Этническая толерантность и ее формирование у младших школьников Архангельской области

61

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Соловьева Т.А. Этническая толерантность и ее формирование у младших школьников Архангельской области // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Целью данного исследования явилась изучение эффективности про­граммы по ознакомлению младших школьников с национальной культурой Финляндии при формировании их этнической толерантности.

Исследование проводилось в 2008-2009 году в МОУ СОШ № 10 города Ар­хангельска. В эксперименте приняли участие 56 учащихся в возрасте 9-10 лет.

Полный текст

Целью данного исследования явилась изучение эффективности про­граммы по ознакомлению младших школьников с национальной культурой Финляндии при формировании их этнической толерантности.

Исследование проводилось в 2008-2009 году в МОУ СОШ № 10 города Ар­хангельска. В эксперименте приняли участие 56 учащихся в возрасте 9-10 лет.

В соответствии с целью работы для выявления уровня этнической толе­рантности нами были использованы шкала социальной дистанции Э. Богар­дуса в модификации О. Л. Романовой; экспресс-опросник «Индекс толерант­ности» (Г. У Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); опросник, специально разработанный для данного исследования.

Для реализации формирующего эксперимента нами была составлена программа по ознакомлению младших школьников с культурой Финлян­дии, конспекты уроков, рабочие тетради и памятки для родителей.

Сравнительный анализ эмпирических данных констатирующего и форми­рующего этапов исследования позволил определить количественную динамику показателей этнической толерантности: выраженности этнической идентично­сти, валентности авто- и гетеростереотипов, длины социальной дистанции.

Число детей с положительной этнической идентичностью увеличилось на 14,66 %, а с амбивалентной идентичностью сократилось до 8 % от об­щего числа школьников.

Группа младших школьников с положительным этническим автостереоти­пом увеличилась на 17,68 %, с неопределенным сократилась на 13.08 %, а с негативным на 4,6 %. Число испытуемых, имеющих положительный гетеро-стереотип, увеличилось на 23,08 % , а с неопределенным и негативным гете-ростереотипом сократилось на 18,43 и 4,65 % . Сократилось восприятие со­циальной дистанции с представителями других этносов (народов Финлян­дии). Социальная дистанция после проведения формирующего эксперимен­та сократилась с 4,41 до 2.76. Статистический анализ, проведенный при по­мощи t - критерия Стьюдента, показал, что социальная дистанция стала ста­тистически значимо меньше (P=0.001). Уровень общей толерантности увели­чился в среднем на 8 баллов (различия статистически значимы P= 0.001). В среднем по классу уровень этнической толерантности увеличился на 4 бал­ла (различия достоверны на уровне значимости P = 0.002). Произошло за­метное увеличение числа школьников с высоким уровнем этнокультурной компетентности (на 66.95 %). Количество школьников со средним уровнем уменьшилось (на 43.88 %). Учащихся с низким уровнем информированности о Финляндии (в контрольном срезе их было 23.07 %) не выявлено.

Таким образом, статистически значимое возрастание уровня этнической толерантности, увеличение позитивности автостереотипа и гетеростерео-типа позволяют сделать обоснованный вывод об эффективности програм­мы по повышению этно-культурной компетентности на формирование основ этнической толерантности у младших школьников.

Информация об авторах

Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, Директор, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ФГБНУ ИКП РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7748-8951, e-mail: solovyova@ikp.email

Метрики

Просмотров

Всего: 2559
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0