Содержание индивидуальной траектории профессионального развития студентов в условиях поликультурной среды вуза*

48

Общая информация

* Исследование ведется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-01302а/Б

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гриценко В.В., Молчанова Н.В. Содержание индивидуальной траектории профессионального развития студентов в условиях поликультурной среды вуза // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В условиях модернизации современной системы высшего образования для успешного профессионального становления будущих специалистов ак­туальным становится построение индивидуальной траектории профессио­нального развития.

Исследователи (Т.А.Бурмистрова, Ш.С.Демисенова, Т.А.Макаренко, П.Г.Щедровицкий, Е.М.Шнейдер и др.) подчеркивают, что при разработке индивидуальной программы личностно-профессионального саморазвития необходимо учитывать государственный стандарт; модель личности специ­алиста, личностные и профессиональные качества студента, мотивацию к профессии, этапы личностного роста.

Полный текст

В условиях модернизации современной системы высшего образования для успешного профессионального становления будущих специалистов ак­туальным становится построение индивидуальной траектории профессио­нального развития.

Исследователи (Т.А.Бурмистрова, Ш.С.Демисенова, Т.А.Макаренко, П.Г.Щедровицкий, Е.М.Шнейдер и др.) подчеркивают, что при разработке индивидуальной программы личностно-профессионального саморазвития необходимо учитывать государственный стандарт; модель личности специ­алиста, личностные и профессиональные качества студента, мотивацию к профессии, этапы личностного роста.

Структура личностно-профессионального саморазвития включает следующие компоненты: ценностно-мотивационный (понимание и при­нятие ценностей профессионально-личностного роста); когнитивно-содержательный (познавательная деятельность при реализации стратегии саморазвития); конструктивно-практический (проектирование программ индивидуально-творческого саморазвития); рефлексивный (осознание ценности анализа и самоанализа процесса и результата профессионально-личностного становления).

При построении индивидуальной траектории будущего специалиста каждый из компонентов имеет свою значимость в целостной картине про­фессионального становления студента. Однако нет практических исследо­ваний, связанных с пониманием особенностей формирования и реализации индивидуально-профессиональной траектории развития студента в услови­ях поликультурной среды вуза.

Под поликультурной средой вуза понимается пространство позитивно­го взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные эт­носы, культуры, религии; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный, разноконфессиональ-ный профессорско-преподавательский и студенческий состав, признанное удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребно­сти обучающихся (Викулина М.А., 2007).

Профессиональное развитие и саморазвитие в поликультурном про­странстве зависит от многих факторов. К поликультурным факторам само­развития студентов относят уровень общей и профессиональной культуры; социокультурное окружение студентов; индивидуальные интересы студен­та к проблемам поликультурного общества; социокультурная ситуация в регионе, его этнические и социально-экономические особенности; методи­ческие и личностные возможности педагогов (Демисенова, 2009).

Наше исследование направлено на выявление психологического потен­циала профессионального становления будущего специалиста, который связан, прежде всего, с мотивационной и ценностной сферами студента, его личностными и профессиональными взаимоотношениями с представи­телями других культур, отношением к вузу в целом, что является, на наш взгляд, содержательной стороной индивидуально-профессиональной тра­ектории развития студент.

Информация об авторах

Гриценко Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709, e-mail: gritsenko2006@yandex.ru

Молчанова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, Смоленский гуманитарный университет, доцент, Смоленск, Россия, e-mail: nat-mo39@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2414
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1