннотация

The numerous researches show the importance of a psychological culture of a teacher. Teachers have to raise some personal qualities which help them to be more self-competent. It protects a number of negative influences of professional activity.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая культура, педагогическая профессия, психологическая компетентность, аутокомпетентность

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Савва Н.В. Аутокомпетентность как элемент психологической культуры учителя // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В последние годы в сфере образования отмечается тенденция нового взгляда на педагогиче­скую профессию в целом и личность учителя в частности. Учитель сегодня становится не просто носителем круга знаний в области преподаваемых дисциплин или определенных профессиональных функций. Особую ценность приобретает личность педагога как главный инструмент в процессе вза­имодействия учителя с учеником при создании ситуации развития в образовательном пространстве.

Говорить о значимости личности профессионала, в особенности в рамках педагогической деятельности, невозможно без рассмотрения основания, на котором эта личность взращивается. Таким базисом можно считать профессионально-психологическую культуру, уровень которой во многом определяет уровень развития личности, профессиональной деятельности, а следователь­но, и продукта этой деятельности в целом.

Понятие «психологическая культура» в науке стало рассматриваться совсем недавно, но це­лый ряд педагогических реалий, тесно связанных с ним, детально изучен в научных исследовани­ях (И.П. Андриади, Ф.Н. Гоноболин, А.Д. Глоточкин, Ю.М. Забродин, Л.Н. Захарова, А.А. Криу­лина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, А.И. Шутенко и др.). Подробное изучение феноме­на «психологическая культура», его основных компонентов показано в исследованиях Е.В. Бонда­ревской, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, В.А. Сластенина и др.

Сегодня в научных трудах нет четкого определения данного понятия, представлено лишь по­нимание описываемого феномена с позиции различных авторов. Например, у А.Б. Орлова есть сле­дующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психо­логическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т. е. неау­тентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотера­певтических по своей сути практиках» [4, с. 146].

В научных культурологических и психологических исследованиях встречается такое понятие, как «базисная психологическая культура». Данный феномен можно рассматривать с позиции следу­ющих аспектов: гносеологического (нормы, знания, значения, ценности, символы); процессуально­деятельностного (круг и содержание задач, которые предстоит научиться решать ученику, и органи­зация деятельности по ее освоению), а также субъективно-личностного (культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.).

Кроме этого, выделяются основные компоненты профессиональной психологической куль­туры, среди которых выступают психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество [3].

Говоря о личности педагога как о призме, через которую ученик получает новые знания и опыт, необходимо понимать, что педагогу чрезвычайно важно быть психологически компетент­ным. Рассматривая отдельно компонент профессиональной психологической культуры – психоло­гическую компетентность, которая подробно исследуется в работах А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др., важно отметить, что именно благодаря данному феномену профессионал обретает круг предметно-специфических знаний и, по определению М.А. холодной, «позволяет принимать эффективные решения в соот­ветствующей области деятельности» [5, с. 369].

Возвращаясь к учету особой значимости личности учителя в рамках педагогической дея­тельности, отметим, что психологическая компетентность, в особенности аутокомпетентность как ее компонент, играет в становлении и формировании профессиональной психологической культу­ры учителя едва ли не главную роль, поскольку компетентность по своей сути предполагает уме­ние использовать знания в решении различных проблем, а аутокомпетентность предполагает зна­ние себя и владение собственной личностью, что для педагога имеет первостепенное значение.

По мнению ряда ученых, в том числе и Н.С. Аболиной, аутокомпетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности, а следовательно, и профессиональной психоло­гической культуры современного специалиста. Понятие «аутокомпетентность» можно рассматри­вать как компетентность самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, лежащей в основе эффективного поведения людей, профессиональной и социальной жизни (И.А. Зимняя). Помимо этого, аутокомпетентность включает комплекс умений (самодиагностика, саморазвитие, самокоррекция, самомотивирование), характеризующихся стрем­лением к профессиональному росту и адекватному самооцениванию (А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев, А.Н. Сухов), а также является одним из субъективных факторов, определяющих эффективность и продуктивность деятельности (Н.В. Кузьмина). Более того, по мнению В.Б. Бондаревой, аутоком­петентность позволяет совершенствовать и познавать себя, способствует активизации резервных возможностей, управлению развитием способностей личности, тем самым обеспечивая профессио­нальный и личностный рост.

Качественное общение с другим человеком предполагает, прежде всего, глубокое понима­ние себя. В педагогической профессии выстраивание взаимодействия с Другим на высоком уров­не – это основа, на которой строится образовательный процесс. Учитель, постоянно развивающий­ся как в личностном, так и в профессиональном плане, обладающий широким кругом рефлексив­ных умений, в целом являющийся аутокомпетентным, способен транслировать ценности, связан­ные с развитием.

Таким образом, одним из элементов, влияющих на формирование такого основополагающе­го компонента в профессиональной деятельности учителя, как профессиональная психологическая культура, является аутокомпетентность. Все то, что вбирает в себя данное понятие, способствует росту личности педагога, которая, в свою очередь, будет создавать адекватную развивающую сре­ду для учащегося в рамках образовательного пространства.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 5-е изд., перераб., доп. М. : Ака­дем. проект; Фонд «Мир», 2008.
  2. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного об­разования // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Барнаул, 1997.
  3. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов Н.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студ. психол. фак. М., 1995.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

Информация об авторах

Савва Наталия Викторовна, ассист. каф. психологии Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та, e-mail: Ns142005@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3298
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0