Субъективные показатели качества высшего профессионального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъективность, качество образования, показатель качества, профессиональный стандарт, удовлетворенность, образовательные потребности, представления об образовательном процессе
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Меркулова О.П. Субъективные показатели качества высшего профессионального образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Решение задач обеспечения качества, которые в последнее время неизменно ставятся перед системой образования, вряд ли возможно без определения диагностируемых показателей качества. В своих разработках мы рассматриваем данную проблему применительно к уровню высшего профессионального образования.
В работах, посвященных проблемам управления качеством образования, основной акцент делается, как правило, на разработку результативных показателей, отражающих уровень освоения образовательной программы через оценку знаний и умений, сформированность компетенций или их отдельных составляющих. Менее распространенным, но получающим все более широкое признание, является подход к оценке качества образовательного процесса, при котором субъектами оценивания становятся сами студенты. Введение в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с заданным требованием необходимости предоставить обучающимся возможности «оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» должно привести к значительно более активному распространению такой практики.
В современных подходах качество понимается, как правило, через отсылку к возможности удовлетворять потребности или через соответствие установленным или ожидаемым требованиям [4]. «Объективная» оценка результативности образования основана на явном или имплицитном допущении того, что образование — в первую очередь, социальный институт для удовлетворения общественных потребностей. Именно они находят свое выражение в государственных образовательных стандартах, требованиях к результату обучения, в содержании образовательных программ, показателях и критериях оценивания уровня их освоения студентами.
Субъектный, гуманистический, антропологический, личностно ориентированный подходы, которые все чаще берутся за основу изменений в современном образовании, требуют рассматривать студента как активного полноправного субъекта, в интересах которого по большому счету и строится вся образовательная практика. И в этом случае показатели качества уже не могут сводиться к уровню освоения образовательных программ — ключевыми становятся вопросы о том, какие именно индивидуальные потребности и каким образом удовлетворяются благодаря получаемому или уже полученному образованию, какой вклад в развитие, подготовку студента к дальнейшему профессиональному становлению оно вносит не только и не столько с точки зрения актуальных наличных форм культуры соответствующей профессиональной сферы, сколько в перспективе их развития. Именно эти вопросы и обосновывают необходимость определения содержания и операционализации субъективных показателей качества образования, в частности — высшего профессионального.
Остановимся кратко на содержании самого понятия «субъективный», которое имеет два смысловых ядра: 1) принадлежащий субъекту, его внутреннему миру и 2) недостаточно достоверный, подверженный влиянию индивидуальных особенностей познавательной сферы конкретного человека. Мы используем данное понятие именно в первом из указанных значений, полагая, вслед за С.Л. Рубиншейном, что «объективность какой-либо совокупности содержаний зависит не от того, входит ли в состав его что-либо от меня исходящее и мной вносимое или нет, значит, не от того, дано ли оно или создано; воспринято или конструировано, а от того, замыкается ли оно в завершенное самостоятельное целое» [3].
Опираясь на это положение, мы считаем, что субъективные показатели качества высшего образования могут являться вместе с тем достаточно объективными, надежными, если они рассматриваются в системе и задают достаточно целостное отражение различных аспектов образования и его влияния на жизнедеятельность человека. Причем ни какой один показатель или даже их система не могут быть рассмотрены как окончательно определяющие качество образования – любые его оценки должны быть открыты для рефлексивного осмысления и пересмотра в контексте как специфики потребностей, определяемых жизненной ситуацией конкретного студента, так и социокультурных трансформаций общества. Вместе с этим любой «объективный», а скорее, объективированный показатель (т.е. такой, который может быть получен формализованным способом), вырванный из целостного контекста, не может дать достаточно адекватную оценку качества образования.
В рамках интенсивно развивающегося в настоящее время компетентностного подхода разрабатываются подходы к повышению объективности оценивания результатов обучения с точки зрения нормативных моделей деятельности в той или иной профессиональной сфере. Безусловно, эти разработки являются важными и актуальными, но в то же время для полноты и объективности оценивания качества образования они должны дополняться и субъективными показателями, которые могут быть разработаны как универсальные, не зависящие от содержания осваиваемой профессии.
Универсальность, обобщенность субъективных показателей качества образования является еще одним аргументом в пользу их разработки и внедрения в практику психологического сопровождения профессионального становления студентов, в деятельность систем управления качеством в вузах. Уровень освоения профессиональных компетенций невозможно оценить без обращения к содержанию профессиональной деятельности.
В то же время универсальные смыслы образования, в том числе профессионального, не должны зависеть от содержания конкретной получаемой специальности, т. к. любая специальность, в конце концов, должна рассматриваться лишь как средство включения человека в совместнораспределенную трудовую деятельность, а вместе с этим – становления его личности (понимаемой в русле идей В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, К. Маркса и др.). И с этих позиций можно говорить об инвариантных относительно конкретной профессиональной сферы показателях качества образования, отражающих субъективные оценки его влияния на личностное развитие и профессиональное становление.
Следует отметить и то, что в перспективе реализации отмеченных выше субъектноориентированных подходов может измениться соотношение «объективных» и субъективных подходов к оцениванию качества образования. Любые процедуры оценивания результативности обучения могут быть важны не только как показатель «качества готовой продукции» вуза, но и как обратная связь, которая предоставляется самому студенту и на основе которой он может строить обоснованную самооценку в отношении собственных возможностей и ограничений в реализации того или иного аспекта профессиональной деятельности. Наряду с этим основаниями для подобного самооценивания могут выступать самостоятельные пробы в профессиональной деятельности, обратная связь не только от преподавателей, но и от других студентов, специалистов-практиков, а после начала самостоятельной трудовой деятельности – ее результативность, обратная связь от руководителей, коллег, клиентов и др.
Единственной «точкой», в которой могут быть интегрированы и преобразованы в некоторую целостную оценку качества собственного образования все эти (а возможно, и какие-то другие) источники такой оценки, может быть сам субъект образовательной деятельности (студент или выпускник), безусловно, при том условии, что он является именно субъектом собственной деятельности, и шире, – жизни, принимающим на себя ответственность за свои действия и их последствия, осознающим собственные потребности, смыслы, цели, владеющим рефлексивными способностями, и др. Не имея возможности подробно останавливаться на понимании категории субъекта, сошлемся на то общее направление исследований, которое представлено работами С.Л. Рубинштейна, В.А. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, К. Обуховского, В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова, А.М. Медведева и др.
На уровне теоретической модели некоторая предельная объективность оценивания качества образования возможна именно при предельной субъектности, полноте бытия субъектом студента или выпускника, производящего такую оценку. Однако реалии жизни далеки от теоретических абстракций, и мыслимые пределы в ней не всегда достижимы. Является ли это основанием для того, чтобы признать неадекватными субъективные оценки качества образования студентов, не вполне занимающих в своем обучении субъектную позицию? Полагаем, что нет, поскольку и преподаватели, и любые «контролеры» от образования, разрабатывающие те или иные измерительные инструменты для «объективной» оценки результатов обучения, тоже не имеют «презумпции субъектности». Принятые ими основания и способы оценивания также могут быть частичными, фрагментарными, недостаточно рефлексивными и обоснованными. Выход существует, вероятно, лишь в том, чтобы любой «объективный» или субъективный показатель качества рассматривать лишь как одну из возможных проекций качества образования, которая всегда нуждается в дополнении другими оценками, проекциями и точками зрения.
В исследованиях и практической деятельности Центра мониторинга качества подготовки специалистов и на базе факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного социально-педагогического университета совместно с коллегами и выполнявшими под руководством автора выпускные квалификационные работы студентами и магистрантами мы разрабатываем различные диагностические средства, которые могут быть использованы для оценки субъективных показателей качества высшего профессионального образования в его результативных и процессуальных аспектах. Кратко охарактеризуем основные группы этих показателей.
1. Самооценка результативности обучения. Она может проводиться на основании как «отраженных» оценок академической успешности, так и прямого оценивания собственных знаний, умений, необходимых для работы по профессии личностных качеств, возможности применить полученные в ходе освоения конкретной дисциплины знания и умения в дальнейшем обучении и практической деятельности.
Для операционализации первого показателя – «отраженной» академической успешности – мы, как правило, используем вопрос об отнесении себя студентом (выпускником) к одной из трех категорий, которые условно соответствуют достаточно традиционному на житейском уровне делению на отличников, хорошистов и троечников. При этом предлагаются следующие описания уровней успешности обучения: «часть предметов сдаю с трудом и не с первого раза», «по некоторым предметам бывают сложности, но чаще сдаю сессию вовремя», «обычно учусь на “хорошо” и “отлично”». В рамках выполнения под руководством автора выпускной квалификационной работы М.С. Кириной были получены данные, позволяющие сравнить отнесение студентами себя к одной из этих категорий и среднюю академическую успешность по итогам последней сессии (N=31). Кластеризация по показателю средней успешности дала полное совпадение распределения по естественным кластерам с самооценкой учебной успешности по данным категориям. Это подтвердило возможность использования такого показателя «отраженной» успешности.
Наряду с описанным показателем, мы также применяем различные варианты самооценки результативных аспектов обучения (уровень знаний и умений по получаемой (полученной) специальности и др.) с использованием оценочных шкал с разным числом градаций. Следует отметить, что «отраженная» успешность и самооценка знаний и умений оказываются достаточно слабо связанными между собой, что подтверждает ориентирование студентов в оценке своих знаний и умений не только на оценки преподавателей. Адекватность таких самооценок и их основания пока не становились предметом нашего детального исследования.
Еще одна группа показателей результативности обучения связана с удовлетворенностью образованием в целом, его влиянием на уровень профессиональной компетентности со стороны выпускников. Именно после начала самостоятельной трудовой деятельности, а возможно, и много позже, получится достаточно обоснованно оценить вклад образования в личностное и профессиональное развитие. Косвенными показателями результативности обучения в этом отношении могут являться удовлетворенность работой и самооценка уровня собственной квалификации. Наряду с этим мы включаем в свои исследовательские процедуры самооценку влияния различных «обучающих» факторов на уровень квалификации. Показательной в этом отношении является как абсолютная оценка влияния высшего профессионального образования, так и относительная – по сравнению с другими факторами (обучение в школе, опыт практической деятельности, самостоятельное обучение с помощью книг, Интернета и т.п., советы и помощь более опытных коллег по работе и т.п.).
2. Удовлетворенность образовательных потребностей в процессе обучения. Субъективные переживания, сопровождающие процесс обучения, далеко не всегда прямо сопоставимы с его результативностью. Общий позитивный эмоциональный фон в этом процессе отнюдь не гарантирует успешность последующего профессионального становления. Как и полученное в эмоционально дискомфортных условиях, образование может, напротив, стать основой будущих профессиональных успехов. Тем не менее, опираясь на гуманистические ценности, мы не можем считать качественным образование, процесс получения которого фрустрирует студента, переживается им в явно негативном эмоциональном ключе. Поэтому в качестве одного из важных показателей качества высшего образования мы полагаем возможным рассматривать удовлетворенность образовательных потребностей непосредственно в процессе обучения.
Для операционализации этого показателя нами был разработан опросник оценки удовлетворенности образовательных потребностей студентов. Его доработка на основе эмпирических данных еще продолжается (проведена факторизация и стандартизация на выборке 440 студентов, планируется последующая обработка данных по расширенной студенческой выборке и выборке выпускников). В текущую версию опросника вошли 17 утверждений, результаты по которым объединяются в 6 шкал: 1) интегральная оценка; 2) влияние обучения на развитие; 3) удовлетворенность познавательных потребностей; 4) комфорт; 5) преподавание; 6) отношения с однокурсниками. Также рассчитывается показатель общей удовлетворенности.
В рамках выполнения под руководством автора магистерской диссертации Л.С. Мельниковой было показано, что результаты, полученные с помощью этого опросника, высоко согласованы с результатами полуструктурированной беседы, направленной на исследование образовательных потребностей студентов, включая их удовлетворенность. Разработанная в данном исследовании консультативная карта может также быть использована для оценки удовлетворенности образовательных потребностей в менее стандартизованном виде [1].
3. Оценка качества организации образовательного процесса. Предыдущие две группы показателей отражают результат взаимодействия студента и его образовательного окружения, который во многом зависит от его собственных усилий, отношения к обучению, сформированности учебной деятельности, способностей, коммуникативных умений и др. В то же время в практической деятельности по обеспечению качества важна оценка и таких показателей, которые в большей мере отражают особенности образовательной среды вуза (факультета). Будучи полученными как субъективные оценки, они, конечно же, подвержены влиянию индивидуальных особенностей оценивающих студентов. Такое влияние необходимо учитывать, но в целом результаты подобных опросов могут становиться важным основанием в поиске путей улучшения качества образования. В частности, ранее нами было показано, что существует значимая тенденция к более низкому в среднем оцениванию качества преподавания учебных дисциплин студентами с более выраженной рефлексивной позицией по отношению к своему обучению [2].
Конкретные показатели и способы оценивания качества организации образовательного процесса могут варьироваться в достаточно широком диапазоне и определяются задачами их использования. В практической работе, осуществляемой в ВГСПУ, используются разные методические приемы и показатели оценивания качества преподавания дисциплин учебного плана (Там же) и образовательного процесса в целом студентами [4] и выпускниками. В большинстве из них применяются утверждения, выражающие некоторую позитивную характеристику образовательного процесса, и 5-балльная шкала согласия.
4. Дифференцированная оценка образов реального и желательного образования. К ограничениям показателей, прямо оценивающих качество образовательного процесса, можно отнести уже отмеченную выше возможность некритичного оценивания, а также заданность позитивно оцениваемого содержания со стороны организаторов опроса. Преодоление этих ограничений возможно с помощью разработанной нами методики дифференцированной оценки образовательного процесса в вузе, которая заключена в последовательном оценивании по заданному набору биполярных шкал представлений 1) о высшем образовании «там, где Вы сейчас учитесь» и 2) о том, каким хотелось бы видеть высшее образование. При этом возможен отдельный анализ как образов реального и желательного образования (который может быть важен, например, для выявления согласованности таких представлений разных участников образовательного процесса), так и близости этих образов, которая также может быть использована как показатель качества образовательного процесса. Результаты уже упоминавшегося исследования Л.С. Мельниковой подтвердили согласованность этого показателя с другими оценками удовлетворенности образовательных потребностей [1].
Представленный обзор возможных субъективных показателей качества высшего профессионального образования не претендует на абсолютную полноту и завершенность. Отдельные показатели вводились нами, исходя из запросов практической работы или замыслов эмпирических исследований, направленных на изучение психологических условий и механизмов обеспечения качества высшего образования. Несмотря на открытость данной системы показателей к дополнению и уточнению, как показывают уже завершенные и еще продолжающиеся исследования, они дают достаточно полное представление о качестве образования с точки зрения студентов как его субъектов.
Литература
- Мельникова Л.С. Исследование понимания студентами своих образовательных потребностей: магистр. дис. Волгоград, 2011.
- Меркулова О.П. Оценивание студентами качества организации изучения отдельных дисциплин: методика и взаимосвязанные психологические факторы // Учен. зап. Вып. 23. Антропологическая перспектива профессионального образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Высшее образование в изменяющемся обществе (22 дек. 2010 года, Москва, НОУ ВПО «СФГА») / под науч. ред. В.В. Грачева. М. : НОУ ВПО «СФГА» при участии ООО «Вариант», 2010. С. 214–218.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М. : Наука, 1997.
- Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: теория и практика: кол. моногр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4530
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 12