Динамика межкультурной компетентности в межкультурном тренинге (на материале сравнения моноэтнических и полиэтнических групп)
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Корнилова М.В. Динамика межкультурной компетентности в межкультурном тренинге (на материале сравнения моноэтнических и полиэтнических групп) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Бесспорно, межкультурная компетентность является неотъемлемым условием успешности любого вида деятельности в современном поликультурном обществе. Формирование межкультурной компетентности является одним из наиболее актуальных вопросов практической этнопсихологии. Несмотря на наличие большого количества методических разработок межкультурного тренинга, специфика динамики межкультурной компетентности в различных по составу группах остается невыясненной.
Полный текст
Бесспорно, межкультурная компетентность является неотъемлемым условием успешности любого вида деятельности в современном поликультурном обществе. Формирование межкультурной компетентности является одним из наиболее актуальных вопросов практической этнопсихологии. Несмотря на наличие большого количества методических разработок межкультурного тренинга, специфика динамики межкультурной компетентности в различных по составу группах остается невыясненной.
В ходе нашего исследования мы предположили, что в моноэтнических и в полиэтнических группах динамика межкультурной компетентности в тренинге различна. Программа исследования включает проведение межкультурного тренинга (разработанный и апробированный нами общекультурный тренинг) и измерение его эффективности с помощью стандартизированного опросника IDI и проективной методики «Незаконченные предложения».
Исследование проводилось на базе Российского Государственного Университета Дружбы Народов (группа студентов факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (иностранцы - далее поликультурная группа) и группа студентов филологического факультета (русские - далее монокультурная группа).
Анализ результатов упражнений показал, что участники монокультурной группы в большей степени ориентированы на себя, на то, чтобы самим для себя понять, что является для них самих символом культуры. В поликультурной группе в основе мотивации лежит стремление максимально полно представить другим свою культуру, поскольку все участники являются представителями разных культур.
Кроме того, можно говорить о том, что в монокультурной группе в большей степени выражены эмоциональные реакции - дискомфорт, раздражение, комфорт, симпатия. А в поликультурной группе наиболее выражена заинтересованность, любопытство, стремление понять причины другого поведения представителей других культур. Таким образом, можно говорить о большей значимости когнитивного компонента для динамики межкультурной компетентности в поликультурных группах, и значимости эмоционального компонента для динамики межкультурной компетентности в монокультурных группах.
Анализ методики «Незаконченные предложения» показывает, что тренинг, проведенный по одной программе, имел разное влияние на участников. Участники монокультурной группы больше говорят о позитивных чувствах во время тренинга, о предполагаемом проведении тренинга по межкультурной коммуникативной компетентности, в то же время участники поликультурной группы больше сообщают об изменениях в области когниций.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать ряд выводов.
На динамику межкультурной компетентности в поли- и моноэтнических группах влияет ряд факторов. Факторы, оказывающие влияние на динамику межкультурной компетентности, являются не только психологическими (мотивация, интерес к межкультурной коммуникации, личностные особенности), но и биографическими (опыт выездов зарубеж, семейная история, опыт общения с иностранцами в профессиональной деятельности и т. д.) Динамика межкультурной компетентности выше у участников с более высоким уровнем мотивации и заинтересованности в межкультурном взаимодействии. У людей из межкультурных семей уровень межкультурной компетентности изначально выше, чем у участников из монокультурных семей и соответственно меньше динамика в ходе межкультурного тренинга.
Литература
- Купавская А. С., автореферат диссертации «Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга» -МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
-
Мацумото Д., Психология и культура. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
- Межкультурный диалог: исследования и практика / ред. Солдатова Г. и др. - Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Ментс М. ван, Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2002.
-
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000).
-
Interkulturelle Kompetenz fuer Grundschullehrer. Handbuch. Sofia, 2006.
- Paul Pedersen, A Handbook for Developing Multicultural Awareness. Alexandria, VA: American Counseling Association, 1988
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1728
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 54
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0