Методика психодиагностики уровня творческости

184

Аннотация

В статье «Методика психодиагностики уровня творческости» описывается процедура стандартизации и валидизации проективной методики «Творчекость+» психодиагностики уровня творческости студентов сферы культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Рассматриваются основные особенности методики и процедуры ее проведения.

Общая информация

Ключевые слова: психология творчества, творческость, креативность, творческие способности, психодиагностика

Рубрика издания: Экспериментальные исследования личности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сильверсан А.В., Аболина Н.С. Методика психодиагностики уровня творческости // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

В современной психологии проблема творческих способностей (или проблема креативности, творческости в обозначениях разных авторов) занимает важное место, как проблема развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Дунчев, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Л. Б. Ермолаева-Томина, А.В. Морозов, Д.Б. Богоявленская, Р. Арнхейм, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д. Тейлор, Дж. Рензулли, С. Медник, Н. Роджерс, Дж. Фельдъюзен, Р. Стернберг, Г. Айзенк. А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Творческие способности рассматриваются как творческий продукт (Р. Арнхейм, Д. Тейлор, Р. Стернберг), как отдельная способность (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, Е.П. Торренс), как личностная черта (А. Маслоу, В.Н. Дружинина), как творческий процесс (Д. Фелдман).

Наряду с понятием «творческие способности» используются понятия «креативность» и творческость». Мы рассматриваем творческие способности (творческость) как сложное психологическое образование, которое сочетает в себе многомерную и многоуровневую структуру различных свойств личности: мотивации, самооценки и уровеня притязаний, культурно-нравственного развития, толерантности и др.

Для диагностики творческости необходимо методика, которая должна характеризоваться определенной свободой выбора, не «загонять» человека в рамки, не требующих выученных, привычных ответов и решений. Одним из методов диагностики, отвечающих вышеперечисленным требованиям, являются проективные методики диагностики. Стимульный материал проективных методик может быть как высокоструктурированным, так и неопределенным по своему характеру (Цыпандина, 2000). В качестве основы для выбора стимульного материала были проанализированы импрессивные проективные методики.

Полный текст

В современной психологии проблема творческих способностей (или проблема креативности, творческости в обозначениях разных авторов) занимает важное место, как проблема развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Дунчев, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Л. Б. Ермолаева-Томина, А.В. Морозов, Д.Б. Богоявленская, Р. Арнхейм, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д. Тейлор, Дж. Рензулли, С. Медник, Н. Роджерс, Дж. Фельдъюзен, Р. Стернберг, Г. Айзенк. А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Творческие способности рассматриваются как творческий продукт (Р. Арнхейм, Д. Тейлор, Р. Стернберг), как отдельная способность (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, Е.П. Торренс), как личностная черта (А. Маслоу, В.Н. Дружинина), как творческий процесс (Д. Фелдман).

Наряду с понятием «творческие способности» используются понятия «креативность» и творческость». Мы рассматриваем творческие способности (творческость) как сложное психологическое образование, которое сочетает в себе многомерную и многоуровневую структуру различных свойств личности: мотивации, самооценки и уровеня притязаний, культурно-нравственного развития, толерантности и др.

Для диагностики творческости необходимо методика, которая должна характеризоваться определенной свободой выбора, не «загонять» человека в рамки, не требующих выученных, привычных ответов и решений. Одним из методов диагностики, отвечающих вышеперечисленным требованиям, являются проективные методики диагностики. Стимульный материал проективных методик может быть как высокоструктурированным, так и неопределенным по своему характеру (Цыпандина, 2000). В качестве основы для выбора стимульного материала были проанализированы импрессивные проективные методики.

Методика диагностики уровня творческости с использованием импрессивных цветомузыкальных стимулов разрабатывалась в рамках проективного диагностического метода. Его наиболее существенным признаком является использование неопределенных, слабоструктурированных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать и дополнять. Стимулы проективных методик приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, сколько связи личностным значением, а также с особенностями мыслительных процессов, в том числе и творческих. Для проективных методик характерно отсутствие ответов – реакций как «правильных или неправильных», нет ограничений в выборе ответов (Бурлачук, 1999).

Учитывая географию, национальные и традиционные особенности жителей региона Республики Саха стимульный материал, должен был соответствовать следующим требованиям:

  • вызывал эмоциональные реакции и интерес;
  • был связан с представлением людей о творчестве;
  • выполнение задания предполагает творческие проявления: сопоставление силы выражения эмоциональных проявлений при воздействии цветомузыкальных стимулов.

На основе вышеуказанных требований мы избрали в качестве стимульных материалов изображения цветковых растений, произрастающих на территории Республики Саха (Якутия), и музыкальный материал. Этот выбор также обусловлен тем, что творчество для якутов очень тесно с природой, ее проявлениями и разнообразием. Поэтому изображения цветковых растений ассоциируется с творчеством, его проявлениями, творческими способностями и творческостью. Предъявление такого стимульного материала предполагает проявления творческости.

Помимо цветковых стимулов, в диагностике творческости используется и звуковой стимул. По мнению В. И. Петрушина, исследователя в области музыкальной психологии, определенные музыкальные композиции вызывают у человека определенные эмоции и чувства на основе их партитурных характеристик. Поэтому были отобраны композиции с разнообразными партитурными характеристиками, отличные друг от друга по темпу, окраске и т. п. В качестве звуковых стимулов были выбраны два отрывка из композиций: А. Вивальди «Весна, Времена года» и С. Рахманинов «Фантазия» (Петрушин, 1994).

Полученные результаты были сопоставлены с другими адаптированными, валидными и надежными методиками исследования творческих способностей (Тест Торренса, Тест Вильямса, Опросник Джонсона и экспертные оценки).

Обследование проводилось в период 2004–2006 гг. среди студентов г. Якутска Республики Саха (Якутия) в образовательных учреждениях: Якутский музыкальный колледж, Якутский художественный колледж, Якутский государственный университет, Якутская сельскохозяйственная академия и Саха государственная педагогическая академия. Количество респондентов – 268 человек в возрасте от 17 до 24 лет (97 мужчин, 171 женщина).

Процедура проведения психодиагностики

  1. На первом этапе испытуемому предлагается ознакомиться с каждым цветком и попытаться осознать чувства и эмоции, вызываемые каждым цветком.
  2. После чего предлагается прослушать звуковой стимул. При этом необходимо запомнить эмоции и чувства, которые вызывает данная музыкальная композиция.
  3. Затем испытуемый должен сопоставить чувства, вызываемыми цветами и музыкой. Необходимо проранжировать цветы по силе выражения (совпадения) эмоций и чувств прослушанной музыки: на первом месте должен стоять тот цветок, который больше всего выражает эмоции музыки, а на последнем соответственно должен стоять тот цветок, который наименее всего выражает эмоции и чувства композиции.
  4. На втором этапе предъявляется второй звуковой стимул, который также соотносится с эмоциональными проявлениями, которые вызывают цветовые стимулы.

Для доказательства валидности разработанной методики были использованы опробованные и широко применяющиеся психодиагностические методики, исследующие личностные компоненты творческости: Опросник Джонсона; Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна; Тест «Самооценка»; Тест «Уровень притязаний» Мехрабиана; Опросник Айзенка; Опросник творческих характеристик личности Вильямса; «Несуществующее животное»; Тест Торренса (образная батарея).

Полученные данные вводились в специально разработанную для данного исследования программу регистрации ответов «Мегабланк».

В итоге исследования нами были получены следующие типы данных: L данные – экспертные оценки, Q данные – результаты опросных методов и Т данные – результаты теста Торренса и «Несуществующее животное». Исходя из этого, мы можем утверждать о полном психодиагностическом оценивании творческости.

Для получения «сырых» баллов подсчитан коэффициент ранговой корреляции между первым и вторым выборами по разработанной методике.

Корреляционный анализ по Пирсону показал, что существует значимая положительная взаимосвязь между полученными результатами в первой и второй диагностики (p = 0,780). Это говорит о достаточно высокой эквивалентной надежности разработанной методики. Результаты корреляционного анализа описаны в таблице 4.

Для определения конструктивной валидности мы сопоставили данные с методикой, в которой известно конструктное содержание – с тестом Е. П. Торренса (образная батарея). Значение корреляции равно р = 0,566.

Текущая валидность обосновывалась экспертными оценками (оценка проводилась кураторами, педагогами, организаторами) с помощью опросника Джонсона. Корреляционный анализ показал существующую достоверную значимость между и показателями разработанной методики и экспертными оценками.

Содержательная валидность. Исследование творческости проводилось у лиц с более выраженной художественной творческостью: студенты средних и высших учебных заведений министерства культуры и духовного развития. Стимульный материал знаком для студентов, так как используется в учебной и художественнотворческой деятельности. Процедура прослушивания композиций и последующий анализ вызываемых ими эмоций и чувств является обязательной для студентов, так как для повышения художественной культуры и творческого «чутья» необходимы навыки осмысливания, переживания художественного замысла воспринимаемого плода творчества. Чем чувствительнее человек воспринимает стимулы, тем уровень творческости должен быть выше. Оценку содержательной валидности проводили с помощью специалистов в области искусства, которые подтвердили адекватность выбора цветомузыкальных стимулов и принципы их ранжирования (выбора предпочтения).

Достоверность. Для сохранения достоверности результатов респондентам не сообщается о принципах обработки результатов. С этой целью разработана специальная компьютерная программа, которая позволяет не раскрывать принципы анализа полученных данных. В методике существует показатели, превышение которых свидетельствует о фальсификации.

Для сравнительного анализа мы использовали компьютерную программу SPSS 12.00, непараметрические методы сравнения: метод сравнения двух независимых выборок, а также методы сравнения n независимых групп.

Для доказательства адекватности выделения уровней творческости в методике «Природная творческость» был проведен сравнительный анализ полученных результатов (Тест Торренса, Тест Вильямса, экспертные оценки, «несуществующее животное») по выделенным уровням. Получены достоверные различия по уровням творческости при использовании следующих методик: экспертные оценки, тест Е.П. Торренса, «Несуществующее животное», Тест Вильямса и Т. Элерса (мотивация к избеганию неудач). Полученные результаты показывают адекватность выделения уровней творческости.

На основе всей статистической работы мы выделили следующие уровни творческости по данным методики «Природная творческость»: низкий, средний, высокий и очень высокий, которые представлены в таблице перевода сырых баллов в стандартные.

При разработке интерпретации к методике, помимо требований к процедуре построения интерпретационных принципов методик, мы учитывали тот, факт, что в любом творческом процессе или для любого творческого человека очень важно мнение окружающих, и поэтому, позитивное мотивирование в интерпретационных текстах обязательно должно присутствовать.

Психолого-педагогическая интерпретация полученных результатов по методике психодиагностики уровня творческости с использованием цветомузыкальных стимулов:

1 Низкий уровень

Лицам с низким уровнем творческости присуще неадекватно высокая самооценка и неадекватно низкий уровень притязаний. Они часто выбирают простые задачи и цели, не требующие творческого напряжения и усилия. А задачи, требующие высокого уровня творческости, их пугают. Поэтому творческие задачи (цели) для них должны начинаться с самых простых, заканчивая постепенным переходом к посильным задачам (ограниченные временем и средствами). Помимо этого, у людей с низким уровнем творческости мотивация к деятельности неустойчива, поэтому с краткосрочными задачами они справляются более быстро и успешно.

2 Средний уровень

Люди со средним уровнем творческости, справляются со средними творческими задачами, но для успешного результата необходим сильный мотивационный фактор (чаще материальное поощрение, реже общественное признание, благодарность, творческий интерес, профессиональная необходимость и т. д.). Стандартные творческие задачи для такого уровня: поздравительная речь, праздничное стихотворение, организация корпоративного отдыха, оформление стенгазет и т. д.

Люди со средним уровнем творческости не характеризуются высокой мотивацией к творческой деятельности, поэтому роль основного организатора им не очень подходит.

3 Высокий уровень

Люди с высоким уровнем творческости имеют сильную, но не стабильную мотивацию к успешной творческой деятельности. Стремятся к позитивным результатам. Могут без особого напряжения и с высокой мотивацией написать стихотворение, музыку, картину, танец и любые другие художественно-творческие задачи. Но достаточно часто люди с таким уровнем творческости имеют не очень стабильную мотивацию. Периоды спадов и подъемов творческости характеризуются понижением мотивации не только к творческой деятельности, но и ко всякой другой (профессиональной, бытовой, сексуальной и т.д.). Период интенсивной творческости заканчивается истощением организма и психической энергии, поэтому они достаточно часто испытывают проблемы со здоровьем, но при этом могут «сотворить» продукт любого уровня.

4 Очень высокий уровень

Люди с очень высоким уровнем творческости обладают сильными волевыми качествами, сильной мотивацией, неадекватно высоким уровнем притязаний. Им можно доверять творческие задачи самого сложного уровня. Такие люди не приемлют и не признают контроль творческой работы, стремятся к максимальному самовыражению во всем. Любая «атака на плод их творчества» воспринимается очень остро.

5 Х – фальсификация результатов

В данном случае человек либо стремится приукрасить свои способности, либо не понял задания. В данном случае определить уровень творческости невозможно. Требуется повторная диагностика.

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. М., 1974.
  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1998.
  4. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. М., 1986.
  6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1994.
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
  8. Проективная психология / Под ред. А. М. Цыпандиной. Пер. с англ. М., 2000.
  9. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону, 2003.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
  11. Юнг К. Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1998.
  12. Ярошевский М. Г., Симонов П. В., Выготский Л. С., Хренов Н. А., Кузичева А. П., Блок В. Б., Левшина И. С., Зорин Л. Г., Гончаров А. А., Клейман Н. И. Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.

Информация об авторах

Сильверсан А.В., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», e-mail: silversan@mail.ru

Аболина Н.С., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»

Метрики

Просмотров

Всего: 5723
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 184
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3