Коррекция познавательных возможностей у школьников (использование нейроактивных музыкальных программ для повышения адаптивности)

34

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коёкина О.И., Кормильчикова И.В., Мазорук Е.Д., Наливайко Г.А. Коррекция познавательных возможностей у школьников (использование нейроактивных музыкальных программ для повышения адаптивности) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В рамках городской экспериментальной площадки по теме: «Создание комплекса мероприятий по поэтапной реабилитации и социализации лич­ности воспитанников специальных (коррекционных) общеобразователь­ных школ-интернатов VIII вида» были проведены предварительные иссле­дования на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной шко­лы - интерната VIII вида № 81 (январь-май 2010 г.). Эти исследования по­казали, что дети с диагнозом F-71,72 по МКБ-10 помимо психических на­рушений, связанных с установленными этиологией и патогенезом, имеют также типичные нейрофизиологические отклонения.

Полный текст

В рамках городской экспериментальной площадки по теме: «Создание комплекса мероприятий по поэтапной реабилитации и социализации лич­ности воспитанников специальных (коррекционных) общеобразователь­ных школ-интернатов VIII вида» были проведены предварительные иссле­дования на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной шко­лы - интерната VIII вида № 81 (январь-май 2010 г.). Эти исследования по­казали, что дети с диагнозом F-71,72 по МКБ-10 помимо психических на­рушений, связанных с установленными этиологией и патогенезом, имеют также типичные нейрофизиологические отклонения.

По данным нейрофизиологических обследований школьников в 80 % случаев дизритмии и асимметрия были связаны с теми областями коры, куда проецируются структуры лимбической системы - центры, ответствен­ные за состояние эмоциональной сферы и реверберацию нервного возбуж­дения в процессах запоминания. Наблюдаемые явления могут вызывать де­зорганизацию нервных процессов в центрах регуляции эмоций и зритель­ного восприятия, а также в системах восходящей активации сенсомоторных зон и лобно-височных областей. В результате имеются достаточно об­ширные нарушения ритмов, вероятнее всего, вызванные несколькими при­чинами, в том числе, устойчивыми стресс-факторами.

В связи с полученными результатами встал вопрос о поиске возможных методов восстановления нарушенных ритмов мозга. Наибольшее внимание было обращено на методы педагогической и психической коррекции с ис­пользованием музыкальных средств. Основным требованием являлась ком­плексная оценка применения технологий не только здоровье сберегающих, но и обеспечивающих возможности реабилитации и социализации отстаю­щих в умственном развитии детей.

Наиболее адекватным методом достижения этих условий является соз­дание и систематическое прослушивание индивидуальных нейроактивных музыкальных программ, разрабатываемых Институтом исследований моз­га и коммуникаций (г. Штутгарт, Германия) специально для школьников, для повышения степени обучаемости и адаптивности не только в школе, но и при любом виде деятельности.

Созданию методики предшествовала длительная исследовательская работа по выявлению около 20 видов реакций на стресс, каждая из кото­рых сопровождалась нарушениями ритмов в определённой области моз­га. Методика создавалась таким образом, чтобы научить мозг восста­навливать необходимые ритмы. Разработан особый способ предъявле­ния ритмов музыкальных произведений, позволяющий мозгу воспри­нять их как обучающую программу и запомнить способ собственной ге­нерации утраченного ранее ритма. Индивидуальный подход обеспечи­вается с помощью специально разработанной и тщательно проверенной (с участим нескольких тысяч школьников) методики тестирования на­рушений как межполушарных взаимоотношений, так и активности в от­дельных структурах мозга. На основе данных тестирования создаётся индивидуальная музыкальная программа с особой (патентованной) тех­нологией её предъявления.

Методика нейроактивных музыкальных программ применяется в насто­ящее время в школах Германии, Франции, Швейцарии, Голландии и имеет тенденцию к распространению в других странах. Эффективность примене­ния методики проявляется в повышении успешности обучения и выражает­ся в увеличении на 25-30 % оценок за выполнение учебных заданий.

Информация об авторах

Коёкина Ольга Ивановна, кандидат медицинских наук, СКОШИ №81, нейропсихолог, Москва, Россия, e-mail: koekina@yandex.ru

Кормильчикова И.В.

Мазорук Е.Д.

Наливайко Галина Абрамовна, директор школы-интерната № 81, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1663
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0