Особенности восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп

109

Общая информация

Рубрика издания: Кросс-культурная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Савастенок С.И. Особенности восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп // Этнопсихология: вопросы теории и практики.

Фрагмент статьи

В настоящее время изучение особенностей восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп является достаточно актуальным. Старшеклассники находятся уже в ином, по сравнению с подростками, этапе развития — ранней юности. Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Именно в этом возрасте происходит главное новообразование — чувство взрослости.

Ранняя юность — этот период приходится примерно на 16—18 лет, т.е. на X—XI классы. Он характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Полный текст

В настоящее время изучение особенностей восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп является достаточно актуальным. Старшеклассники находятся уже в ином, по сравнению с подростками, этапе развития — ранней юности. Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Именно в этом возрасте происходит главное новообразование — чувство взрослости.

Ранняя юность — этот период приходится примерно на 16—18 лет, т.е. на X—XI классы. Он характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Юношеский возраст, по Эриксону1, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
  4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Кон И.С.2 говорит, что главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юношеского возраста внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, старшеклассник открывает целый мир эмоций, красоту природы, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутренне Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Тогда вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, для того чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях .

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» — со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие.

Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого — понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми ситуация несколько изменяется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я».

Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Такая форма доверия не всегда связана с реальной психологической близостью и необязательно реализуется как глубокое самораскрытие. Она актуализируется в ситуации неопределенности, затруднительности са- мостоятельного решения. Это происходит потому, что существует некоторая дистанция, обусловленная статусом взрослого и старшеклассника, поэтому в последнем случае доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а с той значимостью, которую старшеклассник придает своему обращению к взрослому. И в данном случае отношение доверия будет строиться на том, что старшеклассник оценивает взрослого не столько с точки зрения своего «реального Я», сколько с позиции «желаемого Я». У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов. Поэтому не бывает людей, которые во всех отношениях выступали бы для старшеклассников как идеалы.

Одна из главных особенностей юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. «Мы и взрослые» — постоянная тема юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.

Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Кон И.С.3 считает, что из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

В. Сатир4 считает, что семья — единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

По мнению Г. Навайтиса5, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:

  • создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;
  • потребности в любви и опеке, связанные с материнством;
  • потребность в психологической и физической близости;
  • потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления, четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.

В. Сатир6 пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровожда- ются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Эта проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что — это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Сепарация юноши от родительской семьи — сложный обычно длительный процесс. Родители, сильно заботясь о своем «ребенке», мешают ему выбрать свой собственный путь, понять свои желания и потребности. Отделение от родителей это естественный ход жизни, но в разных семьях он протекает по — разному, в зависимости от состава семьи, ее материального положения, от взаимоотношений между ее членами. Насколько кризисным будет отделение, настолько в дальнейшем будут выстраиваться отношения между родителями и уже взрослыми детьми.

Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют юношу снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — юноша претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей данного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей. Но самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутри­семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Анализ исследований по психологии юношества свидетельствует о том, что нет практически ни одного социального или психологического аспек­та поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семей­ных условий в настоящем или в прошлом. Огромную роль играет уровень образования родителей, состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами, эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобла­дающий в семье тип контроля и дисциплины.

Вместе с тем в различных культурах в семьях существуют свои особен­ности воспитания, взаимоотношений, которые передаются с культурой и традициями внутри самой этнической группы.

Образ родителей в восприятии детьми разных этнических групп недо­статочно изучен, в то время как знание этих особенностей необходимо при консультировании, касающемся вопросов семейных и детско­роди­тельских отношений, а также при решении проблем и трудностей самих старшеклассников.

В нашем исследовании мы сопоставляли восприятие родителей рус­скими и азербайджанскими старшеклассниками. Этот выбор был сделан не случайно. Азербайджан и Россия по семейному укладу во многом похо­жи: коллективистические страны, в большинстве случаев в семьях преоб­ладает проживание в одной семьи нескольких поколений, а также переда­ча опыта от старшего поколения младшему.

Для изучения проблемы мы применяли методы количественного ис­следования: опросник «Подростки о родителях» Вассерман Л.И.7, методи­ка «Детско­родителькие отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП)8, а также качественное исследование (»Незавершенные предло­жения»).

Опросник «Подростки о родителях» (ПОД) Вассермана Л.И. прзволяет изучать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в раннем юношеском возрасте. В данной методике выделе­но пять шкал: позитивный интерес (POZ), директивность (DIR), враждеб­ ность (HOS), автономность (AUT), непоследовательность (NED).

Методика «Детско­родительские отношения подростков», позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско­родительских отношений глазами подростков.

«Незавершенные предложения» являются проективной личностной методикой. Этот метод построен на основе приема вербального (невербального) завершения предложенной начальной части предложения. В ее основе — положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающиеся его собственной личности и межличностных отношений. Данная методика состоит из 3 групп по 4 предложения. Каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — отношение к отцу, отношение к матери, отношение к семье.

Исследование проводилось среди учеников одиннадцатых классов школ г. Москвы (как «обычных» так и с азербайджанским этнокультурным компонентом). В исследовании принимало участие 77 человек (46 русских старшеклассников и 31 азербайджанцев).

В ходе анализа результатов исследования по методике ПОД можно сказать, что русские старшеклассники подчеркивают в оценке материнского поведения непоследовательность, а у отца — враждебность. Азербайджанцы — непоследовательность как у отца, так и у матери.

По результатам методики ДРОП можно говорить, что русские старшеклассники подчеркивают в материнских воспитательных принципах — принятие, а у отца — поощрение автономности.

Азербайджанцы считают самой важной воспитательной особенностью у матери и отца — принятие. Причем азербайджанские подростки не выделяют поощрение автономности, значимое для русских подростков.

Возможно, стоит предположить, что русские старшеклассники дифференцируют родительские позиции отца и матери, а у азербайджанских эти позиции слиты в единый образ.

Данные методики «Незавершенные предложения» указывают, что позитивное отношение к матери больше выражено в азербайджанской выборке, чем в русской. А русские старшеклассники в большей степени выражают негативное отношение к своей матери. Русские старшеклассники выражают больше негатива и по отношению к отцу. Т.е. в принципе азербайджанцы выражают более позитивное отношение к родителям, чем русские.

Однако статус в семье на равных в большей степени проявляется в русских семьях, по мнению подростков.

По результатам исследования можно говорить, что русские старшеклассники дифференцируют родительские позиции отца и матери, а у азербайджанцев эти позиции слиты в единый образ, причем позитивное отношение к обоим родителям в большей степени выражают азербайджанцы, чем русские.

Причин может быть несколько:

1) Возможно в русских семьях мать и отец транслируют ребенку разные воспитательные принципы, при этом мать воспитывает женское начало: мягкость, нежность, доброту, а отец — мужские задатки: сила, напористость. А в азербайджанских семьях мать и отец придерживаются одних воспитательных принципов, поддерживая при этом друг друга, и ребенок видит один стиль воспитания как у матери, так и у отца.

2) Для азербайджанских семей образ матери является самым почитаемым, признание матери, что она — мудрая, верная и сильная, свято бережет и передает из поколения в поколение высокие нравственные ценности азербайджанского народа, чтобы воспитать детей достойными, трудолюбивыми и порядочными гражданами, почитающими народные традиции. А в русских семьях нет такой культуры, безусловно, мать для ребенка — самый первый главный человек, который оберегает, защищает своего ребенка, с которым возник первый эмоциональный контакт, но ее образ не обожествляется.

3) В азербайджанской семье строго разграничены обязанности по воспитанию детей. На отце лежит общее поддержание порядка в семье, идейное, нравственное воспитание. Мать несет основные хозяйственные заботы. В этом разграничении есть своя мудрость. Авторитет матери зиждется на том, что ее уважает отец. Она щит между ребенком и отцом: отца она охраняет от мелких огорчений, сына — от отцовского гнева. Возможно именно поэтому в восприятии ребенка образ отца и матери слиты в едино.

4) Также можно сказать, что авторитет родителей в азербайджанской семье гораздо выше, чем в русских семьях.

Обобщая результаты исследования можно говорить о том, что образ родителя у русских и азербайджанских юношей различен. Русские старшеклассники дифференцируют родительские позиции отца и матери, а у азербайджанских — эти позиции слиты в единый образ., причем позитивное отношение к матери больше испытывают азербайджанцы, чем русские. А русские старшеклассники больше испытывают негативного отношения к своей матери.


1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М., 1996.
2 Кон И.С. Ребёнок и общество. — М., 2003. /
Кон И.С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. 
4 Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. — М, 1992.
5
Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подросткy. М.,2007. 
6 Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. — М, 1992.
Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры­ балко. — СПб., 2002.
Там же.

Информация об авторах

Савастенок С.И., выпускница кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ (2009 г.), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 6773
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 109
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0