Исследование психологических особенностей девушек нетрадиционной сексуальной ориентации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: нетрадиционная сексуальная ориентация, гомосексуализм, лесбиянство, половая идентичность, гендерная психология
Рубрика издания: Экспериментальные исследования личности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Христенко А.В. Исследование психологических особенностей девушек нетрадиционной сексуальной ориентации // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
В нашей стране отношение к полу и сексуальности на протяжении долгого времени было неоднозначным. Совсем недавно ученые стали говорить на «запретные» темы открыто. Проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации никогда не были для человека безразличными, но всегда решались по-разному. Их научное изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения (Каган, 1991). Но при этом работ по этим вопросам на сегодняшний день недостаточно. Однако распространенность данной аномалии сексуальной ориентации в обществе постепенно увеличивается, и возрастает потребность в ее изучении.
Цель: выявление общих личностных, а также внешних характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, создание типологии психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации.
Объект: нетрадиционная сексуальная ориентация у девушек возраста от 17 до 35 лет. Предмет: совокупность специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации.
Гипотеза: у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации наблюдается совокупность общих специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида.
Полный текст
В нашей стране отношение к полу и сексуальности на протяжении долгого времени было неоднозначным. Совсем недавно ученые стали говорить на «запретные» темы открыто. Проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации никогда не были для человека безразличными, но всегда решались по-разному. Их научное изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения (Каган, 1991). Но при этом работ по этим вопросам на сегодняшний день недостаточно. Однако распространенность данной аномалии сексуальной ориентации в обществе постепенно увеличивается, и возрастает потребность в ее изучении.
Цель: выявление общих личностных, а также внешних характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации, создание типологии психологических причин женской нетрадиционной сексуальной ориентации.
Объект: нетрадиционная сексуальная ориентация у девушек возраста от 17 до 35 лет. Предмет: совокупность специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации.
Гипотеза: у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации наблюдается совокупность общих специфических личностных характеристик и характеристик внешнего вида.
Задачи
-
Проанализировать понятия «нетрадиционной сексуальной ориентации», «лесбиянство», «половая идентичность»
-
Рассмотреть исторический аспект исследуемого явления.
-
Изучить процесс формирования половой идентичности у девочек.
-
Проанализировать имеющийся материал по причинам данного явления и на этой основе составить свою общую типологию причин женского гомосексуализма.
-
Определить конкретные личностные характеристики, исследуемые в данной работе.
-
Составить диагностический комплекс.
-
Провести пилотажное исследование.
-
Провести математическую обработку полученных данных с помощью статистических критериев.
-
Провести анализ результатов математической обработки и их интерпретацию.
-
Сформулировать выводы.
Проанализировав литературу по данной теме, а также, изучив исследования, проведенные институтами различных стран, в том числе и в России, мы не встретили четких научных классификаций причин женского гомосексуализма. Поэтому мы предлагаем авторскую типологию этих причин.
Модель взаимоотношений с родителями как основа сексуальной ориентации.
Формирование комплексов, подготавливающих благоприятную почву для развития гомосексуальных наклонностей, может происходить как от отца, так и от матери.
1) Отсутствие модели поведения женщины в образе матери: мать для девочки – это образец женственности, выражающий специфику ее самоидентификации с представительницей женского пола. Если отец выступает в роли образа будущего сексуального партнера, то мать – это образ ее самой (Колесов, 1986).
2) Строгие стандарты отца или его отсутствие: взаимоотношения дочери с отцом – это первый в ее жизни опыт общения с мужчиной, с него начинается формирование мужского образа будущего сексуального партнера. Строгие отцовские стандарты не позволяют дочери добиться его элементарного внимания и уважения, не говоря уже о доверительных отношениях и ласке. Воспитание только матерью не дает возможности девочки сформировать понимание отношения к мужчине и своей роли во взаимодействии с ним (Колесов, 1986).
Оба эти фактора влекут отрицание девушкой своей женской сущности и размышление о том, какое же место следует занять в мире «вне дома», в кругу друзей, подруг и знакомых, чтобы ощутить себя более или менее комфортно.
Вышеуказанные причины являются возможными факторами нарушения процесса формирования половой идентичности. Далее описаны дополнительные причины, которые могут повлиять на формирование нетрадиционной сексуальной ориентации у женщины, даже на основе адекватной половой идентификации.
2 Женское любопытство. Это довольно веская причина, по которой люди решают испробовать что-то новое, незнакомое раньше. Именно оно толкает человека на разного рода эксперименты. И в этом смысле экспериментом является любой новый опыт, включая и гомосексуальный.
3 Потребность соответствовать моде. Многие девушки имеют не достаточно устойчивую систему мировоззрения, они зачастую подвержены социокультурному влиянию, которое диктует не всегда целесообразные установки, идеалы и ценности (Кон, 2003).
4 Желание женщины удовлетворить партнера – мужчину. Иногда или даже очень часто возникают ситуации, в которых женщина идет на все, желая удовлетворить потребности мужа. На сегодняшний день существуют данные о том, что мужчины перестают получать сексуальное удовлетворение от простого полового акта со своей партнершей. Он просит ее прибегнуть к интимным отношениям с женщиной. По этой, а также по ее, возможно, и неосознаваемым, скрытым причинам женщина становится лесбиянкой.
5 Неудовлетворенность женщины сексуальным поведением мужчины. Некоторые женщины получают удовольствие от гетеросексуальных отношений только мнимо. Они ищут более острых ощущений, новых партнеров, и нередко ими становятся представители именно женского пола, которые, по мнению СМИ, гораздо более чувственные, нежные и понимающие, нежели мужчины, неспособные удовлетворить свою партнершу. 6 Психологическая травма у женщины. Детские комплексы, насмешки мальчиков, неудачный первый сексуальный опыт с мужчиной, совращение, соблазнение, насилие – это и т.п. являются важными причинами приобщения женщины к людям гомосексуальной ориентации. На этом фоне женщины, которых травмированная психика распознает как «своих», а значит, безопасных и понятных, становятся единственным возможным объектом сексуального влечения (Кон, 2001).
7 Желание женщины проявить свою индивидуальность. Среди повседневной суеты и серости многие женщины хотят показать свою уникальность. Каждая из них решает эту проблему по-своему, используя различные средства. Кто-то носит яркую одежду и безумную прическу, гоняет на шикарных автомобилях, фанатично занимается самообразованием, а кто-то приобщается к сексуальным меньшинствам, меняя своих сексуальных партнеров с мужчин на женщин.
Итак, однозначных и обособленных причин быть не может, так как человек пронизан как внутренними, так и внешними стимулами, отношениями, установками, которые формируют его мировоззрение и стиль жизни.
Нами проведено пилотажное исследование (2009–2010 гг.), направленное на выявление специфических личностных характеристик девушек нетрадиционной сексуальной ориентации. Экспериментальные данные были получены в исследовании 30 девушек гомосексуальной ориентации (Эг – экспериментальная группа) и 30 девушек гетеросексуальной ориентации (Кг – контрольная группа). В целом в исследовании приняли участие 60 девушек от 15 до 35 лет. В качестве испытуемых выступали студентки очного и заочного отделений вузов г. Волгограда и г. Волжского Волгоградской области.
Диагностический комплекс: авторская биографическая анкета; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; адаптированный опросник креативности Джонсона.
Авторская биографическая анкета: направлена на получение биографических данных об испытуемом, его предпочтениях и вкусах. Ему предлагается 13 вопросов. Ответы предполагают выбор наиболее близкого варианта для испытуемого, а также наличие своего собственного индивидуального мнения.
Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева: представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформулирована как утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и обвести ее кружком. Данная методика может показать, на что направлена жизнесмысловая нагрузка человека: цели, процесс, результат, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Мы использовали шкалы этого опросника и предъявляли его испытуемым только один раз, для выявления определенных личностных черт. Испытуемому предлагается 128 характеристик личности. Его задача – отметить в специальном бланке кружком характеристики, свойственные ему, а несвойственные – зачеркнуть.
Адаптированный опросник креативности Джонсона: опросник фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Это объективный контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению или самонаблюдению. Испытуемому предлагается 8 характеристик. Необходимо оценить каждое утверждение по возможным оценочным баллам от 1 до 5.
Интерпретация полученных данных
Авторская биографическая анкета: в результате исследования выяснилось, что большинство девушек, имеющих гомосексуальную ориентацию, воспитывались в семье, состоящей только из матери и дочери либо бабушки и внучки. Тогда, как 83 % девушек гетеросексуальной ориентации в основном воспитывались в полной семье. Эти данные подтверждают одну из причин предложенной нами типологии. Также мы получили результаты по предпочтениям в музыке и стилях одежды. Основными были выбраны рок – распространенный вариант ответа у девушек Эг и поп – у девушек Кг. Девушки гомосексуальной направленности предпочитают в основном спортивный стиль одежды, что, возможно, связано с неадекватным процессом формирования половой идентичности. Проведенное исследование показало, что у 77 % девушек Эг гетеросексуальный опыт имел место быть. Смена их ориентации на гомосексуальную можно связать с наличием психологической травмы у девушки, которая произошла в процессе общения с представителем мужского пола, что также подтверждает нашу типологию причин.
Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева: по результатам проведения данной методики в обеих группах существенных различий выявлено не было. Для анализа были выбраны две шкалы, по которым наблюдаются самые высокие показатели: «Цели» и Процесс». Используя статистический критерий t Стьюдента для независимых выборок была проведена математическая обработка данных по представленным шкалам этой методики, получены следующие результаты: по шкале «Цели» различий между Эг и Кг не наблюдается; по шкале «Процесс» можно отметить наличие различий между Эг и Кг при вероятности P<10%.
Полученные результаты могут говорить о том, что у девушек обеих групп прослеживается высокая целеустремленность, это придает жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу. При этом для них важны интерес к жизни и ее эмоциональная насыщенность, единственный смысл жизни для них состоит в том, чтобы жить, можно сказать, что они удовлетворены настоящим моментом своей жизни. Отсутствие различий по данной методике, возможно, связано с тем, что возраст большинства испытуемых 17–25 лет. В этот период для человека открыты множества путей, по которым можно пойти, направлений, которые можно выбрать. У него уже накоплен определенный опыт, которым можно пользоваться и самое главное – ему открыта дорога в будущее для реализации своего потенциала.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири: статистический анализ полученных данных с помощью статистического критерия t Стьюдента для независимых выборок по всем шкалам опросника показал: по шкалам «Авторитарный» и «Зависимый» в Эг и Кг различий не выявлено; по шкале «Эгоистичный» в Эг и Кг выявились различия при вероятности P<10%; по шкалам «Агрессивный», «Дружелюбный» и «Альтруистичный» выявлены различия в Эг и Кг при вероятности P<5 %; шкалы «Подозрительный» и «Подчиняемый» имеют существенные различия при вероятности P<1 %.
В процессе качественного анализа полученных данных средних показателей Эг по всем шкалам можно выделить три наиболее яркие: «Подозрительный», «Подчиняемый» и «Зависимый». Такое соотношение средних показателей может говорить о том, что внутреннее состояние человека не всегда, и чаще всего, не соответствует его внешним проявлениям. Необязательно, что только эти черты будут ярко проявляться у девушек гомосексуальной направленности, ведь не стоит забывать о том, что каждый человек – уникальность.
Адаптированный к данному исследованию опросник креативности Джонсона:
был произведен статистический анализ данных с помощью критерия t Стьюдента для независимых выборок, который подтвердил наше предположение. Результаты показали, что различия между Эг и Кг существенны при вероятности P<5 %. Т. е. уровень креативности у девушек гомосексуальной ориентации довольно высокий, а у девушек адекватной сексуальной ориентации – нормальный, средний.
Таким образом, наши предположения подтвердились лишь частично. Анализ специфических личностных характеристик у девушек нетрадиционной сексуальной ориентации выявил несущественные различия в сравнении с девушками адекватной сексуальной ориентацией. Важный отличительный аспект был проявлен только в исследовании уровня креативности у Эг и Кг. При качественном анализе также выявилось существенное различие в яркости и разнообразии показателей между Эг и Кг.
Литература
-
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
-
Кон И. С. О нормализации гомосексуальности // Сексология и сексопатология. 2003. № 2. С. 2–12.
-
Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1986.
-
Кон И. С. Любовь небесного цвета. СПб.: Изд-во «Продолжение Жизни», 2001.
-
Столлер Роберт Дж. Влияние биологических факторов на гендерную идентичность // Сексология / Ред. Д. Н. Исаев. СПб.: Питер, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 54864
В прошлом месяце: 529
В текущем месяце: 332
Скачиваний
Всего: 570
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6