Введение
Статистические отчеты [Канев, 2023] демонстрируют тренд увеличения возраста населения как в России, так и во всем мире. Вследствие этого становятся актуальными вопросы благополучия пожилых людей. Наблюдается противоречивая ситуация, связанная с пожилым возрастом. С одной стороны, пожилой возраст — естественный этап жизни человека. С другой, более молодая часть общества страшится наступления старости, стремится отодвинуть ее наступление как можно дальше [Зинина, 2017]. Также в культуре отмечается рост эйджизма [Kang, 2022]. Это противоречие неизбежно отражается на представлении о благополучии у самих пожилых людей и у других слоев населения.
Исследования показывают вклад разных факторов в благополучие у пожилых людей: уровень образования [Курносова, 2024], уровень физической и социальной активности [Павлова, 2022], проживание в специально организованных условиях [Киенко, 2020]. Парадоксально, но выраженность благополучия не зависит от объективного уровня физического здоровья [Павлова, 2020; Сыченко, 2023], а связана с уровнем психического здоровья [Сыченко, 2023]. Исследователи соотносят это с опорой на психологические ресурсы личности. Какие психологические характеристики выступают в роли ресурсов для обеспечения благополучия пожилых людей? Показано, что наличие цели в жизни положительно связано с достижением благополучия [Kang, 2022]. Исследования демонстрируют, что для благополучия пожилых людей важно не абсолютное количество финансов, а соотнесенность финансового положения с потребностями. Крайне важным фактором благополучия выступает субъектность — возможность управления своей жизнью. Кросс-национальный анализ показывает, что чем более развита экономика страны, тем выше важность субъектности для благополучия пожилых людей, даже выше фактора здоровья [Зеликова, 2014].
Также выделяют психологические факторы, осложняющие достижение благополучия в пожилом возрасте. В частности, существуют связанные с полом различия относительно благополучия в позднем возрасте. Мужчины больше связывают ухудшение здоровья именно со старением, что снижает их уровень благополучия в пожилом возрасте, усиливает сопротивление неизбежному наступлению старости [Крупина, 2024].
Психологическая терминология, касающаяся благополучия, неоднородна. Встречаются словосочетания: эмоциональное, субъективное, психологическое, социальное и социально-психологическое, духовное благополучие [Арестова, 2021; Васильева, 2021; Чумакова, 2016; Keyes, 1998; Nooripour, 2023].
Некоторые авторы выделяют профессиональное благополучие [Рябов, 2018]. Этот вид благополучия разделяется затем по профессиональным областям [Илалтдинова, 2021]. В некоторых случаях концепт разделяется по областям, являющимся источником благополучия. Например, выделяют субъективное экономическое благополучие, субъективное благополучие в религиозной сфере, благополучие сотрудников организаций и т.д. [Кузьменкова, 2019; Хащенко, 2011; Чумакова, 2016; Bradburn, 1996; Pradhan, 2019]. В качестве отдельного направления анализа благополучия в рамках философских подходов выделяют экзистенциальное благополучие, понимаемое как успешный поиск смысла жизни, наличие целей в жизни и преодоление жизненных кризисов [Ковалев, 2023].
В различных подходах так или иначе подчеркивается субъективность благополучия как его значимая отличительная черта. В то же время центральным или, по крайней мере, весьма существенным в терминологических словосочетаниях остается собственно понятие благополучия. Оно, как правило, задается извне, концептуально, и наполняется различным содержанием в зависимости от подхода и теоретической позиции автора. В зависимости от этого выделяется также тот или иной аспект благополучия, который подлежит рассмотрению. Подразумеваемый аспект благополучия, произвольно констатируемый автором с тех или иных теоретических позиций, имеет субъективную представленность, отличающуюся от объективно заданных параметров.
Наблюдается несколько искусственный разрыв между субъективностью и объективностью благополучия. Объективный полюс задается в зависимости от предметной области знания, к которой автор принадлежит, от той теории, которой он придерживается. Субъективный полюс отражает значимость для личности внешне заданных критериев благополучия. Один из способов снятия такого противоречия — это исследование социальных представлений. Социальные представления о благополучии исследовались при помощи полуструктурированного интервью и фокус-группы, методики «сеть ассоциаций». Было показано, что представления о благополучии меняются с возрастом. У взрослых формируется устойчивое ядро представлений, связанных со здоровьем, семьей, материальной обеспеченностью; и в разные периоды взрослости меняется только приоритетность этих компонентов представлений [Фоломеева, 2004]. Однако представления о благополучии пожилых людей остались неисследованными. Изучение представлений о благополучии у пожилых людей позволит ориентировать практическую работу с ними исходя из их понимания, потребностей, а не из абстрактного представления о социальном благе.
Поэтому нуждается в рассмотрении и эмпирическом наполнении содержание концепта «благополучие». Также необходим поиск методов, эмпирически раскрывающих в нем категорию субъективности. Это должны быть методы, в рамках которых субъективность отражается как имманентная характеристика благополучия. Полагаем, что обращение к психосемантическим и лингвопсихологическим инструментам анализа позволяет эксплицировать малоосознаваемый слой субъективного опыта человека [Шаповалов, 2017]. Ассоциативный тезаурус позволяет установить индивидуальные и групповые психологические смыслы, вкладываемые в изучаемый концепт с учетом культурного и социального контекста [Пищальникова, 2019]. Личностные смыслы отражаются в представлениях, которые, в свою очередь, находят свое выражение в речевых действиях. Частотность использования ассоциата указывает на предпочтительный способ смыслообразования [Пищальникова, 2020]. Субъективность благополучия должна быть учтена на этапе определения содержания понятия и выделения критериев благополучия личности. Это может быть обеспечено методическими средствами психосемантического и лингвопсихологического подходов.
Метод свободных ассоциаций позволяет выделить содержание представлений о благополучии определенной группы людей, специфичной по возрастному, профессиональному или другому признаку. Это содержание будет субъективным по своей сущности исходя из психосемантических и лингвопсихологических методов его определения. В то же время наиболее частотные ассоциации позволят, с нашей точки зрения, выделить существенные признаки благополучия и определить тем самым не только содержание представлений, но и понятие благополучия, отражающее объективные и существенные признаки явления. Можно предположить, что представления о благополучии изменяются с возрастом, особенно у пожилых людей в результате изменения социального статуса, связанного с окончанием трудовой деятельности, а также в связи с ухудшением здоровья.
Цель исследования — выявление специфического содержания представлений о благополучии пожилых людей.
Материалы и методы
Процедура. Формирование выборки проводилось посредством онлайн-сервисов, анонимно, асинхронно. Были собраны данные о поле и возрасте участников. Заполнением данных в онлайн-сервисах занимались интервьюеры, а не сами респонденты. Респонденты опрашивались интервьюерами очно, данные сразу заносились в онлайн–сервис. Критерий включения в выборку — возраст 55 лет и старше. Приглашение респондентов к участию в исследовании осуществлялось на добровольной основе. Участие в исследовании финансово не поддерживалось.
Выборка. В исследовании приняли участие 264 человека в возрасте от 55 до 97 лет (M = 69,54; SD = 6,98).
Диагностический инструментарий. Использовался метод свободных ассоциаций в форме простых ограниченных ассоциаций [Бовина, 2022]. Участникам предлагалось давать ассоциации на слово «благополучие». От каждого человека было получено по девять ассоциаций, по три глагола, прилагательных, существительных. Ограничение количества ассоциаций дает возможность стандартизации данных.
Анализ данных. В дальнейшем результаты обрабатывались с помощью «фиксации регулярности» [Бусыгина, 2012]. Однокоренные слова и слова, одинаковые по смыслу, но относящиеся к различным частям речи, объединялись в одну ассоциативную группу. Близкие по содержанию ассоциативные группы объединялись в более крупные семантические группы.
Кодировка ответов респондентов проводилась авторами без привлечения экспертов, поскольку объединение в ассоциативные группы осуществлялось по формальному признаку.
Рассчитывались ранги для ассоциативных групп и для семантических групп на основе преобладания частот. Сравнение частот производилось при помощи z-критерия.
Результаты
Наиболее частотными ассоциативными группами (на основе расчета рангов) являются группы, связанные со здоровьем, счастьем и покоем. Наименее частотными ассоциативными группами являются те, что связаны с весельем, обеспечением, заботой, общением, бодростью (табл. 1, 2).
Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся ассоциации по всей выборке
|
Ассоциативные группы |
Сумма частот |
Ранги по частотности |
|
здоровье (136), здоровый (42), здоровая (8), здоровое (1), оздоровляться (3) |
190 |
1 |
|
счастье (55), счастливый (43), счастливая (5), счастливое (9), счастливые (4) |
116 |
2 |
|
покой (50), спокойствие (27), спокойный (14), спокойное (15), спокойная (2), не беспокоиться (1) |
109 |
3 |
|
работать (64), работа (14), работящий (2) |
80 |
4 |
|
радоваться (24), радость (16), радостная (1), радует (1), радуется (1), радующийся (1), радостный (27), радостное (8) |
79 |
5 |
|
семья (61), семейное (5), семейные (2), семейный (3) |
71 |
6 |
|
мир (49), мирное (3), умиротворение (1), умиротворенное (1), умиротворенный (5), умиротворительное (2), умиротворяющее (2), умиротворяющий (1), умиротворять (1) |
65 |
7 |
|
любить (31), любовь (13), любимая (2), любимое (1), любимые (2), любимый (3), любит (1), люблю (7), влюбленность (2), влюбленный (1) |
63 |
8 |
|
улыбающийся (42), улыбается (1), улыбаться (3), улыбчивый (2), смешная (1), смеющийся (9), смеяться (4) |
62 |
9 |
|
достаток (46), достаточное (2), достаточный (3) |
51 |
10 |
|
жить (24), живые (1), жизненное (1), жизнь (20), житейский (1), житейское (1) |
48 |
11 |
|
успешный (17), успех (10), успешная (5), успешное (3), успешность (2), преуспевать (2) |
39 |
12 |
|
доброта (12), добрый (11), добро (5), доброе (3), добрые (2) |
33 |
13,5 |
|
деньги (30), денежное (2), вознаграждение (1) |
33 |
13,5 |
|
отдыхать (26), отдых (4) |
30 |
15 |
|
читать (29) |
29 |
16 |
|
веселая (4), веселиться (4), веселое (3), веселый (15) |
26 |
18 |
|
обеспечение (2), обеспеченность (6), обеспеченные (2), обеспеченный (9), обеспечивать (4), обеспечить (3) |
26 |
18 |
|
забота (4), заботиться (20), заботливый (2) |
26 |
18 |
|
общаться (16), общающийся (1), общение (4) общительный (3) |
24 |
20,5 |
|
бодрость (1), бодрый (23) |
24 |
20,5 |
Таблица 2. Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие»
|
Семантические группы |
Ассоциативные группы |
Сумма частот по ассоциативной группе |
Сумма частот по семантической группе |
Частота (%) встречаемости семантической группы |
Ранги по частотности в семантической группе |
|
Эмоции |
счастье (55), счастливый (43), счастливая (5), счастливое (9), счастливые (4) |
116 |
520 |
21,88 |
1 |
|
покой (50), спокойствие (27), спокойный (14), спокойное (15) спокойная (2), не беспокоиться (1) |
109 |
||||
|
радоваться (24), радость (16), радостная (1), радует (1), радуется (1), радующийся (1), радостный (27), радостное (8) |
79 |
||||
|
мир (49), мирное (3), умиротворение (1), умиротворенное (1), умиротворенный (5), умиротворительное (2), умиротворяющее (2), умиротворяющий (1), умиротворять (1) |
65 |
||||
|
любить (31), любовь (13), любимая (2), любимое (1), любимые (2), любимый (3), любит (1), люблю (7), влюбленность (2), влюблённый (1) |
63 |
||||
|
улыбающийся (42), улыбается (1), улыбаться (3), улыбчивый (2), смешная (1), смеющийся (9), смеяться (4) |
62 |
||||
|
веселая (4), веселиться (4), веселое (3), веселый (15) |
26 |
||||
|
Здоровье |
здоровье (136), здоровый (42), здоровая (8) здоровое (1), оздоровляться (3) |
190 |
214 |
9 |
2 |
|
бодрость (1), бодрый (23) |
24 |
||||
|
Занятость |
работать (64), работа (14), работящий (2) |
80 |
163 |
6,86 |
3 |
|
отдыхать (26), отдых (4) |
30 |
||||
|
читать (29) |
29 |
||||
|
общаться (16), общающийся (1), общение (4), общительный (3) |
24 |
||||
|
Материальный достаток |
достаток (46), достаточное (2), достаточный (3) |
51 |
110 |
4,63 |
4 |
|
деньги (30), денежное (2), вознаграждение (1) |
33 |
||||
|
обеспечение (2), обеспеченность (6), обеспеченные (2), обеспеченный (9), обеспечивать (4), обеспечить (3) |
26 |
||||
|
Семья |
семья (61), семейное (5), семейные (2), семейный (3) |
71 |
71 |
2,98 |
5 |
|
Ценности |
доброта (12), добрый (11), добро (5), доброе (3), добрые (2) |
33 |
59 |
2,48 |
6 |
|
забота (4), заботиться (20), заботливый (2) |
26 |
||||
|
Экзистенция |
жить (24), живые (1), жизненное (1) жизнь (20), житейский (1), житейское (1) |
48 |
48 |
2,02 |
7 |
|
Успех |
успешный (17), успех (10), успешная (5), успешное (3), успешность (2) преуспевать (2) |
39 |
39 |
1,64 |
8 |
Сравнение частот с помощью z-критерия демонстрирует статистически значимую разницу между частотой встречаемости ассоциатов семантических групп «эмоции» и «здоровье» (р = 0,000). Отсутствует статистически значимая разница между частотой встречаемости ассоциатов семантических групп «здоровье» и «занятость» (p = 0,063). Имеется статистически значимая разница между семантическими группами «занятость» и «материальный достаток» (p = 0,01); «материальный достаток» и «семья» (p = 0,003). Отсутствует статистически значимая разница между семантическими группами «семья» и «ценности» (p = 0,29); «ценности» и «экзистенция» (p = 0,28); «экзистенция» и «успех» (p = 0,32).
Семантическая группа «эмоции» состоит из позитивных эмоций большей или меньшей интенсивности. Значимо преобладают эмоции высокой интенсивности (346 ассоциатов), которые включают ассоциативные группы: счастье, радость, любовь, улыбка, веселье. Менее представлены эмоции, имеющие более низкую интенсивность (174 ассоциата): они отражаются в ассоциативных группах «покой» и «мир».
Как показывает табл. 1, в представлениях о благополучии пожилых людей преобладает здоровье. Далее по мере выраженности следует эмоциональный компонент благополучия, представленный ассоциатами счастья и покоя. Далее по степени выраженности идут работа как вид занятости и радость. Естественно уступают здоровью, но все-таки занимают высокие места рейтинга категории «семья», «мир», а также «любовь». Ассоциативная группа, связанная с улыбкой, может рассматриваться как фенотипическое проявление радости. Материальная сторона благополучия представлена, но занимает невысокие ранговые места (достаток — 10, деньги — 13, обеспеченность — 18). Средние места в рейтинге занимают ассоциации с самим фактом жизни, а также успехом и добротой. Досуг представлен ассоциациями, связанными с отдыхом, чтением, общением. Ценностная сфера представлена альтруистическими тенденциями, отражающимися в ассоциациях, которые связаны с заботой и добротой. Ассоциации, связанные с весельем, можно отнести к эмоции радости. Ассоциации, связанные с бодростью, можно отнести к маркерам здоровья. Если ограничиться ассоциациями с высокими рангами частотности, то можно определить благополучие в представлениях пожилых людей как здоровье в сочетании с эмоциями спокойствия и счастья. Ассоциации с рейтингом выше среднего обнаруживают в представлениях пожилых людей такое содержание, как работа, семья и мир, а также эмоции любви и радости. Ассоциации, связанные с умиротворением, грамматически отнесенные в ассоциативную группу «мир», могут также трактоваться как маркер спокойствия.
Можно выделить два уровня интерпретации результатов. Первый основывается на рангах по частотности групп ассоциаций, второй предполагает интерпретацию на основе предварительного обобщения ассоциативных групп. Объединение ассоциативных групп в семантические (табл. 2) дает возможность истолковать более крупные смысловые единицы.
Обсуждение результатов
Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие» у пожилых людей и сравнение этих групп по частоте встречаемости показало, что выделяется ядро, средняя зона и периферия представлений о благополучии. К ядру относится семантическая группа «эмоции». К периферии относятся семантические группы «ценности», «экзистенция», «успех». К средней зоне относятся семантические группы «здоровье», «занятость», «материальный достаток», «семья».
Внутри семантической группы «эмоции» выделяются позитивные эмоции большей или меньшей интенсивности. Эмоции большей интенсивности преобладают над эмоциями меньшей интенсивности. Маркеры негативных эмоций отсутствуют, что, возможно, объясняется сущностными характеристиками концепта «благополучие».
Анализ приоритетных рангов ассоциативных групп (табл. 1) показывает, что наиболее существенными смысловыми категориями в ассоциативном поле представлений о благополучии являются здоровье, работа, семья. Они перемежаются с категориями позитивных и нейтральных эмоций, которые дают основание считать эти категории в основном позитивно эмоционально окрашенными. Этот набор ассоциативных категорий повторяет приоритетные ценности взрослых людей.
Представления о благополучии у пожилых людей специфичны, и сравнение с представлениями о нем у молодежи показывает разницу в структуре и содержании. В данной работе не проводился сбор эмпирических данных на группе молодых людей, сравнение проводится с результатами, представленными в другой работе авторов [Бусыгина, 2012]. У молодых людей на приоритетные позиции выходит эмоциональный и материальный компоненты благополучия, а у пожилых — здоровье и эмоциональный компонент. Материальный компонент благополучия у пожилых людей также представлен, но его ранг ниже.
Для выявления специфического содержания представлений о благополучии у пожилых людей можно провести сравнение с молодыми людьми студенческого возраста. В исследованиях благополучия у молодых людей [Васильева, 2023] эмоциональный компонент находится на первых трех ранговых местах. Эмоциональный компонент состоит в счастье, спокойствии и радости. Далее, на четвертой позиции, располагается материальный компонент благополучия, выраженный в ассоциации с деньгами. Почти столь же значимой является семья. Следующими позициями выступают жизнь и работа. Восьмую позицию занимает успех, и только девятую — здоровье. По сумме частот ассоциатов девятая позиция в рейтинге существенно отличается от суммы частот ассоциатов группы счастья (более чем в 3 раза) и спокойствия (более чем в 2 раза). Таким образом, одно из основных отличий представлений о благополучии у пожилых людей состоит в высокой значимости здоровья. Еще одним отличием является наличие у пожилых людей ассоциативных групп в представлениях, которые отсутствуют у молодых людей: это «чтение», «улыбающийся», «веселый», «достаток», «общаться», «бодрый». У молодых людей встречаются ассоциативные группы, которых нет у пожилых: «получение», «комфорт», «достигать», «стабильность», «делать», «богатство», «дом», «зарабатывать», «гармония», «труд», «хороший», «материальное», «приятное», «наслаждение», «стремление», «удача». В перечнях ассоциативных групп пожилых и молодых людей наблюдаются как черты сходства, так и различия. Различия проявляются в рангах ассоциативных групп, общих для обеих выборок; в отсутствии тех или иных ассоциативных групп, а также в различном количестве ассоциативных групп, родственных по смыслу. Так, смысловой компонент ассоциативного поля, связанный с материальной обеспеченностью, у молодых людей выражается ассоциативными группами «деньги», «богатство», «материальное», «зарабатывать». У пожилых людей этот компонент представлен только двумя ассоциативными группами, такими как «обеспеченность» и «деньги».
Специфичность представлений молодых людей о благополучии в сравнении с пожилыми состоит в большем количестве ассоциатов, указывающих на активность: «достигать», «делать», «зарабатывать», «стремление».
Эмоциональный компонент благополучия выражается эмоциями счастья, спокойствия, радости и любви как у пожилых, так и у молодых людей. Вместе с тем есть и существенные различия, состоящие в том, что у молодых людей ассоциативные группы, описывающие эмоциональный компонент благополучия, занимают три высшие ранговые позиции по частотности. В то время как у пожилых людей первый ранг занимает ассоциативная группа, связанная со здоровьем, и только затем следуют ассоциативные группы, относящиеся к эмоциональному компоненту благополучия.
Некоторые из ассоциативных групп, представленные у пожилых людей, но не представленные у молодых, добавляют не столько новое содержание представлений, сколько смысловые оттенки уже имеющихся компонентов. Так, ассоциативные группы «улыбающийся» и «веселый» связаны с эмоцией радости. Тогда как ассоциативная группа «бодрый» связана со здоровьем, ассоциативная группа «достаток» — с материальным компонентом благополучия. Новыми компонентами представлений о благополучии у пожилых людей являются маркеры видов занятости — чтение и общение. Они выражают специфические особенности образа жизни этой возрастной категории, привычных способов проведения досуга.
Ограничением представленного исследования является включение в одну возрастную группу людей пожилого и старческого возраста.
К перспективам дальнейшего исследования относится изучение представлений пожилых людей о неблагополучии, поскольку это позволит установить психологическое содержание противоположного полюса конструкта благополучия. Целесообразно также проанализировать ассоциаты с позиций эмотивного компонента тезауруса.
Выводы
- Благополучие в представлениях пожилых людей — это здоровье в сочетании с эмоциями спокойствия и счастья.
- В семантическом поле представлений о благополучии у пожилых людей выделяется ядерная, средняя и периферийные зоны. У пожилых людей к ядерным представлениям относится семантическая группа «эмоции», а ассоциативная группа «здоровье» — к средней зоне вместе с группами «занятость», «материальный достаток», «семья». Вместе с тем это не свидетельствует о более низкой значимости ассоциативной группы «здоровье», поскольку семантическая группа «эмоции» собирает свой высокий ранг только через совокупность разных эмоций. К периферийной зоне представлений относятся семантические группы «ценности», «экзистенция», «успех».
- В семантической группе «эмоции» в структуре представлений о благополучии у пожилых людей преобладают эмоции большей интенсивности над эмоциями меньшей интенсивности. Маркеры негативных эмоций в структуре представлений о благополучии отсутствуют.
- Особенностью представлений о благополучии у пожилых людей является более высокая значимость здоровья и более низкая — материального благополучия, в сравнении с молодыми людьми. Сходство наблюдается в том, что высокий ранг в структуре представлений занимает эмоциональный компонент (счастье, спокойствие, радость).
- В структуре ассоциативного поля представлений о благополучии у пожилых и молодых людей имеются специфические для каждого возраста ассоциативные группы. Для пожилых людей такими специфическими ассоциативными группами являются маркеры занятости (чтение, общаться), маркеры эмоционального состояния (улыбающийся, веселый), маркер материального состояния (достаток), маркер здоровья (бодрый).
Заключение
Структура представлений о благополучии у молодых и пожилых людей имеет как общие, так и различающиеся черты. Это дает возможность учитывать выявленную специфику при реализации психологической поддержки пожилых людей. Появляется перспектива планировать долгосрочные программы, обеспечивающие психологическое благополучие населения с учетом тренда на увеличение возраста.