Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов на завершающем этапе вузовской подготовки

16

Аннотация

Одним из направлений изучения мотивационных основ выбора и вхождения в педагогическую профессию является рассмотрение карьерных ориентаций студентов на разных этапах профессиональной подготовки. В статье представлены результаты исследования, проведенного с 36 студентами выпускного курса бакалавриата направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Смоленского государственного университета. Использование диагностической методики Э. Шейна «Якоря карьеры» и опросника для определения социально-демографических и мотивационно-профессиональных характеристик показало, что доминирующие карьерные ориентации выпускников соотносятся как с ценностями социальной полезности (служение), так и с мотивами внешней полезности (стабильность места работы, интеграция стилей жизни). Последующий анализ выявил, что у студентов, осознанно выбравших профессию учителя и желающих работать по специальности, более высокие показатели также по шкале профессиональной компетентности. Испытуемые осознают социальную значимость, творческий характер и сложность учительской профессии. Важное значение для профессионального развития они придают стабильным условиям труда и жизни.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическое образование, студенты выпускного курса, карьерные ориентации, профессионально-педагогическая мотивация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210202

Получена: 15.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Кремень С.А., Кремень Ф.М. Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов на завершающем этапе вузовской подготовки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 17–24. DOI: 10.17759/bppe.2024210202

Полный текст

Введение

Решение проблемы нехватки учителей, остро стоящей перед образовательными системами многих стран мира, независимо от уровня их социально-экономического развития [2; 9; 14], заставляет обратиться к изучению возможностей раннего формирования мотивационных основ педагогического труда.

В многочисленных зарубежных и российских исследованиях выделяют различные типы мотивации при выборе педагогической профессии, которые можно свести к следующим группам:

  • альтруистические мотивы: желание делиться знаниями и ценностями, вносить вклад в будущее общества [12; 16];
  • внутренние мотивы: работа с детьми, интерес к предмету, динамичный, творческий характер работы [10];
  • мотивы внешней полезности: гибкий график труда, возможности совмещения с семейными ролями, длительные каникулы, гарантии занятости [12; 13].

Формирование данных мотивов у будущих педагогов происходит вследствие влияния различных факторов, среди которых важное место занимает собственный опыт обучения, который складывается в процессе общения с родителями, педагогами и репетиторами, а также положительный опыт раннего включения в педагогическую деятельность [17].

Исследователями выявлена положительная связь между высокоразвитыми альтруистическими и внутренними мотивами — и удовлетворенностью педагогической деятельностью на начальном этапе работы, готовностью к собственному профессиональному росту [12; 15]. При этом преобладание только внутренних и альтруистических мотивов может приводить к идеализации профессии и повышает риски разочарования в ней при включении в профессиональные реалии [5]. Поэтому внешние мотивы личной полезности также должны присутствовать в системе профессиональной мотивации будущих педагогов.

Подготовка учителя, владеющего предметными и методическими компетенциями и осознающего социальную значимость своей профессии как личностную ценность, мотивированного и стремящегося к саморазвитию, становится важной задачей педагогического образования, направленной на минимизацию рисков раннего ухода из профессии. В этой связи целесообразно обратиться к понятию карьерных ориентаций — сочетания мотивов, ценностей и установок, являющихся источником целей и отражающих способы достижения успеха при построении карьеры [3].

Данные образования являются достаточно устойчивыми, формируясь еще в начальные годы развития карьеры, поэтому их изучение у студентов имеет прогностическое значение [7]. При этом процесс обучения в вузе — особенно включение в практическую деятельность — положительно влияет на учебную мотивацию [11], актуализируя смысловые и ценностные аспекты будущей профессии. В исследовании О.П. Терновской определены особенности карьерных ориентации студентов вуза на завершающем этапе обучения: взаимосвязь с уровнем развития рефлексивных способностей и планированием карьеры, наличие внутриличностных конфликтов, связанных с карьерными замыслами [8]. Проведенный мониторинг эффективности основных образовательных программ УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» показал многочисленные проблемы в подготовке будущих педагогов, которые ведут к осуществлению профессионального образования «фрагментарно, по реактивному типу, то есть реагируя на отдельные задачи обучения, что является неэффективным для развития любых групп компетенций …» [1, с. 165], изменяя первоначальную карьерную мотивацию.

Можно предположить, что карьерные ориентации будущих педагогов начинают развиваться еще в период профессионального выбора и влияют на определение направления профессиональной подготовки. В процессе освоения знаний и включения в педагогическую деятельность карьерные ориентации становятся более осознанными, теоретическая и методическая подготовка и соприкосновение с реальной профессиональной средой позволяют утвердиться в собственных целях и ценностях или усомниться в правильности выбора. Особенно это касается тех студентов, чье поступление в вуз было обусловлено преимущественно внешними мотивами.

Целью данного исследования было выявление особенностей карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов, обучающихся на выпускном курсе, определение их связи с мотивацией выбора профессии, включенностью в практическую и образовательную деятельность, профессиональными планами.

Методы

Исследование проводилось с использованием опросника, выявляющего социально-демографические характеристики студентов, особенности их профессионального самоопределения, отношения к учебной деятельности, профессиональные планы, и методики Э. Шейна «Якоря карьеры» (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер) для определения профессиональных мотивов, ценностных ориентаций и установок по отношению к педагогической профессии. Методика выявляет следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность (ПК), менеджмент (Мен), автономия (Авт), стабильность места работы (СтР), стабильность места жительства (СтЖ), служение (Служ), вызов (Выз), интеграция стилей жизни (ИСЖ), предпринимательство (Пред).

В ходе обработки данных, помимо определения средних значений по шкалам, сравнивались показатели среди испытуемых, выделенных по ряду критериев: осознанный/случайный выбор профессии; наличие/отсутствие опыта педагогической деятельности до поступления; определенность/неопределенность профессиональных планов. Также определялось влияние учебно-профессиональной деятельности на карьерные ориентации.

В исследовании приняли участие 36 студентов 5 курса филологического факультета Смоленского государственного университета, обучающихся по программе 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Социально-демографические характеристики выборки соответствуют изучаемому направлению подготовки: возраст 21–22 года, 89% девушек, 58% из семей со средним достатком, 55,6% приехали учиться в региональный вуз из районных центров и сельской местности. Ограничением исследования является размер выборки испытуемых и профиль обучения (филологические науки).

Результаты и обсуждение

По данным опроса, 64% испытуемых осознанно выбрали данное направление подготовки, 69% попробовали свои силы в разных видах образовательной деятельности еще до поступления в вуз: выполнение обязанностей вожатого, участие в днях самоуправления, репетиторство. У ряда студентов утвердился интерес к получаемой профессии в ходе теоретического (31%) и практического обучения (42%). Половина опрошенных собирается работать или уже работает в сфере образования, остальные еще не определились с планами, но никто не исключил работу по профессии. В целом, исследуемые достаточно мотивированы к педагогической деятельности, в полной мере осознают ее сущность, владеют профессиональными приемами и методами, проявляют интерес к работе по специальности.

Диагностика карьерных ориентаций студентов показывает наиболее высокие баллы (˃7) по шкалам Авт, СтР, Служ и ИСЖ (рис. 1).

Эти данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований [6; 7], позволяющих предположить наличие типичного карьерного профиля студентов — будущих педагогов. Служ и СтР отражают сущностные и организационные характеристики учительского труда как деятельности, осуществляемой на благо общества, социально значимой и поддерживаемой государством, всегда востребованной на рынке труда, стабильной, обеспечивающей социальные гарантии. Выбор ориентаций Авт и ИСЖ обусловлен половозрастными характеристиками испытуемых, последняя ориентация соотносится с представлением о педагогическом труде как преимущественно женском, позволяющем совмещать выполнение профессиональной и семейной роли, что подтверждается высоким показателем (8 баллов) у респондентов. При этом сравнение данных студентов-выпускников со студентами-первокурсниками [6] показывают у студентов 5 курса более низкие показатели (в пределах 1–1,5 баллов) по шкалам ПК, Служ и Выз, что, с одной стороны, показывает более реалистичное видение профессии, а с другой — снижение интереса к ней, которое может быть вызвано как проблемами организации учительского труда (высокая эмоциональная нагрузка, чрезмерная регламентация образовательного процесса и школьной жизни, слабая наставническая поддержка, недостаточно высокая зарплата), так и качеством профессиональной подготовки.

Выделение переменных, связанных с особенностями профессионального самоопределения, позволяет выявить более дифференцированную картину карьерных ориентаций (рис. 1).
Рис. 1
Рис. 1. Средние показатели по методике «Якоря карьеры»

Студенты, осознанно выбравшие педагогическое образование, имевшие различный опыт данной деятельности еще до поступления, осознавшие свой интерес к педагогическому труду и планирующие в дальнейшем работать по полученной специальности, имеют более высокие показатели по шкалам ПК, СтР и Служ.

Наиболее высокие показатели ПК и СтР, СтЖ связаны с профессиональным развитием в процессе обучения и желанием работать по специальности. Соотнесение полученных данных с ранее выделенными в зарубежных исследованиях мотивами выбора профессии педагога [11; 17] позволяет сопоставить Служ с альтруистическими мотивами, ИСЖ и СтР с мотивами личной полезности, а ПК с внутренними мотивами. При этом более осознанная карьерная мотивация, подкрепленная профессиональными знаниями и опытом практической деятельности, опирается не только на социальные и внешние, но и на внутренние мотивы. Однако при столкновении с трудностями профессии уже на начальном этапе деятельности высокая степень влияния внутренних и альтруистических мотивов уменьшится, смещаясь в сторону внешних, что, по нашему мнению, повышает риск ухода из профессии [4].

Корреляционный анализ выявил связи между следующими карьерными ориентациями: Служ и Выз (0,48); Служ и Пред (0,41); СтР и ИСЖ (0,48); ПК и СтЖ (0,59). Эти результаты показывают, что студенты, завершающие профессиональную подготовку, оценивают педагогическую деятельность как социально значимую, ориентированную на ценности как результат работы, с пониманием сложности решаемых задач, необходимости преодолевать препятствия для достижения целей, проявлять творчество в работе. В то же время профессиональное развитие связывается с условиями стабильности на рабочем месте и устроенности жизни.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что студенты выпускного курса, получающие педагогическое образование, осознают социальную ценность своей профессии, также их привлекают востребованность и социальные гарантии учительского труда. Осознанный выбор программы обучения, раннее включение в педагогическую деятельность, успешное освоение дисциплин и прохождение практик, готовность к началу профессиональной деятельности педагога связаны с более высокими показателями не только по карьерным ориентациям «служение» и «стабильность места работы», но и «профессиональная компетентность», что свидетельствует о положительных тенденциях развития профессионального самоопределения на этапе вхождения в профессию. Однако неуверенность половины респондентов в выборе места работы заставляет обратить внимание как на развитие внутренней позиции личности в процессе обучения в вузе, так и на создание благоприятных, поддерживающих условий для начинающих специалистов в образовательных организациях.

Литература

  1. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. Том 20. № 4. С. 152–168. doi:10.51314/2073-2635-2022-4-152-168
  2. Голикова оценила нехватку педагогов в России [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231018/uchitelya-1903640426.html (дата обращения: 21.02.2024).
  3. Егорова У.Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Том 19. № 6. С. 26–30.
  4. Кремень С.А. Начинающие учителя: перестройка мотивов профессиональной деятельности // Перспективы развития социальной работы, социальной педагогики и образования в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: Сборник научных трудов преподавателей и студентов. Выпуск 7 / Отв. ред. Ф.М. Кремень. Киров: Издательство МЦИТО, 2023. С. 28–36.
  5. Кремень С.А., Кремень Ф.М. Ценностные основания выбора педагогической профессии [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Том 21. № 4. С. 77–93. doi:10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-77-93
  6. Кремень Ф.М., Кремень С.А. Особенности карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов заочной формы обучения [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 4 (115). С. 276–285. doi:10.51944/20738528_2023_4_276
  7. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов / Валеева Р.А. [и др.]. [Электронный ресурс] // Образование и саморазвитие. 2022. Том 17. № 3. С. 169–186. doi:10.26907/esd.17.3.14
  8. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Оренбург, 2006. 20 с.
  9. Bates G., Fisher R., Turner K., Machirori T.L., Rixon A. Raising the social status of teachers: teachers as social entrepreneurs // The Australian Educational Researcher. 2023. doi:10.1007/s13384-023-00646-4
  10. Jarvis J., Woodrow D. Reasons for Choosing a Teacher Training Course // Research in Education. 2005. Vol. 73(1). P. 29–35. doi:10.7227/RIE.73.3
  11. Miranda-Ossandón J., Precht A., Lobos C., Valenzuela J., Muñoz C., Del Valle M. Enablers and barriers to the construction of motives for learning at the university: The student’s perspective // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). 2023. Vol. 12(4). P. 1903–1913. doi:10.11591/ijere.v12i4.25254
  12. Richardson P.W., Watt H.M.G. Who Chooses Teaching and Why? Profiling Characteristics and Motivations Across Three Australian Universities // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2006. Vol. 34(1). P. 27–56. doi:10.1080/13598660500480290
  13. Roness D., Smith K. Stability in motivation during teacher education // Journal of Education for Teaching. 2010. Vol. 36(2). P. 169–185. doi:10.1080/02607471003651706
  14. See B.H., Gorard S. Why don’t we have enough teachers?: A reconsideration of the available evidence // Research Papers in Education. 2020. Vol. 35(4). P. 416–442. doi:10.1080/02671522.2019.1568535
  15. Simonsz H., Leeman Y., Veugelers W. Beginning student teachers’ motivations for becoming teachers and their educational ideals // Journal of Education for Teaching. 2022. Vol. 49(3). P. 1–15. doi:10.1080/02607476.2022.2061841
  16. Thomson M.M., Turner J.E., Nietfeld J.L. A typological approach to investigate the teaching career decision: Motivations and beliefs about teaching of prospective teacher candidates // Teaching and Teacher Education. 2012. Vol. 28(3). P. 324–335. doi:10.1016/j.tate.2011.10.007
  17. Watt H.M.G., Richardson P.W. Supportive School Workplaces for Beginning Teachers’ Motivations and Career Satisfaction // Remembering the Life, Work, and Influence of Stuart A. Karabenick. A Legacy of Research on Self-Regulation, Help Seeking, Teacher Motivation, and More / Urdan T., Gonida E.N. (Eds.). Leeds: Emerald Publishing Limited, 2023. P. 115–138. doi:10.1108/S0749-742320230000022009

Информация об авторах

Кремень Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6162-9986, e-mail: skremen@yandex.ru

Кремень Фаина Маратовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной работы, социологический факультет, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5451-4347, e-mail: fmkremen@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 75
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 16
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1