Значение социально-психологического мониторинга в проектировании деятельности психологической службы вуза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: проектирование, социально-психологический мониторинг, студент, адаптация, психологическая служба
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Беседина С.А. Значение социально-психологического мониторинга в проектировании деятельности психологической службы вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Фрагмент статьи
Полный текст
На сегодняшний день в нашей стране практика организации психологической службы вуза значительно отстает от создания аналогичной службы в школе. Ряд исследователей обозначают современный этап организации психологической службы вуза скорее как теоретико-концептуальный, чем организационно-деятельностный [3]. Вместе с тем в условиях системных изменений профессионального образования в России потребность молодежи в качественной социально-психологической помощи, поддержке и сопровождении для успешной социализации, эффективной самореализации, развития своего потенциала достаточно высока. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного психологической службой среди студентов МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» в 2009 г. В анкетировании приняли участие первокурсники экономических, педагогических и юридических специальностей в количестве 80 чел. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Считаете ли Вы, что психологическая служба нужна в институте?». Ответ «да» дали 53 чел., или 66,2%; 23 студента (28,7%) выбрали вариант ответа «скорее да, чем нет»; двое посчитали, что психологическая служба скорее не нужна, чем нужна (2,5%); также двое человек на данный вопрос дали отрицательный ответ. Таким образом, большинство опрошенных первокурсников (94,9%) признали желательным наличие в институте психологической службы.
При организации психологической службы в вузе возникает проблема проектирования ее деятельности. Одной из эффективных форм осуществления проектной деятельности является социально-психологический мониторинг. Сегодня о нем говорят как о новом виде деятельности психолога образовательного учреждения, позволяющем отслеживать психологическую составляющую образования и своевременно принимать решения о судьбе тех или иных педагогических инноваций, корректировать образовательные задачи, создавать необходимые условия для развития и т.д. [1, с. 67].
Психологическая служба Волжского института экономики, педагогики и права на протяжении последних двух лет ведет работу по созданию программы социально-психологического мониторинга по следующим направлениям: «Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе» и «Эффективность деятельности психологической службы». Разработка программы мониторинга осуществляется в рамках создания эффективной модели социально-психологического сопровождения процесса адаптации студентов к обучению в вузе.
На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований проблемы адаптации к вузовскому обучению (С.В. Васильева, Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова, С.И. Минеева, Я.В. Дидковская, Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина и др.) была выделена группа факторов, влияющих на процесс адаптации первокурсников:
- школьная успеваемость первокурсников;
- мотивы получения высшего образования;
- мотивы выбора конкретного учебного заведения для получения высшего профессионального образования;
- общее отношение студентов к обучению в конкретном вузе (нравится учиться или нет);
- особенности организации учебного процесса в вузе;
- отношения с преподавателями;
- отношения с куратором студенческой группы;
- отношения с однокурсниками;
- особенности организации и проведения культурных мероприятий в институте;
- обеспеченность учебно-методической литературой;
- удовлетворенность студентов своими учебными результатами;
- удовлетворенность студентов качеством преподавания в вузе;
- личностные проблемы студентов;
- организация психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.
На сегодняшний день проведено пилотное мониторинговое исследование особенностей процесса адаптации первокурсников. В соответствии с общим определением мониторинга как системы измерения динамики качественно-количественных изменений объекта и систематического стандартизированного наблюдения за объектом сбор информации осуществлялся с помощью метода анкетирования. Психологической службой вуза были разработаны две анкеты. Первая анкета содержит вопросы относительно процесса адаптации к обучению в вузе:
1. Как Вы учились в школе?
2. Для чего Вам необходимо высшее образование?
3. Отметьте все возможные причины выбора ВИЭПП для получения высшего профессионального образования…
一Нравится ли Вам учиться в МОУ ВИЭПП?
一Испытываете ли Вы трудности в учебе?
一Если Вы испытываете трудности в учебе, отметьте все возможные причины…
一Укажите, пожалуйста, учебные дисциплины, которые вызывают у Вас наибольшие трудности.
8. Оцените, пожалуйста, степень своей удовлетворенности по следующим параметрам:
- организация учебного процесса (расписание и проч.);
- отношения с преподавателями;
- отношения с куратором;
- отношения в студенческой группе;
- организация и проведение воспитательных мероприятий;
- обеспеченность учебно-методической литературой.
Вторая анкета направлена как на изучение особенностей процесса адаптации, так и на оценку эффективности деятельности психологической службы и включает вопросы:
1. Нравится ли Вам учиться в МОУ ВИЭПП?
2. Удовлетворены ли Вы своими результатами в зимнюю сессию?
3. Удовлетворены ли Вы своими отношениями со студенческой группой?
4. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с преподавателями института?
5. Удовлетворены ли Вы качеством преподавания в институте?
6. Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?
7. В ходе решения каких проблем Вы нуждались в психологической помощи в текущем учебном году (даже если Вы за ней не обращались)?
8. Какая форма общения с психологом является для Вас предпочтительной?
Студентам предлагалось отметить те формы работы, которые использовались психологом при работе с ними на протяжении учебного года: беседа в группе с другими студентами, социальнопсихологический тренинг, индивидуальная беседа.
Для оценки эффективности деятельности психологической службы по сопровождению процесса адаптации студентам предлагалось ответить на вопросы:
Удовлетворены ли Вы частотой встреч с психологом института на протяжении учебного года?
Хотели бы Вы продолжить общение с психологом института?
Сбор информации с помощью первой анкеты осуществлялся в ноябре, на вопросы второй анкеты студентам предлагалось ответить в конце учебного года, в мае. На первом этапе (ноябрь 2010 г.) было опрошено 76 студентов (76,8% от списочного состава), на втором этапе (май 2011 г.) в анкетировании приняли участие 74 первокурсника. Опрос был анонимным и носил добровольный характер.
Полученные в результате проведения мониторинговых процедур данные позволили отследить особенности процесса адаптации на протяжении всего учебного года, т.е. в его динамике; выделить круг проблем, которые требуют своего решения в рамках создания психолого-педагогических условий для минимизации трудностей процесса адаптации. Результаты пилотного исследования будут учтены в ходе дальнейшей разработки модели сопровождения адаптации будущих первокурсников, а также для оказания помощи тем студенческим группам и конкретным студентам, которые испытывали значительные трудности адаптации и оказались наименее удовлетворенными различными сторонами обучения в вузе. Так, по нашим данным, 12,3% студентов отметили, что процесс адаптации был для них трудным и долгим. Были выявлены студенческие группы, в которых трудности адаптации были связаны в большей степени с одним–двумя факторами, нежели с другими. Большинство будущих педагогов-психологов отметили, что нуждались в психологической помощи по разрешению личностных проблем. Студенты, обучающиеся на юридических специальностях, оказались в большей степени неудовлетворенными низкой сплоченностью студенческой группы. Будущие менеджеры испытывали трудности в восприятии и переработке большого объема информации, а также в преодолении стресса перед первой сессией.
Таким образом, социально-психологический мониторинг предоставляет данные, которые позволяют судить о состоянии объекта, осуществлять прогноз и, как следствие, обеспечивать эффективность последующих проектировочных шагов по созданию модели деятельности, в данном конкретном случае – модели психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников к вузовскому обучению.
Литература
-
Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестн. практ. психологии образования. 2009. №4. C. 66–73.
-
Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психологопедагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике: сб. науч. тр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. URl: http: // www.psyedu.ru.
-
Бондаренко С.В. Проблемные аспекты построения модели психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве вуза // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6. URl: http: // www.nestu.ru.
-
Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. URl: http:// www.psyedu.ru.
-
Минеева С.И., Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Электронный журнал «Университетское управление: практика и анализ». 2001. № 4. С. 65–69. URl: http: // www/ umj/ru/index.php/pub/inside/269.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3582
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3