Проблема достоверности самоотчетов: могут ли испытуемые оценить воздействие музыки?

83

Аннотация

В работе представлены данные о соответствии оценки испытуемыми влияния музыки на выполнение когнитивного задания и объективных результатов вычислений. Первые данные эмпирического исследования показывают, что субъективная оценка музыки как помехи при выполнении вычислений не связана с объективным ухудшением результатов.

Общая информация

Ключевые слова: музыкальная психология, когнитивная психология, самоотчет

Рубрика издания: Эксперимент в психофизике и психологии восприятия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Торопова А.В., Василевская К.Н., Симакова И.Н., Беданокова А.К. Проблема достоверности самоотчетов: могут ли испытуемые оценить воздействие музыки? // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО проводится сравнительное психофизиологическое исследование воздействия различных стилей музыки. Исследование еще не завершено, и настоящий доклад описывает один из «побочных» эффектов исследования, который заставил нас обратиться к методологическим вопросам.

Музыкальные отрывки для эксперимента были отобраны экспертами (имеющими высшее музыкально-педагогическое образование), за основу был взят подход Декерт–Фойгта, который предлагает дифференциацию музыкальных произведений на трофотропные и эрготропные (т. е. успокаивающие и активизирующие). Факторами, создающими такой эффект, являются множественные элементы музыкальной ткани: метроритм, темп, интонационно-мелодический рисунок, гармония, фактура и пр. Было выбрано три отрывка: образец трофотропной музыки (фрагмент из произведения Баха), образец эрготропной музыки (часть из «Времен года» Вивальди) и образец равномерно-наступательной энергетической наполненности (фрагмент из Равеля).

Полный текст

В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО проводится сравнительное психофизиологическое исследование воздействия различных стилей музыки. Исследование еще не завершено, и настоящий доклад описывает один из «побочных» эффектов исследования, который заставил нас обратиться к методологическим вопросам.

Музыкальные отрывки для эксперимента были отобраны экспертами (имеющими высшее музыкально-педагогическое образование), за основу был взят подход Декерт–Фойгта, который предлагает дифференциацию музыкальных произведений на трофотропные и эрготропные (т. е. успокаивающие и активизирующие). Факторами, создающими такой эффект, являются множественные элементы музыкальной ткани: метроритм, темп, интонационно-мелодический рисунок, гармония, фактура и пр. Было выбрано три отрывка: образец трофотропной музыки (фрагмент из произведения Баха), образец эрготропной музыки (часть из «Времен года» Вивальди) и образец равномерно-наступательной энергетической наполненности (фрагмент из Равеля).

Как известно, нашумевший «эффект Моцарта», описанный в 1993 г. Франсис Роше, не был подтвержден в дальнейших исследованиях (см. данные метаанализа 39 исследований, проведенного Якобом Питшингом). Но то, что музыка оказывает некоторое воздействие на работу мозга, является практически несомненным; существует проблема дифференцированного воздействия как разной музыки (от стилевых особенностей (что выделяли многие, в том числе Ассаджиоли) до тональности (что всю жизнь доказывает психиатр В. М. Элькин), так и разной психики (типологический аспект). Главной идеей данного эмпирического исследования является поиск соответствия типа музыкального воздействия и типологических свойств нервной системы испытуемых, исследуемых в школе Теплова–Небылицына.

Результаты анализа представлены по данным, полученным от 43 испытуемых, в возрасте от 17 до 43 лет. ЭЭГ-запись каждого испытуемого проводилась в состоянии покоя, при прослушивании трех отрывков музыкальных произведений, во время решения арифметических задач (также – без музыки и при прослушивании тех же отрывков). Итого – восемь проб для каждого испытуемого. В качестве когнитивной нагрузки были выбраны арифметические задания: вычислять из 275 по 6, 7, 8 и 9 (в четырех пробах соответственно). Данное задание позволяло нам одновременно проводить ЭЭГ запись, т.е. не требовало двигательной активности от испытуемого. Кроме того, задания были подобраны таким образом, чтобы они не были слишком легкими или слишком сложными, а позволяли бы дифференцировать выборку примерно поровну. Обработка результатов показала, что задание вполне соответствовало этому критерию: вычисления без музыки были правильно проведены 46,5% испытуемых. Для каждого решения анализировалось по два параметра: правильность вычисления и продуктивность вычислений (т. е. количество произведенных операций вычисления).

В ходе проведения данного эмпирического исследования нами было обнаружено интересное явление. После завершения экспериментальных процедур мы опрашивали испытуемых, мешала ли им музыка проводить вычисления и какой из отрывков мешал сильнее всего. Первоначально мы даже не включили самоотчет испытуемого в дизайн эксперимента: было бы логично предположить, что если музыка мешала испытуемому, то его результаты вычислений станут хуже, чем без музыки (снизится количество правильных ответов или продуктивность вычислений). Мы разделили испытуемых на три группы (в соответствии с их оценкой влияния музыки: «мешала» ли данная музыка счету, «не мешала» или же «сильно мешала»). Сравнение этих трех групп испытуемых с помощью однофакторного дисперсионного анализа не показало значимых различий между ними ни в одной из анализированных переменных. Те испытуемые, которым музыка «сильно мешала считать», считали в среднем так же эффективно как и те, кто не испытывал никаких помех.

Данная процедура была отдельно проведена для каждого из трех отрывков музыкальных произведений, но ни в одном из них субъективная оценка помех испытуемыми не показала значимых различий в продуктивности или правильности вычислений.

Особенно нас заинтересовал анализ всей серии вычислений. Например, испытуемая А. указала, что отрывок из произведения Равеля невероятно мешал ей вычислять, сильнее прочих отрывков. Парадокс оказался в том, что именно это задание она решила правильно, в то время как остальные три задания, включая счет без музыки, – неправильно. Итак, мы проанализировали следующие 4 типа случаев:

1 – музыка «не мешала», при этом испытуемый показал лучший результат вычис лений из четырех;

2 – музыка «не мешала», худший результат из четырех;

3 – музыка «сильно мешала», лучший результат из четырех;

4 – музыка «сильно мешала», худший результат из четырех.

Оказалось, что к каждой из этих групп относится абсолютно равное количество испытуемых – по 13,3%. Другими словами, субъективная оценка музыки как помехи при выполнении когнитивной операции не только не находит значимой связи с результативностью – больше того, она с равной вероятностью может быть диаметрально противоположной объективным результатам. Необходимо отметить, что участниками исследования стали студенты двух вузов – будущие профессиональные музыканты и будущие психологи. Интересно, что обе категории студентов допустили равное количество ошибок при оценке музыки.

Метод интроспекции был исторически первым методом исследования психического, и в по сей день в психологии принято доверять испытуемым (точнее, получаемым от них данным). «Самоотчет» испытуемых используется в опросниках, в субъективных шкалированиях и др. Само собой разумеется, что данные, полученные при опросе испытуемого, являются достоверными и ложатся в основу дальнейшего экспериментирования. Обычно подразумевается, что если испытуемый оценил условие решения задачи как создающие наибольшие помехи, то, скорее всего, такая задача будет решена неверно. В данной работе мы показали, что субъективная оценка воздействия музыки не находит подтверждения объективными результатами выполнения заданий. Возможно, музыка является настолько сложным явлением, что испытуемым трудно отличить эмоциональное вовлечение и влияние на результативность выполняемой деятельности.

Информация об авторах

Торопова Алла Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, Московский педагогический государственный университет, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт РАО (ФГНУ ПИ РАО), Москва, Россия, e-mail: allatoropova@list.ru

Василевская К.Н., научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт РАО, Москва, Россия

Симакова И.Н., Психологический институт Российской Академии образования

Беданокова Асиет Кадырбечевна, младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт, Российская академия образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-3339, e-mail: asieta@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2313
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 83
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0