Традиция в нетрадиционном лечении (на материалах г. Одесса)
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Серебрянникова Н.И. Традиция в нетрадиционном лечении (на материалах г. Одесса) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Кризис качественного медицинского обслуживания в современном городе привел к тому, что население самостоятельно пытается решать проблемы, связанные с профилактикой и лечением различных болезней. И, наряду с официальной медициной, начали использоваться ставшими доступными методы нетрадиционный практик, запрещенных ранее. Формирующаяся новая традиция лечения и профилактики является объектом изучения таких наук как антропология, психология, медицина, социология и т. д. Мы, анализируя полевой материал г. Одессы, попытаемся определить основные формы, которые принимает и функционирует новое знание о здоровье и лечении.
Полный текст
Кризис качественного медицинского обслуживания в современном городе привел к тому, что население самостоятельно пытается решать проблемы, связанные с профилактикой и лечением различных болезней. И, наряду с официальной медициной, начали использоваться ставшими доступными методы нетрадиционный практик, запрещенных ранее. Формирующаяся новая традиция лечения и профилактики является объектом изучения таких наук как антропология, психология, медицина, социология и т. д. Мы, анализируя полевой материал г. Одессы, попытаемся определить основные формы, которые принимает и функционирует новое знание о здоровье и лечении.
Перечислим основные характеристики, повлиявшие на формирование новых явлений, связанных со здоровьем и его сохранением, характерных для городской культуры: 1. образованность населения; 2. широкий доступ к разнообразной информации; 3. полиэтнический состав населения, которое вливается в городское пространство с традициями своих культур.
Знания о здоровье и лечении в любой традиции были закрытыми и ритуализированными, однако современное общество также имеет большой спрос на колдовское, целительское, хотя и приобретает вид коммерческого, массового явления, при этом пытаясь сохранить форму традиции или, хотя бы ее внешние проявления. Это обуславливается необходимостью психологического влияния на пациента.
Условия функционирования медицинской практики в городе изменились, и проявились они в следующем: 1. наряду с представлениями о са-кральности, недоступности знаний, связанными с возможностью лечить, появилось новое поколение лекарей, которые формировались в условиях доступности информации, когда тексты заговоров, описания ритуалов можно легко найти и работать с ними; 2. даже старые, сохранившиеся заговорные практики требуют „модернизации", поскольку необходимые для проведения ритуалов условия изменились (меняется архитектура домов и их внутреннее устройство, исчезают материалы, необходимые для проведения ритуалов (пакля, угли и т. д.)); 3. города, в которых проживает полиэтническое население, становятся местами, где появляются новые ритуальные комплексы, характерные только для них.
Проведенные исследования показали, что лекари, занимающие нишу традиционного, сельского варианта лечения стараются сохранить следующие варианты антуража: имя (например, Мария, бабушка Лена), указывают на преемственность знаний (например, потомственная целительница), не указывают цены за свои услуги, используют заговоры, травы и другие характерные для такого лечения предметы (огонь, воду, свечи и пр.), стараются сохранить ритуальные особенности лечения (место и время проведения обряда, не меняют порядок действий).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1534
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 22
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1