Исследование психологических особенностей девушек нетрадиционной сексуальной ориентации

498

Аннотация

В данной работе рассматриваются психологические особенности девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, исследуется социальная ситуация развития, предлагается типология психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации, приводятся результаты пилотажного исследования по данной форме сексуальной ориентации.

Общая информация

Ключевые слова: нетрадиционная сексуальная ориентация, гомосексуализм, лесбиянство, половая идентичность, гендерная психология

Рубрика издания: Экспериментальные исследования личности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Христенко А.В. Исследование психологических особенностей девушек нетрадиционной сексуальной ориентации // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

В нашей стране отношение к полу и сексуальности на протяжении долгого времени было неоднозначным. Совсем недавно ученые стали говорить на «запретные» темы открыто. Проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации никогда не были для человека безразличными, но всегда решались по-разному. Их научное изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения (Каган, 1991). Но при этом работ по этим вопросам на сегодняшний день недостаточно. Однако распространенность данной аномалии сексуальной ориентации в обществе постепенно увеличивается, и возрастает потребность в ее изучении.

Цель: выявление общих личностных, а также внешних характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, создание типологии психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации.

Объект: нетрадиционная сексуальная ориентация у девушек возраста от 17 до 35 лет. Предмет: совокупность специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации.

Гипотеза: у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации наблюдается совокупность общих специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида.

Полный текст

В нашей стране отношение к полу и сексуальности на протяжении долгого времени было неоднозначным. Совсем недавно ученые стали говорить на «запретные» темы открыто. Проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации никогда не были для человека безразличными, но всегда решались по-разному. Их научное изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения (Каган, 1991). Но при этом работ по этим вопросам на сегодняшний день недостаточно. Однако распространенность данной аномалии сексуальной ориентации в обществе постепенно увеличивается, и возрастает потребность в ее изучении.

Цель: выявление общих личностных, а также внешних характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, создание типологии психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации.

Объект: нетрадиционная сексуальная ориентация у девушек возраста от 17 до 35 лет. Предмет: совокупность специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации.

Гипотеза: у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации наблюдается совокупность общих специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида.

Задачи

  1. Проанализировать понятия «нетрадиционной сексуальной ориентации», «лесбиянство», «половая идентичность»
  2. Рассмотреть исторический аспект исследуемого явления.
  3. Изучить процесс формирования половой идентичности у девочек.
  4. Проанализировать имеющийся материал по причинам данного явления и на этой основе составить свою общую типологию причин женского гомосексуализма.
  5. Определить конкретные личностные характеристики, исследуемые в данной работе.
  6. Составить диагностический комплекс.
  7. Провести пилотажное исследование.
  8. Провести математическую обработку полученных данных с помощью статистических критериев.
  9. Провести анализ результатов математической обработки и их интерпретацию.
  10. Сформулировать выводы.

Проанализировав литературу по данной теме, а также, изучив исследования, проведенные институтами различных стран, в том числе и в России, мы не встретили четких научных классификаций причин женского гомосексуализма. Поэтому мы предлагаем авторскую типологию этих причин.

Модель взаимоотношений с родителями как основа сексуальной ориентации.

Формирование комплексов, подготавливающих благоприятную почву для развития гомосексуальных наклонностей, может происходить как от отца, так и от матери.

1) Отсутствие модели поведения женщины в образе матери: мать для девочки – это образец женственности, выражающий специфику ее самоидентификации с представительницей женского пола. Если отец выступает в роли образа будущего сексуального партнера, то мать – это образ ее самой (Колесов, 1986).

2) Строгие стандарты отца или его отсутствие: взаимоотношения дочери с отцом – это первый в ее жизни опыт общения с мужчиной, с него начинается формирование мужского образа будущего сексуального партнера. Строгие отцовские стандарты не позволяют дочери добиться его элементарного внимания и уважения, не говоря уже о доверительных отношениях и ласке. Воспитание только матерью не дает возможности девочки сформировать понимание отношения к мужчине и своей роли во взаимодействии с ним (Колесов, 1986).

Оба эти фактора влекут отрицание девушкой своей женской сущности и размышление о том, какое же место следует занять в мире «вне дома», в кругу друзей, подруг и знакомых, чтобы ощутить себя более или менее комфортно.

Вышеуказанные причины являются возможными факторами нарушения процесса формирования половой идентичности. Далее описаны дополнительные причины, которые могут повлиять на формирование нетрадиционной сексуальной ориентации у женщины, даже на основе адекватной половой идентификации.

2 Женское любопытство. Это довольно веская причина, по которой люди решают испробовать что-то новое, незнакомое раньше. Именно оно толкает человека на разного рода эксперименты. И в этом смысле экспериментом является любой новый опыт, включая и гомосексуальный.

3 Потребность соответствовать моде. Многие девушки имеют не достаточно устойчивую систему мировоззрения, они зачастую подвержены социокультурному влиянию, которое диктует не всегда целесообразные установки, идеалы и ценности (Кон, 2003).

4 Желание женщины удовлетворить партнера – мужчину. Иногда или даже очень часто возникают ситуации, в которых женщина идет на все, желая удовлетворить потребности мужа. На сегодняшний день существуют данные о том, что мужчины перестают получать сексуальное удовлетворение от простого полового акта со своей партнершей. Он просит ее прибегнуть к интимным отношениям с женщиной. По этой, а также по ее, возможно, и неосознаваемым, скрытым причинам женщина становится лесбиянкой.

5 Неудовлетворенность женщины сексуальным поведением мужчины. Некоторые женщины получают удовольствие от гетеросексуальных отношений только мнимо. Они ищут более острых ощущений, новых партнеров, и нередко ими становятся представители именно женского пола, которые, по мнению СМИ, гораздо более чувственные, нежные и понимающие, нежели мужчины, неспособные удовлетворить свою партнершу. 6 Психологическая травма у женщины. Детские комплексы, насмешки мальчиков, неудачный первый сексуальный опыт с мужчиной, совращение, соблазнение, насилие – это и т.п. являются важными причинами приобщения женщины к людям гомосексуальной ориентации. На этом фоне женщины, которых травмированная психика распознает как «своих», а значит, безопасных и понятных, становятся единственным возможным объектом сексуального влечения (Кон, 2001).

7 Желание женщины проявить свою индивидуальность. Среди повседневной суеты и серости многие женщины хотят показать свою уникальность. Каждая из них решает эту проблему по-своему, используя различные средства. Кто-то носит яркую одежду и безумную прическу, гоняет на шикарных автомобилях, фанатично занимается самообразованием, а кто-то приобщается к сексуальным меньшинствам, меняя своих сексуальных партнеров с мужчин на женщин.

Итак, однозначных и обособленных причин быть не может, так как человек пронизан как внутренними, так и внешними стимулами, отношениями, установками, которые формируют его мировоззрение и стиль жизни.

Нами проведено пилотажное исследование (2009–2010 гг.), направленное на выявление специфических личностных характеристик девушек нетрадиционной сексуальной ориентации. Экспериментальные данные были получены в исследовании 30 девушек гомосексуальной ориентации (Эг – экспериментальная группа) и 30 девушек гетеросексуальной ориентации (Кг – контрольная группа). В целом в исследовании приняли участие 60 девушек от 15 до 35 лет. В качестве испытуемых выступали студентки очного и заочного отделений вузов г. Волгограда и г. Волжского Волгоградской области.

Диагностический комплекс: авторская биографическая анкета; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; адаптированный опросник креативности Джонсона.

Авторская биографическая анкета: направлена на получение биографических данных об испытуемом, его предпочтениях и вкусах. Ему предлагается 13 вопросов. Ответы предполагают выбор наиболее близкого варианта для испытуемого, а также наличие своего собственного индивидуального мнения.

Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева: представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформулирована как утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и обвести ее кружком. Данная методика может показать, на что направлена жизнесмысловая нагрузка человека: цели, процесс, результат, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Мы использовали шкалы этого опросника и предъявляли его испытуемым только один раз, для выявления определенных личностных черт. Испытуемому предлагается 128 характеристик личности. Его задача – отметить в специальном бланке кружком характеристики, свойственные ему, а несвойственные – зачеркнуть.

Адаптированный опросник креативности Джонсона: опросник фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Это объективный контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению или самонаблюдению. Испытуемому предлагается 8 характеристик. Необходимо оценить каждое утверждение по возможным оценочным баллам от 1 до 5.

Интерпретация полученных данных

Авторская биографическая анкета: в результате исследования выяснилось, что большинство девушек, имеющих гомосексуальную ориентацию, воспитывались в семье, состоящей только из матери и дочери либо бабушки и внучки. Тогда, как 83 % девушек гетеросексуальной ориентации в основном воспитывались в полной семье. Эти данные подтверждают одну из причин предложенной нами типологии. Также мы получили результаты по предпочтениям в музыке и стилях одежды. Основными были выбраны рок – распространенный вариант ответа у девушек Эг и поп – у девушек Кг. Девушки гомосексуальной направленности предпочитают в основном спортивный стиль одежды, что, возможно, связано с неадекватным процессом формирования половой идентичности. Проведенное исследование показало, что у 77 % девушек Эг гетеросексуальный опыт имел место быть. Смена их ориентации на гомосексуальную можно связать с наличием психологической травмы у девушки, которая произошла в процессе общения с представителем мужского пола, что также подтверждает нашу типологию причин.

Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева: по результатам проведения данной методики в обеих группах существенных различий выявлено не было. Для анализа были выбраны две шкалы, по которым наблюдаются самые высокие показатели: «Цели» и Процесс». Используя статистический критерий t Стьюдента для независимых выборок была проведена математическая обработка данных по представленным шкалам этой методики, получены следующие результаты: по шкале «Цели» различий между Эг и Кг не наблюдается; по шкале «Процесс» можно отметить наличие различий между Эг и Кг при вероятности P<10%.

Полученные результаты могут говорить о том, что у девушек обеих групп прослеживается высокая целеустремленность, это придает жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу. При этом для них важны интерес к жизни и ее эмоциональная насыщенность, единственный смысл жизни для них состоит в том, чтобы жить, можно сказать, что они удовлетворены настоящим моментом своей жизни. Отсутствие различий по данной методике, возможно, связано с тем, что возраст большинства испытуемых 17–25 лет. В этот период для человека открыты множества путей, по которым можно пойти, направлений, которые можно выбрать. У него уже накоплен определенный опыт, которым можно пользоваться и самое главное – ему открыта дорога в будущее для реализации своего потенциала.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири: статистический анализ полученных данных с помощью статистического критерия t Стьюдента для независимых выборок по всем шкалам опросника показал: по шкалам «Авторитарный» и «Зависимый» в Эг и Кг различий не выявлено; по шкале «Эгоистичный» в Эг и Кг выявились различия при вероятности P<10%; по шкалам «Агрессивный», «Дружелюбный» и «Альтруистичный» выявлены различия в Эг и Кг при вероятности P<5 %; шкалы «Подозрительный» и «Подчиняемый» имеют существенные различия при вероятности P<1 %.

В процессе качественного анализа полученных данных средних показателей Эг по всем шкалам можно выделить три наиболее яркие: «Подозрительный», «Подчиняемый» и «Зависимый». Такое соотношение средних показателей может говорить о том, что внутреннее состояние человека не всегда, и чаще всего, не соответствует его внешним проявлениям. Необязательно, что только эти черты будут ярко проявляться у девушек гомосексуальной направленности, ведь не стоит забывать о том, что каждый человек – уникальность.

Адаптированный к данному исследованию опросник креативности Джонсона:

был произведен статистический анализ данных с помощью критерия t Стьюдента для независимых выборок, который подтвердил наше предположение. Результаты показали, что различия между Эг и Кг существенны при вероятности P<5 %. Т. е. уровень креативности у девушек гомосексуальной ориентации довольно высокий, а у девушек адекватной сексуальной ориентации – нормальный, средний.

Таким образом, наши предположения подтвердились лишь частично. Анализ специфических личностных характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации выявил несущественные различия в сравнении с девушками адекватной сексуальной ориентацией. Важный отличительный аспект был проявлен только в исследовании уровня креативности у Эг и Кг. При качественном анализе также выявилось существенное различие в яркости и разнообразии показателей между Эг и Кг.

Литература

  1. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
  2. Кон И. С. О нормализации гомосексуальности // Сексология и сексопатология. 2003. № 2. С. 2–12.
  3. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1986.
  4. Кон И. С. Любовь небесного цвета. СПб.: Изд-во «Продолжение Жизни», 2001.
  5. Столлер Роберт Дж. Влияние биологических факторов на гендерную идентичность // Сексология / Ред. Д. Н. Исаев. СПб.: Питер, 2001.

Информация об авторах

Христенко А.В., Волжский Гуманитарный институт (Филиал) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», e-mail: son1322@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 50958
В прошлом месяце: 565
В текущем месяце: 76

Скачиваний

Всего: 498
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2