Особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков

31

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Зверева М.А. Особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Для решения практических задач, стоящих перед российским образо­ванием в области формирования культуры мира и создания поликультур­ной образовательной среды, необходимо изучение взаимосвязей между ти­пами этнической идентичности и содержанием стереотипов. Особую акту­альность приобретают исследования, посвященные подростковому возра­сту, поскольку именно в этот период происходит интенсивное формирова­ние этнической идентичности и этнических стереотипов.

В нашем исследовании мы предположили, что существует взаимосвязь между этническими стереотипами и этнической идентичностью у русских и еврейских подростков.

Полный текст

Для решения практических задач, стоящих перед российским образо­ванием в области формирования культуры мира и создания поликультур­ной образовательной среды, необходимо изучение взаимосвязей между ти­пами этнической идентичности и содержанием стереотипов. Особую акту­альность приобретают исследования, посвященные подростковому возра­сту, поскольку именно в этот период происходит интенсивное формирова­ние этнической идентичности и этнических стереотипов.

В нашем исследовании мы предположили, что существует взаимосвязь между этническими стереотипами и этнической идентичностью у русских и еврейских подростков.

В исследовании принимало участие всего 86 испытуемых, из которых 42 испытуемых подросткового возраста (14-15 лет) являлись представите­лями русской этнической группы, 44 респондента подросткового возраста -представителями еврейской этнической группы. Все испытуемые являлись учащимися средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы.

Для того, чтобы проверить гипотезу, испытуемым подросткового воз­раста русской и еврейской этнических групп были предложены методика биполярных шкал и опросники, выявляющие типы и выраженность этни­ческой идентичности: методика Дж. Финни и опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).

Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о выяв­ленных культурно - универсальных закономерностях и культурно - спец­ифических особенностях взаимосвязи этнической идентичности и этниче­ских стереотипов у русских и еврейских подростков.

Нами были выявлены следующие культурно - универсальные законо­мерности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков: 1) взаимосвязь между типами этниче­ской идентичности и содержанием автостереотипов; 2) взаимосвязь меж­ду выраженностью этнической идентичности и содержанием автостереоти­пов; 3) внутри одной этнической группы данные взаимосвязи сильнее вы­ражены у девочек, нежели у мальчиков.

Культурно - специфическими особенностями взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских подростков являются: 1) отрицательная взаимосвязь между гипоидентичностью и содержанием и выраженностью автостереотипов; 2) норма как тип этнической идентич­ности положительно коррелирует с содержанием и выраженностью авто­стереотипов; 3) положительная корреляционная взаимосвязь между вы­раженностью этнической идентичности и содержанием автостереотипов; 4) у девочек существует положительная взаимосвязь между выраженностью этнической идентичности и содержанием и выраженностью авто­стереотипов.

У еврейских подростков были выявлены следующие культурно - спец­ифические особенности взаимосвязи этнической идентичности и этниче­ских стереотипов: 1) положительная взаимосвязь гиперидентичности и со­держания автостереотипов; 2) отрицательная взаимосвязь выраженности этнической идентичности и содержания автостереотипов; 3) у девочек вы­явлена отрицательная взаимосвязь между гиперидентичностью и содержа­нием и выраженностью гетеростереотипов; 4) у мальчиков выявлена поло­жительная взаимосвязь между выраженностью этнической идентичности и содержанием и выраженностью автостереотипов.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что в процессе инкультурации у подростков различных этнических групп формирование этнической иден­тичности и этнических стереотипов взаимосвязано, но содержательные особенности этих взаимосвязей различны. Мы предполагаем существо­вание факторов, влияющих на особенности взаимосвязей у подростков: 1) статус «большинства - меньшинства»; 2) особенности этноконтактной среды, в нашем случае это поликультурный мегаполис; 3) этнокультурные особенности народа; 4) возрастные закономерности развития.

Информация об авторах

Зверева Мария Александровна, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mariya_zvereva@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1829
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0