Коммуникативное поведение мигрантов в школьных коллективах: путь к адаптации*

52

Общая информация

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ №10-06-00010а «Поведенческие, морфо-физиологические и генетические составляющие агрес-сивного поведения человека (с учетом культурного и экологического контекста) и в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Кросс-культурный анализ социального пространства и механизмов регуляции социальной напряженности: от традиции к современности»

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бутовская М.Л., Феденок Ю.Н. Коммуникативное поведение мигрантов в школьных коллективах: путь к адаптации // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Проблема подростковой интолерантности на этнической почве требу­ет всестороннего комплексного изучения. Наряду с политологическими, социологическими и психолого-педагогическими подходами, очевидную пользу в освещении данного феномена может принести также этологический подход. Негативные стереотипы в отношении представителей других этносов в определенной мере связаны с «инаковостью» других, с различи­ями их невербального поведения, особенностями пространственного пове­дения и правил межиндивидуального общения.

Полный текст

Проблема подростковой интолерантности на этнической почве требу­ет всестороннего комплексного изучения. Наряду с политологическими, социологическими и психолого-педагогическими подходами, очевидную пользу в освещении данного феномена может принести также этологический подход. Негативные стереотипы в отношении представителей других этносов в определенной мере связаны с «инаковостью» других, с различи­ями их невербального поведения, особенностями пространственного пове­дения и правил межиндивидуального общения.

В силу очевидных культурных различий в правилах дистанции, при со­циальном взаимодействии представителей различных этносов могут воз­никать напряженные ситуации, перерастающие в дальнейшем в открытый конфликт. Данных осложнений можно было бы легко избежать, если бы участники имели хотя бы элементарные представления о правилах невер­бального поведения в других культурах.

Известно, что у мигрантов, долгое время живущих в другой культуре и использующих неродной язык, характерные для культурной среды пока­затели невербальной коммуникации, сглаживаются и унифицируются [Бу­товская 2004, Hall 1966]. Скорость адаптации к местным нормам поведения зависит от возраста, пола, образования и исходных психологических уста­новок на интеграции в данном социуме [Бутовская и др. 2007]. Образова­тельные учреждения могут играть ключевую роль в успешной интеграции детей мигрантов и способствовать созданию благоприятного социального климата в школе для этой цели.

Объектом нашего исследования, проведенного в общеобразовательных школах г. Москвы, стали дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет. В шко­лах нами были зафиксированы представители 33 национальностей. Самые многочисленные из них - это азербайджанцы, армяне, грузины, ингуши, рус­ские, чеченцы. В данном исследовании приняло участие 313 школьников: 154 мальчика и 159 девочки, из них 206 русские и 107 нерусские, 238 испо­ведуют православие и 37 - ислам, 67 детей в возрасте от 9 до 11 лет, 138 де­тей в возрасте от 12 до 14 лет и 108 подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Целью исследования был анализ пространственного поведения у детей москвичей и недавних мигрантов в условиях многоэтничных коллективов.

Рисунок 1. Дистанция общения на уровне ног с учетом фактора этничности партнеров

В ходе проведенного нами исследования пространственного поведения у московских школьников было выявлено, что этничность влияет на индиви­дуальную дистанцию общения на уровне головы (F=2,119; df=393; p=0,007) и ног (F=1,841; df=393; p=,025) (Рис. 1). Наши данные показывают также, что этот фактор более важен для мальчиков, что, по-видимому, объясняется боль­шей конкурентностью между ними и стремлению к доминированию.

Национальная принадлежность партнеров влияет на такой важный па­раметр пространственного поведения человека, как контакт глаз: в парах русских он значительно ниже, чем в парах представителей народов Кавка­за, но одновременно парах русских он выше, чем в парах русский-татарин.

Тактильные контакты также различаются в разных парах, особенно ин­тимные контакты, то есть когда партнеры прикасаются к груди, бедрам, жи­воту, ягодицам друг друга. Такого рода контакты в парах мальчик-девочка встречается в парах только русский-русская, при этом их частота увеличи­вается с возрастом. В парах, образованных представителями народов Кав­каза (в частности вайнахов), они табуируются к старшему подростковому возрасту, что соответствует этикету народов Кавказа.

Ориентация тела, когда один партнер стоит позади другого, в парах мальчик-девочка встречается только в парах русских и строго избегается представителями народов Кавказа (Рис. 2). Эта позиция связана с некото­рой интимностью партнеров, что по этикету многих народов Кавказа недо­пустимо показывать на людях. Это правило они соблюдают даже общаясь в паре с русскими противоположного пола.

Рисунок 2. Ориентация тел партнеров в парах с учетом фактора этничности

Степень знакомства наиболее важна для представителей народов Кав­каза, даже в том случае, когда пары образованы представителями разных народов Кавказа. Это объясняется их относительной малочисленностью и стремлением поддержать дружественнее отношения друг с другом. Для партнеров становится важным не столько этичность, сколько регион исхода и социокультурная близость их народов.

Интересно отметить, что в парах вайнах-вайнах и русский-вайнах пар­тнеры мало говорят о людях, особенно о третьих лицах, что не наблюдает­ся в других парах. В целом в парах вайнахов партнеры к 15-17 годам пере­стают показывать свои эмоции, находясь на людях. Это, скорее всего, объ­ясняется строгим и четко прописанным этикетным поведением вайнахов.

Также наши данные показывают, что партнеры разных национально­стей говорят достовернее громче, чем партнеры одной национальности, при этом минимальная громкость голоса наблюдается в парах русских.

Наше исследование позволяет заключить, что успешная интеграция де­тей мигрантов лучше происходит в совместном обучении детей разных на­циональностей в рамках государственных общеобразовательных школ, где дети могут успешно перенимать нормы пространственного (невербально­го) поведения и общения доминирующего большинства населения. При условии обучения детей мигрантов в национальных школах дети не полу­чают необходимого опыта общения в мультикультурной среде и в дальней­шем это может существенно затруднить их интеграцию в обществе.

Литература

  1. Борисова и др. 2004 - Борисова Л. В., Бутовская М. Л. Пространственное поведение в современной русской городской культуре: возрастные и тен­дерные аспекты // Этология человека и смежные дисггиплины. Современ­ные методы исследования. - М., 2004. - 337 с.
  2. Бутовская, 2004 - Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволю­ционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации челове­ка). М.: Научный мир, 2004.
  3. Бутовская и др. 2007- Бутовская М. Л., Феденок Ю. Н., Буркова В. Н. Вза­имопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в услови­ях многоэтничных школьных коллективов // Молодежь Москвы: адапта­ция к многокультурности. Под. ред. М.Ю.Мартыновой. Н.М. Лебедевой. М. РУДН. 2007, с. 314 - 366.
  4. Hall 1966- Hall E. T. The hidden dimension. N.Y.: Anchor Books. Doudleday. 1966.

Информация об авторах

Бутовская Марина Львовна, доктор исторических наук, Профессор, заведующая Сектора кросс-культурной психологии и этологии человека, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), ведущий научный сотрудник Учебно-научного центра социальной антропологии, РГГУ (УНЦСА РГГУ), профессор кафедры этнологии исторического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5528-0519, e-mail: marina.butovskaya@gmail.com

Феденок Юлия Николаевна, научный сотрудник Сектора кросс- культурной психологии и этологии человека, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), Москва, Россия, e-mail: julia.fedenok@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1821
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0