Этническая толерантность и ее формирование у младших школьников Архангельской области
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Соловьева Т.А. Этническая толерантность и ее формирование у младших школьников Архангельской области // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Целью данного исследования явилась изучение эффективности программы по ознакомлению младших школьников с национальной культурой Финляндии при формировании их этнической толерантности.
Исследование проводилось в 2008-2009 году в МОУ СОШ № 10 города Архангельска. В эксперименте приняли участие 56 учащихся в возрасте 9-10 лет.
Полный текст
Целью данного исследования явилась изучение эффективности программы по ознакомлению младших школьников с национальной культурой Финляндии при формировании их этнической толерантности.
Исследование проводилось в 2008-2009 году в МОУ СОШ № 10 города Архангельска. В эксперименте приняли участие 56 учащихся в возрасте 9-10 лет.
В соответствии с целью работы для выявления уровня этнической толерантности нами были использованы шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации О. Л. Романовой; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); опросник, специально разработанный для данного исследования.
Для реализации формирующего эксперимента нами была составлена программа по ознакомлению младших школьников с культурой Финляндии, конспекты уроков, рабочие тетради и памятки для родителей.
Сравнительный анализ эмпирических данных констатирующего и формирующего этапов исследования позволил определить количественную динамику показателей этнической толерантности: выраженности этнической идентичности, валентности авто- и гетеростереотипов, длины социальной дистанции.
Число детей с положительной этнической идентичностью увеличилось на 14,66 %, а с амбивалентной идентичностью сократилось до 8 % от общего числа школьников.
Группа младших школьников с положительным этническим автостереотипом увеличилась на 17,68 %, с неопределенным сократилась на 13.08 %, а с негативным на 4,6 %. Число испытуемых, имеющих положительный гетеро-стереотип, увеличилось на 23,08 % , а с неопределенным и негативным гете-ростереотипом сократилось на 18,43 и 4,65 % . Сократилось восприятие социальной дистанции с представителями других этносов (народов Финляндии). Социальная дистанция после проведения формирующего эксперимента сократилась с 4,41 до 2.76. Статистический анализ, проведенный при помощи t - критерия Стьюдента, показал, что социальная дистанция стала статистически значимо меньше (P=0.001). Уровень общей толерантности увеличился в среднем на 8 баллов (различия статистически значимы P= 0.001). В среднем по классу уровень этнической толерантности увеличился на 4 балла (различия достоверны на уровне значимости P = 0.002). Произошло заметное увеличение числа школьников с высоким уровнем этнокультурной компетентности (на 66.95 %). Количество школьников со средним уровнем уменьшилось (на 43.88 %). Учащихся с низким уровнем информированности о Финляндии (в контрольном срезе их было 23.07 %) не выявлено.
Таким образом, статистически значимое возрастание уровня этнической толерантности, увеличение позитивности автостереотипа и гетеростерео-типа позволяют сделать обоснованный вывод об эффективности программы по повышению этно-культурной компетентности на формирование основ этнической толерантности у младших школьников.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2550
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 59
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0