Этнокультурные особенности самоорганизации личности в профессии

32

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Троянская А.И. Этнокультурные особенности самоорганизации личности в профессии // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Актуальность обсуждаемой проблемы продиктована объективными условиями жизни современного человека в многокультурном обществе. Этот параметр требует своего учета в разнообразных сферах общественной жизни, в частности, в профессиональной деятельности. Зачастую этого не происходит, и процессы профессионализации рассматриваются как универ­сальные для любой культуры.

Полный текст

Актуальность обсуждаемой проблемы продиктована объективными условиями жизни современного человека в многокультурном обществе. Этот параметр требует своего учета в разнообразных сферах общественной жизни, в частности, в профессиональной деятельности. Зачастую этого не происходит, и процессы профессионализации рассматриваются как универ­сальные для любой культуры.

В частности мире остро стоит вопрос создания условий для достиже­ния продуктивной деятельности представителями всех этнических групп. Стратегия учета культурных характеристик субъекта предполагает призна­ние того, что способы достижения высокого результата в деятельности мо­гут быть глубоко различны и их этнокультурная специфика может высту­пать в виде ресурса культурноспецифических преимуществ.

Предпринятое исследование явилось попыткой показать, что в кризисных условиях продуктивной профессионализации рефлексивные процессы само­организации личности в профессии приобретают культуросообразность.

Становление способов организации внутреннего мира личности происхо­дит в ходе инкультурации, в связи с этим культурные особенности могут влиять на специфику этих способов. Личность интериоризирует этнические значения, присваивает свойства этнокультурного мира, в соответствие с которыми строит систему способов организации и взаимодействия со своим внутренним миром. Тем самым рефлексивные процессы личности будут иметь культурную специ­фику в различных сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности.

Рефлексия осуществляется с позиций определенной нравственной базы, усвоенных ценностей, норм и правил (1). Именно ценностями культуры представлен в первую очередь этнокультурный мир (4). В данном случае этнокультурная специфика профессиональной рефлексии обусловливается ценностным фактором.

Было выявлено, что ценности культуры как универсальные способы действия содержат в себе варианты решения задач профессионализации. Культура - неиссякаемый резерв надежных способов и моделей поведения. Но, чтобы освоить их, необходимы специальные условия: кризисные, про­блемные, активизирующие. Кризисные условия профессионализации по­буждают личность обратиться к освоению либо к актуализации надежных способов разрешения сопутствующих профессионализации противоречий. Профессиональные задачи в кризисных условиях продуктивной професси­онализации разрешаются культурными способами. Таким образом, выяв­ленное стремление к упорядочиванию как ценность предстает универсаль­ным культурным механизмом разрешения противоречия, который выходит на первый план как ответ на конфликтные условия профессионализации.

Были выявлены эффекты выделенных специфических факторов ценностей на профессиональную рефлексию личности. Ценности, вдплощенные в культуре народа: адаптивные ценности социальной направленности - в финно-угорской (удмуртской) группе, инструментальные ценности индивидуальной направлен­ности - в русской, посредством оказания эффектов на профессиональную реф­лексию личности, обусловили специфический способ ее реализации. Принятие ценности «Упорядочивание социального мира» запускает самоорганизацию ре­спондентов удмуртской группы в социальном мире, а именно самоупорядочи­вание осуществляется средствами социального мира. Превращаясь в этот мир, присваивая свойства последнего, субъект организует себя в мире и тем самым организует мир. В русской группе принятие ценности «Упорядочивание инди­видуального мира» активизирует самоорганизацию субъекта.

На системы профессионального образования возложена роль проводни­ка в культурное существование, они обеспечивают личность способами ре­шения профессиональных задач в условиях культурной среды. Надежные и проверенные культурные способы деятельности могут эффективно при­меняться в профессии, они накладывают специфический отпечаток на про­цессы самоорганизации личности.

Литература

  1. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 422 с.
  2. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. -М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. - 528 с.
  3. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, рабо­тающих с персоналом // Под ред. А.А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лап­тева. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - С. 95-123.
  4. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.

Информация об авторах

Троянская Анна Игоревна, аспирант кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета, Россия, e-mail: atroyanskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1862
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0