Проблемы исследования толерантности личности

61

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Калинина М.В. Проблемы исследования толерантности личности // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Целью проведенного исследования было изучение этнической толе­рантности жителей Москвы и выявление взаимосвязи этнической толе­рантности с индивидуальными свойствами личности. Исследование прохо­дило в три этапа с 2008 по 2010 г. г. В нем принимало участие 150 респон­дентов в возрасте от 17 до 35 лет.

Полный текст

Целью проведенного исследования было изучение этнической толе­рантности жителей Москвы и выявление взаимосвязи этнической толе­рантности с индивидуальными свойствами личности. Исследование прохо­дило в три этапа с 2008 по 2010 г. г. В нем принимало участие 150 респон­дентов в возрасте от 17 до 35 лет.

В рамках исследования респондентам предлагалось дать собственное определение понятия «толерантность». Из 150 респондентов только 10 че­ловек сказали, что «толерантность» - это принятие других людей, такими какие они есть, со всеми отличиями - характер, одежда, религия, образ жиз­ни и др. 15 человек ответили, что они не знают значения этого иностран­ного слова (причем по всем методикам они демонстрировали высокий уро­вень этнической толерантности), а все остальные (125 человек) говорили, что толерантность - это терпимость, снисходительность. И никакой другой трактовки этого понятия они не знали. Т.о. мы видим, что в настоящее вре­мя преобладает понимание толерантности как терпимости, и зачастую вы­нужденной терпимости.

В ходе исследовании мы обнаружили, что там, где было необходимо выбрать один ответ из нескольких приведенных вариантов, респонденты склонны давать социально желательные ответы, тем самым, демонстрируя высокий уровень толерантности. Это так называемая декларируемая толе­рантность. В методиках, где предлагается дать самостоятельный ответ без заранее подготовленных вариантов, а также в своих комментариях к выпол­ненным заданиям, респонденты показывают иное, подчас довольно интоле-рантное отношение к представителям других национальностей и, таким об­разом, демонстрируя свою фактическую толерантность. И лишь сочета­ние методик позволяет определить реальный уровень этнической толерант­ности, тот уровень, каким респонденты руководствуются в своей обычной, повседневной жизни. Этот уровень продемонстрировали всего 28 % наших респондентов (43 человека). Проведенное в рамках исследования интервью позволило сформулировать факторы, позитивно и негативно влияющие на формирование этнической толерантности.

Изучая индивидуальные свойства толерантных личностей, мы выясни­ли, что респонденты с высоким уровнем этнической толерантности облада­ют высоким уровнем эмпатии, низким уровнем агрессивности и враждеб­ности, а также высокими показателями по факторам Силы, Активности и Оценки (по методике «Личностный дифференциал»).

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

  • при выборе методик, диагностирующих этническую толерантность, необходимость учитывать, что существует значительная разница между декларируемым и фактическим уровнем толерантности;
  • уровень этнической толерантности связан с рядом индивидуаль­ных свойств личности. Это значительно расширяет диапазон ис­пользуемых средств и методов в работе психологов и педагогов;
  • термин «толерантность» понимается в обществе как «терпимость», что ставит вопрос о расширения семантического значения этого термина, а возможно и заменой его на иной термин, более понят­ный и содержащий в себе позитивный смысл.

Информация об авторах

Калинина Мария Викторовна, Московский городской психолого-педагогический университет, кафедра педагогической психологии, аспирант, Москва, Россия, e-mail: 79265031050@megafonpro.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2230
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0