Особенности межличностного восприятия в международных космических полетах

52

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Комаревцев С.В. Особенности межличностного восприятия в международных космических полетах // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

1.1   Этнопсихология и культурные ценности в рамках международных космических полетов.

Этнос - это группа людей, осознающих себя её членами на основе лю­бых этнодифференцирующих признаков (3; стр.18). Одними из наибо­лее важных дифференцирующих признаков являются элементы адекват­но отражающие культурные различия. В случае межличностного взаимо­действия культурные различия проявляются в коммуникативной культуре. Коммуникативная культура - совокупность культурных норм, культуроло­гических знаний, ценностей и значений используемых в процессе коммуникации.(7; стр.131). В процессе межличностного взаимодействия с людь­ми другой национальности, на наше понимание и прогноз их поведения имеют значение этнические стереотипы, однако в процессе глобализации мы сталкиваемся с увеличением количества международных контактов и, как следствие, созданием международных рабочих групп и организацион­ных команд.

Полный текст

1.1   Этнопсихология и культурные ценности в рамках международных космических полетов.

Этнос - это группа людей, осознающих себя её членами на основе лю­бых этнодифференцирующих признаков (3; стр.18). Одними из наибо­лее важных дифференцирующих признаков являются элементы адекват­но отражающие культурные различия. В случае межличностного взаимо­действия культурные различия проявляются в коммуникативной культуре. Коммуникативная культура - совокупность культурных норм, культуроло­гических знаний, ценностей и значений используемых в процессе коммуникации.(7; стр.131). В процессе межличностного взаимодействия с людь­ми другой национальности, на наше понимание и прогноз их поведения имеют значение этнические стереотипы, однако в процессе глобализации мы сталкиваемся с увеличением количества международных контактов и, как следствие, созданием международных рабочих групп и организацион­ных команд. В нашем случае это международные космические экипажи. Если в случае обычного восприятия индивида другой нации имеет место соотнесение с соответствующим этностереотипом (6;стр.331) и дальней­шее прогнозирование поведения на основе этого стереотипа (2;стр. 61), то в случаях межнациональных профессиональных коллективов (групп), мы имеем дело так же и с профессиональной культурой. Тут было бы уместно дать определение профессиональной группе. В данном случае, под профес­сиональной группой мы будем понимать базовую организационную едини­цу, состоящую из индивидов, регулярно и непосредственно взаимодейству­ющих друг с другом в выполнении общей задачи, следующих принятым в группе нормам, осознающих свою зависимость от других членов группы в удовлетворении своих потребностей и поэтому отождествляющих свои ин­тересы с интересами группы (4;стр.388) То есть в случае межличностных взаимоотношений в международном коллективе (в данном случае между­народном космическом экипаже), мы можем наблюдать профессиональные и культурные ценности.

1.2   Связь культурных и профессиональных ценностей в профессиях астронавта и космонавта.

Р. Хэмрих, проводя исследования профессиональной культуры у летчи­ков получил результаты, свидетельствующие о том, что: 1) в профессио­нальных коллективах профессиональная культура доминирует над нацио­нальной; 2) профессиональные культуры (в рамках летной профессии) у различных национальностей схожи. Эти исследования важны для нас в том смысле, что в космонавты и астронавты происходит отбор из летчиков. То есть космонавты и астронавты - это люди, попавшие в схожие условия профессиональной деятельности из коллективов со схожей профессиональной культурой. В таком случае мы можем предположить: 1) то, что в междуна­родном космическом экипаже будет существовать однотипная професси­ональная культура, и следовательно схожая коммуникативная культура и ценности связанные с общением, взаимодействием и межличностным вос­приятием в коллективе; 2) в международном экипаже не будет существо­вать однородной профессиональной культуры и, следовательно, не будет существовать однородной коммуникативной культуры, и ценности связан­ные с общением и взаимодействием, а так же межличностным восприяти­ем в коллективе будут отличаться. 2 Методы исследования и выборка:

Нами проведено исследование 18 российских космонавтов, принимав­ших участие в космических полетах. Это исследование носило цель выявле­ния ценностей, связанных со взаимоотношениями в группе и межличност­ным восприятием других членов экипажа. Так как профессии космонавта и астронавта связаны с длительным совместным пребыванием в экстремаль­ных условиях, связанных с риском для жизни, для исследования нами была выбрана методика изучающая ценности связанные с межличностными вза­имоотношениями и апробированная в условиях, схожих с условиями косми­ческого полета - в международной полярной экспедиции IAPP (1;стр.117). Обработка результатов происходила в два этапа: 1) Полученные ценности были классифицированы тремя экспертами - профессиональными психоло­гами в соответствии с теорией и классификацией Шалома Шварца. Между оценками экспертов наблюдался высокий коэффициент корреляции; 2) По­лученные экспертами результаты сравнивались с аналогичным исследова­ниями, проведенными американскими и канадскими коллегами.

2.1 Описание методики:

Методика ПСПА (Personal-Self-Psyho-Analysis) - предназначена для из­учения изолированных малых групп и направлена на изучение системы ценностей и установок индивида по отношению к себе и ближайшему со­циальному окружению. Она выявляет структуру наиболее значимых и ча­сто встречаемых параметров - «личностных конструктов», которые позво­ляют описать психологические характеристики испытуемого и предвидеть возможного поведения.

Методика является вариантом техники репертуарных решеток Келли. Задачей испытуемых является оценка членов коллектива в соответствии с транзактной теорией Э.Берна. Испытуемый должен был выбрать из своего окружения: трех «родителей», трех взрослых, трех «детей». Помимо этого, каждый испытуемый должен охарактеризовать элементы, представляющие «я-идеальное», «я-реальное», «я-в прошлом».

Методика существует в компьютерном варианте и для обработки ре­зультатов использует метод главных компонент

Результаты:

По первой компоненте иерархия ценностей выглядела следующим обра­зом (в порядке убывания): достижение, самостоятельность, универсализм.

По второй компоненте иерархия ценностей выглядела следующим обра­зом: стимуляция, конформность, достижение, универсализм, доброта.

В то же время наши канадские коллеги в результате аналогичного иссле­дования получили такую иерархию ценностей у американских астронав­тов: достижение, духовность, универсализм, доброта, гедонизм.

Обсуждение результатов:

Как мы видим из полученных иерархий ценностей у российских космо­навтов и американских астронавтов профессиональная культура и, следо­вательно, особенности межличностного восприятия не совпадают, несмо­тря на схожесть. Однако и у тех и у других значимость приобретают цен­ности связанные с достижением, универсализмом и добротою. По опре­делению Карандашева В.Н.(5;стр.28-29) доброта - это более узкий «про-социальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повсед­невном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считает­ся производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребно­сти в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Универсализм (по определению Карандашева В.Н.) - это ценности, связанные с пониманием, терпимостью, благополучием всех людей и природы. Достижение - ценности, связанные с достижением личностного успеха через проявление компетентности в со­ответствии с социальными стандартами.

Литература

  1. Виноходова А. Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе /дис. .канд. психол. наук, М., 1998.
  2. Майерс Д. Социальная психология в модулях / СПб., «Питер», стр.61
  3. Степаненко Т. Г. Этнопсихология выпуск1 / М., «Российское психологиче­ское общество», 1998, стр.18.
  4. Занковский А. Н. Организационная психология /М., «Флинта», 2002, стр. 388.
  5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности/ СПб, «Речь», 2004, стр. 28-29.
  6. Куницына В. И., Казаринова Н. В., Погольша В. И. Межличностное обще­ние, учебник для вузов / СПб., «Питер», 2002, стр. 331.
  7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / СПб, «Питер», 2010.
  8. Suedfeld P. Space memoirs:value hierarchies before and after missions-a pilot study / Acta Astranautica №58 (2006), p. 583-586.

Информация об авторах

Комаревцев Сергей Владимирович, ГНЦ ИМБП РАН, исполняющий обязанности МНС, Москва, Россия, e-mail: ser--vlad55@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2245
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0