Значение социально-психологического мониторинга в проектировании деятельности психологической службы вуза

Аннотация

This article describes the experience of socio-psychological monitoring of the adaptation of the students at university. It reveals the possibilities of monitoring in design of activity of psychological service institutions of higher education.

Общая информация

Ключевые слова: проектирование, социально-психологический мониторинг, студент, адаптация, психологическая служба

Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Беседина С.А. Значение социально-психологического мониторинга в проектировании деятельности психологической службы вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Фрагмент статьи

 

Полный текст

На сегодняшний день в нашей стране практика организации психологической службы вуза значительно отстает от создания аналогичной службы в школе. Ряд исследователей обозначают со­временный этап организации психологической службы вуза скорее как теоретико-концептуальный, чем организационно-деятельностный [3]. Вместе с тем в условиях системных изменений профессио­нального образования в России потребность молодежи в качественной социально-психологической помощи, поддержке и сопровождении для успешной социализации, эффективной самореализации, развития своего потенциала достаточно высока. Об этом свидетельствуют результаты опроса, про­веденного психологической службой среди студентов МОУ «Волжский институт экономики, педа­гогики и права» в 2009 г. В анкетировании приняли участие первокурсники экономических, педа­гогических и юридических специальностей в количестве 80 чел. Респондентам предлагалось от­ветить на вопрос «Считаете ли Вы, что психологическая служба нужна в институте?». Ответ «да» дали 53 чел., или 66,2%; 23 студента (28,7%) выбрали вариант ответа «скорее да, чем нет»; двое по­считали, что психологическая служба скорее не нужна, чем нужна (2,5%); также двое человек на данный вопрос дали отрицательный ответ. Таким образом, большинство опрошенных первокурс­ников (94,9%) признали желательным наличие в институте психологической службы.

При организации психологической службы в вузе возникает проблема проектирования ее деятельности. Одной из эффективных форм осуществления проектной деятельности является социально-психологический мониторинг. Сегодня о нем говорят как о новом виде деятельности психолога образовательного учреждения, позволяющем отслеживать психологическую составля­ющую образования и своевременно принимать решения о судьбе тех или иных педагогических ин­новаций, корректировать образовательные задачи, создавать необходимые условия для развития и т.д. [1, с. 67].

Психологическая служба Волжского института экономики, педагогики и права на протяже­нии последних двух лет ведет работу по созданию программы социально-психологического мони­торинга по следующим направлениям: «Социально-психологическая адаптация студентов к обу­чению в вузе» и «Эффективность деятельности психологической службы». Разработка программы мониторинга осуществляется в рамках создания эффективной модели социально-психологического сопровождения процесса адаптации студентов к обучению в вузе.

На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований проблемы адапта­ции к вузовскому обучению (С.В. Васильева, Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова, С.И. Минеева, Я.В. Дид­ковская, Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина и др.) была выделена группа факторов, влияющих на процесс адаптации первокурсников:

  • школьная успеваемость первокурсников;
  • мотивы получения высшего образования;
  • мотивы выбора конкретного учебного заведения для получения высшего профессиональ­ного образования;
  • общее отношение студентов к обучению в конкретном вузе (нравится учиться или нет);
  • особенности организации учебного процесса в вузе;
  • отношения с преподавателями;
  • отношения с куратором студенческой группы;
  • отношения с однокурсниками;
  • особенности организации и проведения культурных мероприятий в институте;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • удовлетворенность студентов своими учебными результатами;
  • удовлетворенность студентов качеством преподавания в вузе;
  • личностные проблемы студентов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.

На сегодняшний день проведено пилотное мониторинговое исследование особенностей про­цесса адаптации первокурсников. В соответствии с общим определением мониторинга как системы измерения динамики качественно-количественных изменений объекта и систематического стандар­тизированного наблюдения за объектом сбор информации осуществлялся с помощью метода анке­тирования. Психологической службой вуза были разработаны две анкеты. Первая анкета содержит вопросы относительно процесса адаптации к обучению в вузе:

1. Как Вы учились в школе?

2. Для чего Вам необходимо высшее образование?

3. Отметьте все возможные причины выбора ВИЭПП для получения высшего профессио­нального образования…

一Нравится ли Вам учиться в МОУ ВИЭПП?

一Испытываете ли Вы трудности в учебе?

一Если Вы испытываете трудности в учебе, отметьте все возможные причины…

一Укажите, пожалуйста, учебные дисциплины, которые вызывают у Вас наибольшие труд­ности.

8. Оцените, пожалуйста, степень своей удовлетворенности по следующим параметрам:

  • организация учебного процесса (расписание и проч.);
  • отношения с преподавателями;
  • отношения с куратором;
  • отношения в студенческой группе;
  • организация и проведение воспитательных мероприятий;
  • обеспеченность учебно-методической литературой.

Вторая анкета направлена как на изучение особенностей процесса адаптации, так и на оцен­ку эффективности деятельности психологической службы и включает вопросы:

1. Нравится ли Вам учиться в МОУ ВИЭПП?

2. Удовлетворены ли Вы своими результатами в зимнюю сессию?

3. Удовлетворены ли Вы своими отношениями со студенческой группой?

4. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с преподавателями института?

5. Удовлетворены ли Вы качеством преподавания в институте?

6. Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?

7. В ходе решения каких проблем Вы нуждались в психологической помощи в текущем учеб­ном году (даже если Вы за ней не обращались)?

8. Какая форма общения с психологом является для Вас предпочтительной?

Студентам предлагалось отметить те формы работы, которые использовались психологом при работе с ними на протяжении учебного года: беседа в группе с другими студентами, социально­психологический тренинг, индивидуальная беседа.

Для оценки эффективности деятельности психологической службы по сопровождению про­цесса адаптации студентам предлагалось ответить на вопросы:

Удовлетворены ли Вы частотой встреч с психологом института на протяжении учебного года?

Хотели бы Вы продолжить общение с психологом института?

Сбор информации с помощью первой анкеты осуществлялся в ноябре, на вопросы второй анкеты студентам предлагалось ответить в конце учебного года, в мае. На первом этапе (ноябрь 2010 г.) было опрошено 76 студентов (76,8% от списочного состава), на втором этапе (май 2011 г.) в анкетировании приняли участие 74 первокурсника. Опрос был анонимным и носил доброволь­ный характер.

Полученные в результате проведения мониторинговых процедур данные позволили отследить особенности процесса адаптации на протяжении всего учебного года, т.е. в его динамике; выделить круг проблем, которые требуют своего решения в рамках создания психолого-педагогических усло­вий для минимизации трудностей процесса адаптации. Результаты пилотного исследования будут учтены в ходе дальнейшей разработки модели сопровождения адаптации будущих первокурсников, а также для оказания помощи тем студенческим группам и конкретным студентам, которые испы­тывали значительные трудности адаптации и оказались наименее удовлетворенными различными сторонами обучения в вузе. Так, по нашим данным, 12,3% студентов отметили, что процесс адап­тации был для них трудным и долгим. Были выявлены студенческие группы, в которых трудности адаптации были связаны в большей степени с одним–двумя факторами, нежели с другими. Боль­шинство будущих педагогов-психологов отметили, что нуждались в психологической помощи по разрешению личностных проблем. Студенты, обучающиеся на юридических специальностях, ока­зались в большей степени неудовлетворенными низкой сплоченностью студенческой группы. Бу­дущие менеджеры испытывали трудности в восприятии и переработке большого объема информа­ции, а также в преодолении стресса перед первой сессией.

Таким образом, социально-психологический мониторинг предоставляет данные, которые по­зволяют судить о состоянии объекта, осуществлять прогноз и, как следствие, обеспечивать эффек­тивность последующих проектировочных шагов по созданию модели деятельности, в данном кон­кретном случае – модели психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации перво­курсников к вузовскому обучению.

Литература

  1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психоло­га // Вестн. практ. психологии образования. 2009. №4. C. 66–73.
  2. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого­педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен­ной практике: сб. науч. тр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. URl: http: // www.psyedu.ru.
  3. Бондаренко С.В. Проблемные аспекты построения модели психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве вуза // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6. URl: http: // www.nestu.ru.
  4. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Элект­ронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. URl: http:// www.psyedu.ru.
  5. Минеева С.И., Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н. Адаптация первокурсников: про­блемы и тенденции // Электронный журнал «Университетское управление: практика и анализ». 2001. № 4. С. 65–69. URl: http: // www/ umj/ru/index.php/pub/inside/269.

Информация об авторах

Беседина Светлана Алексеевна, педагог-психолог Волжского ин-та экономики, педагогики и права, e-mail: svetlan-besedin@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3582
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3