Исследование взаимоотношений в контексте «ситуация – психическое состояние» с применением экспериментальной методики имплицитного ассоциативного теста

89

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования взаимоотношений в контексте «ситуация – психическое состояние» с применением методики имплицитного ассоциативного теста (ИАТ).

Общая информация

Ключевые слова: психическое состояние, ситуация, ассоциации, имплицитный ассоциативный тест

Рубрика издания: Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Алексеева Е.М. Исследование взаимоотношений в контексте «ситуация – психическое состояние» с применением экспериментальной методики имплицитного ассоциативного теста // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Введение

Наряду с процессами и свойствами к основным психическим явлениям относятся психические состояния, являющиеся наиболее индивидуальным и субъективным феноменом психики. Исследованиями Л. Г. Дикой, Е. П. Ильина, Н. Д. Левитова, А.Б. Леоновой, А.О. Прохорова и других ученых были выявлены особенности психических состояний в разных видах деятельности, разработаны методы диагностики и измерений психических состояний, способы саморегуляции. В настоящее время наиболее актуальными представляются исследования отношений «сознание – психическое состояние», так как они открывают возможности для понимания глубинных механизмов смысловой детерминации и регуляции психических состояний в ситуациях жизнедеятельности. В данной области следует назвать работы М. Е. Валиуллиной, М. В. Ермолаевой, Н. И. Наенко, А. О. Прохорова.

Особенно важным является вопрос о роли регуляторных структур сознания в контексте взаимоотношений «ситуация – психическое состояние». Смысловая организация сознания обусловливает избирательность влияния ситуаций жизнедеятельности и их содержания на субъекта. Ситуация преломляется через смысловые структуры сознания, происходит ее оценка и вырабатывается определенное отношение к ней, результатом чего является возникающее психическое состояние (Прохоров, 2004). Повторение ситуации может вновь опосредованно обусловить возникновение данного состояния, а может вызвать другое состояние, в зависимости от того, какой личностный смысл вкладывается в ситуацию. Опыт переживания состояний в определенных ситуациях закрепляется в сознании и проявляется в ассоциативных связках «ситуация – психическое состояние».

Целью представленного исследования стало изучение имплицитных ассоциативных связей в контексте «ситуация – психическое состояние».

Полный текст

Введение

Наряду с процессами и свойствами к основным психическим явлениям относятся психические состояния, являющиеся наиболее индивидуальным и субъективным феноменом психики. Исследованиями Л. Г. Дикой, Е. П. Ильина, Н. Д. Левитова, А.Б. Леоновой, А.О. Прохорова и других ученых были выявлены особенности психических состояний в разных видах деятельности, разработаны методы диагностики и измерений психических состояний, способы саморегуляции. В настоящее время наиболее актуальными представляются исследования отношений «сознание – психическое состояние», так как они открывают возможности для понимания глубинных механизмов смысловой детерминации и регуляции психических состояний в ситуациях жизнедеятельности. В данной области следует назвать работы М. Е. Валиуллиной, М. В. Ермолаевой, Н. И. Наенко, А. О. Прохорова.

Особенно важным является вопрос о роли регуляторных структур сознания в контексте взаимоотношений «ситуация – психическое состояние». Смысловая организация сознания обусловливает избирательность влияния ситуаций жизнедеятельности и их содержания на субъекта. Ситуация преломляется через смысловые структуры сознания, происходит ее оценка и вырабатывается определенное отношение к ней, результатом чего является возникающее психическое состояние (Прохоров, 2004). Повторение ситуации может вновь опосредованно обусловить возникновение данного состояния, а может вызвать другое состояние, в зависимости от того, какой личностный смысл вкладывается в ситуацию. Опыт переживания состояний в определенных ситуациях закрепляется в сознании и проявляется в ассоциативных связках «ситуация – психическое состояние».

Целью представленного исследования стало изучение имплицитных ассоциативных связей в контексте «ситуация – психическое состояние».

Процедура и методы исследования

Исследование проводилось при помощи имплицитного ассоциативного теста (ИАТ). Он предназначен для исследования имплицитных (автоматических, неосознаваемых) аффектов или отношений, установок, имплицитных стереотипов. Имплицитные установки и отношения рассматриваются как действия или суждения, которые поддаются автоматической (неосознаваемой) оценке и определяются как «внутренние (интроспективно) неопределенные (или неточно определенные) следы прошлого опыта, которые вызывают приятное (положительное) или неприятное (отрицательное) чувство, мысль или действие по отношению к объектам» (Greenwald, McGhee, Schwartz, 1998). Изначальный вариант методики ИАТ и краткое ее описание приводятся в работе 1998 г. (Greenwald, McGhee, Schwartz, 1998).

В литературе описаны многочисленные исследования с применением ИАТ (Asendorpf, Banse, Mücke, 2002; Fazio, Olson, 2003; Steffens, Buchner, 2003; Бочаров, Князев, Слободская, Рябиченко, 2007; Шляхтин, Давыдов, 2006; и др.).

Цель проведенного нами эксперимента заключалась в изучении возможности использования методики ИАТ при исследовании имплицитных (автоматических) ассоциативных связей в контексте взаимоотношений «ситуация – психическое состояние». В нашем эксперименте использовался модифицированный вариант методики ИАТ. Вариант задания можно представить следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 Примерный вариант ИАТ

Примечание: Черными точками отмечены заданные целевые понятия и ассоциативные связки, белыми – правильный вариант ассоциирования слов-стимулов с целевыми понятиями.

Испытуемым необходимо было выполнить 20 заданий, количество слов-стимулов составляло 30. Задача состояла в том, чтобы за 20 с (время выполнения каждого задания) как можно быстрее проассоциировать как можно больше слов-стимулов с заданными целевыми понятиями (ситуациями и психическими состояниями). Испытуемым требовалось как можно скорее решить, с каким из целевых понятий соотносится каждое слово. Следует отметить, что в отличие от большинства заданий, позволяющих, прежде всего, выработать навык выполнения и довести его до автоматизации, в третьем и пятом заданиях каждого теста для ассоциирования были представлены сразу четыре целевых понятия.

Смысл имплицитного теста в том, что если категории будут связаны, то классифицировать их будет легче, т.е. быстрее, чем если бы они не были связаны (Бочаров, Князев, Слободская, Рябиченко, 2007). Разница в скорости выполнения третьего и пятого задания каждого теста определяется как имплицитный ассоциативный эффект. По ходу эмпирического исследования проверялась гипотеза, будет ли данный эффект разным. Предполагалось, что будет проассоциировано различное количество слов-стимулов. Данное различие объясняется легкостью или трудностью ассоциирования: там, где представлены легче ассоциируемые между собой целевые понятия (ситуации и состояния), будет выполнена большая часть задания и допущено меньшее количество ошибок, по сравнению с заданиями, содержащими труднее ассоциируемые между собой понятия. В качестве целевых понятий выступали ситуации учебной деятельности: лекция, экзамен – и психические состояния: бодрость, усталость, волнение, спокойствие, раздумье, тупость, заинтересованность и безразличие, а также ситуации повседневно-бытовой деятельности: прогулка с друзьями, ссора с родителями – и психические состояния: печаль, веселость, угнетенность, восторг, горе и радость.

Целью ставилось выявление имплицитных ассоциативных эффектов в отдельных связках ситуация – психическое состояние (лекция – заинтересованность, лекция – безразличие, экзамен – заинтересованность, экзамен – безразличие и т. д.; прогулка с друзьями – веселость, прогулка с друзьями – печаль, ссора с родителями – веселость, ссора с родителями – печаль и т. д.).

Результаты исследования После проведения анализа ассоциативных связей ситуаций лекция, экзамен и состояний бодрость, усталость, волнение, спокойствие, раздумье, тупость, заинтересованность и безразличие были получены данные, представленные в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 Средние данные выполнения заданий и эффекты ИАТ (лекция)

Таблица 3 Средние данные выполнения заданий и эффекты ИАТ (экзамен)

Полученные данные говорят об ассоциативной близости таких понятий, как лекция и усталость, лекция и спокойствие, лекция и тупость, экзамен и заинтересованность, экзамен и спокойствие, экзамен и бодрость. Наибольшая близость отмечается в связках лекция и тупость, экзамен и раздумье, а наименьшая – в связках лекция – бодрость и экзамен – усталость. Во взаимоотношениях лекция – заинтересованность и лекция – безразличие эксперимент не выявил различий.

С количественными данными, полученными в ходе эксперимента, был проведен корреляционный анализ, в результате которого были выделены значимые корреляции (в интервале от 0,50 до 1,00) между выборками в ситуациях лекция и экзамен. Количество различий составляет 66, из них при p = 0,001 только 1. Данный результат подтверждает предположение об отсутствии кардинального противопоставления в сознании образов ситуаций лекция и экзамен и их близости по ряду признаков (по знаку, по длительности и пр.).

После проведения ассоциативного анализа ситуаций прогулка с друзьями, ссора с родителями и состояний печаль, веселость, угнетенность, восторг, горе и радость были получены данные, представленные в таблицах 4 и 5.

Полученные эмпирические данные говорят о близости прогулки с друзьями и веселости, прогулки с друзьями и восторга, прогулки с друзьями и радости, ссоры с родителями и печали, ссоры с родителями и угнетенности, ссоры с родителями и горя. Наибольшая близость отмечается между прогулкой с друзьями и радостью, ссорой с родителями и горем, а наименьшая – в связках прогулка с друзьями – печаль, ссора с родителями – восторг.

В ходе эмпирического изучения были обнаружены отличия в эффектах ИАТ в зависимости от уровня психической активности состояния. Наибольшая разница отмечается между ситуациями и состояниями (положительными и отрицательными) высокого и низкого уровня психической активности, а наименьшая – между ситуациями и состояниями среднего уровня психической активности. Такие данные подтверждают выдвинутые в предыдущих исследованиях (Алексеева, Прохоров, 2002) предположения о меньшей дифференциации состояний среднего уровня психической активности в сознании.

Также были выявлены некоторые половые особенности ассоциирования ситуаций и психических состояний. У мужчин имплицитные ассоциативные эффекты больше, чем у женщин. Разница в имплицитных ассоциативных эффектах у испытуемых мужского и женского пола колеблется в пределах от 0,02 до 1,44. Таким образом, у представителей мужского пола выявлена более четкая дифференциация в ассоциативных связках «ситуация – психическое состояние».

Таблица 4 Средние данные выполнения заданий и эффекты ИАТ (прогулка с друзьями)

Таблица 5 Средние данные выполнения заданий и эффекты ИАТ (ссора с родителями)

Заключение

Анализ полученных в ходе эмпирического исследования результатов позволяет сформулировать следующие выводы.

  1. Экспериментально изучены и рассмотрены взаимоотношения в контексте «ситуация – психическое состояние», выявлены имплицитные ассоциативные связи. Ситуации ассоциативно связаны с психическими состояниями (определенного знака, интенсивности, длительности и т.п.): например, ситуации учебной деятельности лекция и экзамен связаны с положительными равновесными состояниями.
  2. Описан механизм, позволяющий человеку опосредованно (через ассоциации) дифференцировать те или иные связки ситуаций с определенными состояниями. Образ каждой ситуации занимает определенное место в субъективной картине (образе) мира и ассоциируется с определенными психическими состояниями. Ассоциативное единство психического состояния и ситуации формируется в процессе жизнедеятельности и отражает накопленный субъективный опыт. Актуализированный в сознании образ ситуации определяет и актуализацию образа определенного психического состояния.
  3. Выявлены типичные, нетипичные и неопределенные (несформировавшиеся) ассоциативные связи ситуаций и психических состояний. Типичные ассоциативные связи присущи большинству респондентов, они означены и закреплены в языке. Нетипичные (особенные) ассоциативные связи отражают индивидуальный компонент картины мира и сформировались в силу определенного субъективного опыта. Неопределенные ассоциативные связи свидетельствуют о несформировавшихся взаимоотношениях в контексте «ситуация – психическое состояние».
  4. Выявлены различия в ассоциативных связях ситуаций с психическими состояниями разного знака и уровня психической активности. Наиболее четко вы раженными ассоциативными связями с ситуациями отличаются психические состояния, противоположные друг другу по знаку и значению и характеризующиеся высокой или низкой степенью психической активности.

Литература

  1. Алексеева Е. М., Прохоров А. О. Роль личностного смысла в детерминации психических состояний // Психология психических состояний: Сборник статей / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 4. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. С. 131–142.
  2. Бочаров А. В., Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Рябиченко Т. И. Связь между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности: влияние пола, возраста и социальной желательности // Бюллетень СО РАМН. 2007. № 3 (125). С. 41–45.
  3. Прохоров А. О. Смысловая детерминация психических состояний // Психология психических состояний: Сборник статей / Под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 11–28.
  4. Шляхтин Г. С., Давыдов С. В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2006. Т. 1. С. 137–150.
  5. Asendorpf J. B., Banse R., Mücke D. Double Dissociation Between Implicit and Explicit Personality Self-Concept: The case of Shy Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. V. 83. № 2. P. 380–393.
  6. Fazio R. H., Olson M. A. Implicit Measures in Social Cognition Research: Their Meaning and Use // Annu. Rev. Psychol. 2003. V. 54. P. 06.1–06.31.
  7. Greenwald A. G., McGhee D. E., Schwartz J. L. K. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. V. 74. P. 1464–1480.
  8. Steffens M. C., Buchner A. Implicit association test: Separating transsituationally stable and variable components of attitudes toward gay men // Experimental Psychology. 2003. V. 50. P. 33–48.

Информация об авторах

Алексеева Е.М., Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: ealekseeva@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2924
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1