Динамика межкультурной компетентности в межкультурном тренинге (на материале сравнения моноэтнических и полиэтнических групп)

51

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Корнилова М.В. Динамика межкультурной компетентности в межкультурном тренинге (на материале сравнения моноэтнических и полиэтнических групп) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Бесспорно, межкультурная компетентность является неотъемлемым условием успешности любого вида деятельности в современном поликуль­турном обществе. Формирование межкультурной компетентности являет­ся одним из наиболее актуальных вопросов практической этнопсихологии. Несмотря на наличие большого количества методических разработок меж­культурного тренинга, специфика динамики межкультурной компетентно­сти в различных по составу группах остается невыясненной.

Полный текст

Бесспорно, межкультурная компетентность является неотъемлемым условием успешности любого вида деятельности в современном поликуль­турном обществе. Формирование межкультурной компетентности являет­ся одним из наиболее актуальных вопросов практической этнопсихологии. Несмотря на наличие большого количества методических разработок меж­культурного тренинга, специфика динамики межкультурной компетентно­сти в различных по составу группах остается невыясненной.

В ходе нашего исследования мы предположили, что в моноэтнических и в полиэтнических группах динамика межкультурной компетентности в тре­нинге различна. Программа исследования включает проведение межкуль­турного тренинга (разработанный и апробированный нами общекультурный тренинг) и измерение его эффективности с помощью стандартизированно­го опросника IDI и проективной методики «Незаконченные предложения».

Исследование проводилось на базе Российского Государственного Уни­верситета Дружбы Народов (группа студентов факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (иностранцы - далее поликультурная группа) и группа студентов филологического факультета (русские - далее монокультурная группа).

Анализ результатов упражнений показал, что участники монокультур­ной группы в большей степени ориентированы на себя, на то, чтобы са­мим для себя понять, что является для них самих символом культуры. В по­ликультурной группе в основе мотивации лежит стремление максимально полно представить другим свою культуру, поскольку все участники явля­ются представителями разных культур.

Кроме того, можно говорить о том, что в монокультурной группе в большей степени выражены эмоциональные реакции - дискомфорт, раздражение, ком­форт, симпатия. А в поликультурной группе наиболее выражена заинтересо­ванность, любопытство, стремление понять причины другого поведения пред­ставителей других культур. Таким образом, можно говорить о большей значи­мости когнитивного компонента для динамики межкультурной компетентно­сти в поликультурных группах, и значимости эмоционального компонента для динамики межкультурной компетентности в монокультурных группах.

Анализ методики «Незаконченные предложения» показывает, что тре­нинг, проведенный по одной программе, имел разное влияние на участни­ков. Участники монокультурной группы больше говорят о позитивных чув­ствах во время тренинга, о предполагаемом проведении тренинга по меж­культурной коммуникативной компетентности, в то же время участники по­ликультурной группы больше сообщают об изменениях в области когниций.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать ряд выводов.

На динамику межкультурной компетентности в поли- и моноэтнических группах влияет ряд факторов. Факторы, оказывающие влияние на динами­ку межкультурной компетентности, являются не только психологическими (мотивация, интерес к межкультурной коммуникации, личностные особен­ности), но и биографическими (опыт выездов зарубеж, семейная история, опыт общения с иностранцами в профессиональной деятельности и т. д.) Динамика межкультурной компетентности выше у участников с более вы­соким уровнем мотивации и заинтересованности в межкультурном взаимо­действии. У людей из межкультурных семей уровень межкультурной ком­петентности изначально выше, чем у участников из монокультурных семей и соответственно меньше динамика в ходе межкультурного тренинга.

Литература

  1. Купавская А. С., автореферат диссертации «Развитие этнокультурной ком­петентности подростка методом социально-психологического тренинга» -МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
  2. Мацумото Д., Психология и культура. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
  3. Межкультурный диалог: исследования и практика / ред. Солдатова Г. и др. - Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  4. Ментс М. ван, Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2002.
  5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000).
  6. Interkulturelle Kompetenz fuer Grundschullehrer. Handbuch. Sofia, 2006.
  7. Paul Pedersen, A Handbook for Developing Multicultural Awareness. Alexandria, VA: American Counseling Association, 1988

Информация об авторах

Корнилова Мария Владимировна, Московский городской психолого-педагогический университет, аспирант, Москва, Россия, e-mail: mariya_kornilova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1708
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0