Беременность как стадия личностного развития женщины

2221

Аннотация

Беременность определяется как специфическая кризисная стадия развития личности женщины. В связи с этим рассмотрены особенности структурных элементов личности, специфика половой идентичности, объектных отношений, концепции Я. Отмечается целостность процесса личностного становления женщины во время беременности, связанная с процессами регресса, трансформации, интеграции и переструктурирования внутриличностных образований. Во время беременности происходит сгущение либидинальных и агрессивных тенденции Ид, обогащается структура Эго за счет расширения и принятия ребенка как Эго-идеала, снижается давление Супер-Эго. Происходит переструктурирование гендерной идентичности за счет слияния гендерного идеала и гендерного стереотипа.

Общая информация

Ключевые слова: беременность, психосексуальное развитие, кризис, объектные отношения, идентификация, интрапсихическая структура, половая идентичность, чувство Я

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260209

Для цитаты: Мордас Е.С., Харисова Р.Р. Беременность как стадия личностного развития женщины // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 135–150. DOI: 10.17759/cpp.2018260209

Полный текст

 

В психологической литературе существуют исследования, связанные с пониманием развития личности и ее периодизацией [3; 29; 35]. В психоаналитической литературе внимание уделяется пониманию вклада фрустрации и неопределенности в процесс развития [49], конфликта между желаниями и невозможностью удовлетворения потребностей [29]. Теория объектных отношений описывает стадийность развития, роль объектов, их интериоризации, дифференциации и интеграции. Филлис и Роберт Тайсон рассматривают динамику стадий развития с точки зрения теории систем [24].

В современных исследованиях в области развития личности акцент делается на разграничении гендерно-специфического онтогенеза личности; на понимании строения различных структур личности в зависимости от половой принадлежности [6; 8; 27; 33].

Значимым периодом исследования личности во взрослом возрасте является период материнства и отцовства[4; 7; 18]. Подчеркивается важность переживаний женщиной беременности как одного из ключевых компонентов психологической готовности к материнству и влияния психоэмоционального состояния беременной на психическое и соматическое развитие ребенка [9; 20; 21; 27].

Беременность определяют как кризисный этап в развитии личности [2; 15; 23; 39]. Нормативное разрешение психологического кризиса позволяет женщине интегрировать агрессивные и либидинальные тенденции, подтвердить собственную половую идентичность, включая ее ядерные компоненты, приобрести ценностно-смысловые категории собственной жизни, включая понимания себя как матери. Уровень ли- бидинозного развития женщины, ключевые конфликты и фиксации, опыт объектных отношений проявляются в способности женщины пережить психологический кризис беременности.

В данной статье беременность представлена как специфичная стадия личностного развития женщины — продвижение к определенной ступени социального статуса как внутрисемейного, так и внесемейного; эта стадия связана с внутриличностными преобразованиями и затрагивает психофизиологические процессы и соматическое функционирование женщины. В качестве психологического новообразования данного этапа можно рассматривать формирование внутренней картины беременности [1].

Рассмотрим развитие интрапсихических образований и линий развития в период беременности, а именно, структурные элементы личности (Ид, Эго, Супер-Эго), линию развития поло-ролевой идентичности и линию развития объектных отношений, линию развития концепции «Я».

Специфика структурных элементов личности во время беременности (Ид, Эго, Супер-Эго)

Желание ребенка можно рассматривать как сочетание агрессивных и либидинозных компонентов Ид, Эго и Супер-Эго. Во время беременности все три структурных элемента находятся в определенном иерархически связном единстве.

Концепция аффекта О. Кернберга позволяет рассматривать беременность как этап, представляющий в силу психофизиологических изменений в теле активацию нового аффективного состояния, презентующего необходимость интеграции агрессивных и либидинальных импульсов Ид [6].

Развитие Эго, являясь ядром, вокруг которого выстраиваются иные личностные образования [46], тесно связано с развитием «чувства собственного Я» и когнитивных структур. Развитие Эго включает аффективную интеграцию, моральные установки, копинг-механизмы и стабильность Я-системы [43]. Патриция Спейер (P.L. Speier) показала, что такие характеристики Эго, как реализм, непрерывность и структуриро­ванность связаны с возможностью планирования беременности [50], а также со степенью готовности к материнству. Эти характеристики Эго могут непосредственно отвечать за стабильное, нормативное чувство собственного Я во время беременности.

Ребенок может рассматриваться как продукт сублимации и, следовательно, как часть Эго [14; 40]. Специфической характеристикой развития личности женщины является принятие значимости ребенка (как объекта) для обретения целостности структурных элементов личности. Процесс сублимации может быть нарушен двумя факторами: во-первых, процесс сублимации может быть связан с отождествлением ребенка с Супер-Эго; во-вторых, ребенок может восприниматься как относительно независимый объект внешнего мира [40].

Беременность можно рассмотреть как символическое принятие ребенка вместо пениса, т. е. недостаточность Супер-Эго у девочек при беременности компенсируется кастрационным страхом, связанным с ребенком [14; 29]. Согласно Эрнесту Джонсу (E. Jones), развитие Супер­Эго у женщин связано со страхами отделения и отвержения со стороны отца, что может приводить к гипертрофии мужских идеалов в ущерб женским [44]. Ф. Тайсон и Р.Л. Тайсон при рассмотрении развития Супер-Эго у женщин приходят к выводу о важности обсуждения содержания идеалов и интроекций [24].

Взаимосвязь различных структурных интрапсихических элементов у беременных можно представить следующим образом. Во время беременности активизируются различные сознательные и бессознательные компоненты психической деятельности (ранние объектных отношения, связанные со строением Ид, Эго, Супер-Эго); а также сгущаются либи- динальные и агрессивные тенденции Ид в силу психофизиологических изменений, обогащается структура Эго за счет временного расширения и принятия ребенка как Эго-идеала. Беременность может нести потенциал решения эдипального конфликта, связанного с возможностью одновременной идентификацией с «ребенком», «родителем» и «партнером» как носителем и источником как бы продолженного в ребенке удовольствия и наслаждения. Таким образом, беременная женщина может «вбирать в себя» все компоненты мужского и женского начал, поскольку именно они являются источником развития и формирования плода.

Линия развития полоролевой идентичности во время беременности

Беременность рассматривается многими исследователями как ступень формирования зрелой женской идентичности [14; 18; 24]. Девять месяцев беременности актуализируют фантазии раннего детства и пу­бертата. Эти фантазии во время беременности интегрируются с текущими представлениями и позицией взрослого. Возникают новые телесные и эмоциональные ощущения, которые сопровождаются прогрессивными изменениями в организме [45]. Беременность затрагивает ядро половой идентичности, связанное с возможностью восприятия образа собственного тела и женских половых органов внутри этого тела [45].

Идентификация беременности, психосоматические феномены, шевеление плода — все включает определенный спектр проприорецептивных сигналов и дает основания не только для взаимодействия женщины со своим ребенком, но и для построения специфических отношений с собственным телом, его перцепцию и открытие ранее недоступных ощущений.

В аспекте психологической динамики открытия женственности в период беременности важнейшими задачами являются, по аналогии с теорией Х. Дойч, открытие нового органа и отказ от маскулинности [40], что означает развитие ядерной половой идентичности и полоролевой идентичности.

Будучи беременной, женщина регрессирует и фактически воспроизводит опыт своего пренатального периода и опыт переживаний отношения ее матери к ней. Возрождаются ранние инфантильные отношения с матерью, таким образом, давая возможность «обновления» ранних чувств, эмоций и отношений, связанных с реконструкцией собственного женского образа через идентификацию с собственной матерью.

Беременность затрагивает одновременно все важные аспекты идентичности [6], ее преобразования и присвоения феминности: 1) ядерная половая идентичность — непосредственно связанная с пониманием функционирования детородных органов у женщины, «открытием» матки и телесными ощущениями в ней; 2) полоролевая идентичность как специфическое психологическое образование, трансформирование ген­дерной роли женщины в аспекте отказа от маскулинности и признания характера специфичности социальных интеракций и межличностного поведения в роли беременной женщины.

Беременность связана с переструктурированием всей гендерной идентичности. У беременных женщин при нормативном развитии беременности происходит слияние гендерного идеала и гендерного стереотипа, в процессе которого достигается относительная способность к саморегуляции внутреннего гендера. В то время как при патологическом развитии беременности может отмечаться диссоциация между гендер­ным идеалом и гендерным стереотипом, задающая вектор рассогласованности внутреннего гендера, потери или отсутствия его стабилизирующей, контейнирующей функции.

Линия развития объектных отношений во время беременности

Интегрируем две линии развития объектных отношений —взаимодействия с ближайшим окружением и внутрипсихические образования, связанные со взаимодействием женщины с будущем ребенком [24; 31].

Понимание объектных отношений во время беременности невозможно без обращения к стадиям прохождения самой женщиной эмоционального опыта общения со своей матерью и ближайшим окружением [8; 19]. Беременность является не только актом, символизирующим психологическое слияние с объектом любви, но и является триггером сепарационных процессов, их продолжением [40].

На стадии орального регресса (первый триместр) отмечается активизация амбивалентного конфликта [39; 40; 45]. Данная стадия в бессознательном аспекте отношений представлена как монадическая. Женщина сконцентрирована на телесных ощущениях, принимаемом или непри­нимаемом комфорте. Принятие беременности актуализирует чувство собственного достоинства, что позволяет ощутить близость с другими женщинами [45], т. е. появляется возможность диадных отношений и зарождение триадных, вызванных чувством солидарности с другими женщинами и собственной матерью. Второй триместр сопровождается анально-садистическими регрессивными тенденциями. Ребенок символически переживается как хозяин матки.

Факт беременности становится очевидным. Проявление сексуальности через увеличение живота беременной женщины является демонстрацией наличия в опыте эротического желания [6], что может быть связано с чувством выхода за пределы дозволенности, преодоления запрета эдипальной стадии развития, определенное нарушение традиционных норм социальной жизни и некий вызов эдипальному сопернику и триумф над ним. С точки зрения Кестенберг (J. Kestenberg), визуальное расширение тела с видимым увеличением живота может играть роль для проявления фаллических фантазий, поскольку эти процессы связаны с выпячиванием, как бы «разбуханием». Шевеление ребенка способствует тому, что он перестает переживаться матерью как анальный. На смену выступает нарциссическое отношение. Ребенок приравнивается к пенису, компенсируя потерю пениса. Признание движения плода во втором триместре часто приводит к новой амбивалентности, женщина чувствует, что она не имеет никакого контроля над растущим существом внутри [45].

В период третьего триместра отношения к ребенку связано с переживаниями фаллической стадии развития женщины. Активность ребенка и его самостоятельность позволяет все ближе приблизиться к матери в объектных отношениях. Амбивалентный конфликт смягчается, тенденция к выталкиванию уменьшается, и ребенок получает право остаться. Третий триместр связан с необходимостью перехода матери от отношений с «внутренним ребенком» к отношениям с «внешним ребенком», поэтому эта стадия связана в каком-то смысле с гореванием. В третьем триместре ребенок становится реальнее — женщина начинает ожидать его появления. Усугубляются страхи о трудностях контроля над телом, контрфобические фантазии и желания скорейшего его рождении. Третий триместр активно связан с диадными отношениями, поскольку появление ребенка для пары становится более реальным. Выстраиваются отношения с партнером, меняются темы разговоров, связанные с планированием и ожиданиями рождения ребенка. Третий триместр задает линию развития триадных отношений, объективизируя реальность появления третьего в паре.

Начатые в утробе объектные отношения находят свое выражение в акте рождения. Агрессивные тенденции во время родов преобразуются в активное действие по выталкиванию ребенка, способствуя его рождению. Разрешение прежних конфликтов и отказ от садомазохистических фантазий (табу на рождение в детстве и юности) вокруг деятельности заботы о ребенке снижается благодаря формированию материнского интереса к новорожденному. Мы полагаем, роды можно рассмотреть как момент сепарации. Для того чтобы ребенок родился, женщине нужно его «отпустить».

Линия развития концепции «Я» при беременности

Формирование стабильного, интегрированного чувства собственного Я является длительным процессом, отражающим тенденции ассимиляции, синтеза и интеграции функций Эго [24]. С точки зрения З. Фрейда, способность различать границы тела вследствие интеграции различных телесных переживаний является результатом функционирования Эго, а, следовательно, осознавания себя. Ф. Тайсон и Р.Л. Тайсон чувство собственного «Я» представляют в опыте телесных ощущений, восприятия себя и других, а также спектра эмоциональных переживаний. По Х. Дойч, ребенок, с одной стороны, переживается как составная часть Я женщины, поскольку он фактически живет в ее утробе. С другой стороны, ребенок переживается как часть внешнего мира — по отношению к ребенку воспроизводится аффективный опыт переживаний матери и объектные отношения в ее опыте [14; 15; 39; 40].

Эвристичной концепцией, позволяющей рассматривать данный опыт у беременных с этой точки зрения, на наш взгляд, является феномен внутренней картины беременности [1], презентующей развитие телесного и эмоционального опыта беременной женщины, многоуровневую иерархически организованную и динамическую систему, включающую феномены эмоционального, телесного, когнитивного и моти­вационного опыта. Факторами, определяющими чувство собственного Я во время беременности могут являться особенности эмоционального и смыслового опосредования ситуации беременности в связи с будущим материнством, факт наличия или отсутствия опыта материнства в автобиографии женщины, а также наличие патологий, приводящих к невозможности или трудностям естественного зачатия ребенка.

Чувство собственного Я во время беременности может трансформироваться. Особенно ярко подобная трансформация выражается при патологическом течении беременности. Патологическое течение беременности провоцирует регрессивные тенденции, отождествление в этом случае беременности с болезнью — избегание телесных ощущений или отрицание телесной составляющей собственного Я, приводя к диссоциации его различных компонентов. Смысловая нагруженность беременности как тяжкого труда может провоцировать мазохистические паттер­ны собственной устойчивости к реалиям телесного функционирования во время беременности, а также увеличивать нарциссическую наполненность чувства собственного Я. Функционирование чувства собственного Я также может быть понято через понимание значимости фактора желаемого пола будущего ребенка [22], что отражается не только на когнитивном образе будущего ребенка и эмоциональном отношении к нему матери, но и на общей самооценке женщины или обоих родителей. Это представления и фантазии о возможном нарциссическом вкладе в будущее ребенка, те силы и возможности, которые есть на данном этапе для воспитания ребенка или которые возможно, необходимо дополнить — найти, обрести, выработать в себе.

Важным фактором понимания структуры изменения чувства собственного Я во время беременности может выступать образ тела и аф­фективно-когнитивное отношение к нему беременной женщины [42].

Элизабет Дуван и Джозеф Адельсон (E. Douvan, J. Adelson) рассматривают: межличностное и внутриличностное чувство собственного Я [41]. Вероятно, при беременности межличностная и внутриличностная идентичности у женщин должны развиваться асинхронно, достигая определенного баланса, дифференциируясь и интегрируясь в определенной последовательности.

В межличностном чувстве Я баланс может достигаться через приобщение к опыту всей женской части человечества, формирование своеобразной женской солидарности к опыту матери и женскому полу, интеграцию полоролевой идентичности с принятием феминных качеств и передачу лидерской позиции в семье партнеру как человеку, заботящему о женщине и своем потомстве. Внутриличностная идентичность при этом предполагает принятие уникальности положения будущей матери, тех осознаваемых и неосознаваемых аффективных, телесных, социальных процессов, которые происходят в этот период, а также через принятие собственной автономной роли как способа заботиться о себе и отдавать другим. Символически процессы интеграции межличностных и внутриличностных установок женщины во время беременности могут быть связаны с идентификацией одновременно с ролью ребенка и матери [26].

Таким образом, во время беременности развитие чувства собственного Я происходит одновременно в двух направлениях: самоощущение себя как будущей матери, несущей ответственность за себя и ребенка, и самоощущение себя как беременной женщины, имеющей определенные потребности, эмоции, нуждающейся в заботе и опеке со стороны близких (в том числе в силу определенных регрессивных тенденций), ощущающей и осмысливающей новые телесные феномены.

Выводы

Таким образом, беременность можно рассматривать как специфическую кризисную стадию развития личности женщины, связанную с процессами регресса, трансформации, интеграции и переструктурирования внутриличностных образований. Во время беременности происходит сгущение либидинальных и агрессивных тенденции Ид, обогащается структура Эго за счет расширения и принятия ребенка как Эго-идеала, снижается давление Супер-Эго. Происходит переструктурирование гендерной идентичности за счет слияния гендерного идеала и гендерного стереотипа.

Прохождение женщиной различных стадий беременности можно рассматривать как регресс и повтор динамики ранних объектных отношений: монадических, диадических и триадических.

Символически процессы интеграции межличностного и внутри- личностного чувства собственного Я женщины во время беременности могут быть связаны с идентификацией одновременно с ролью ребенка (принятие уникального положения, передача лидерской позиции партнеру) и матери (идентификация с опытом материнства женской части человечества). Вероятно, при беременности межличностная и внутри- личностная идентичность у женщин должны развиваться асинхронно, достигая определенного баланса, дифференциируясь и интегрируясь в определенной последовательности.

Литература

  1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 319 с.
  2. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 7. С. 38—47.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
  4. Егорова М.А., Миронова С.И. О психологической готовности к материнству девушек-сирот // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 69—80.
  5. Ильхамова Д.И. Из истории формирования перинатальной психологии как науки // История российской психологии в лицах: дайджест. 2016. № 6. С. 38—43.
  6. Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология: пер. с англ. М.: Класс, 2000. 256 с.
  7. Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РФ, 2009. URL: http://topmedicina.ru/health/koncepciya/ (дата обращения: 17.01.2018).
  8. Котова А.В. Особенности онтогенеза материнства и психологической готовности к материнству у беременных женщин с различными соматическими заболеваниями // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. С. 264—267.
  9. Лагоша Р.Ю., Дворянский С.А., Яговкина Н.В. Социально-бытовые факторы риска осложнений беременности и родов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2017. № 2. С. 67—73.
  10. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
  11. Леонтьев Д.А. Теория личности А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Psychology OnLine.Net. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-961.html (дата обращения: 17.01.2018).
  12. Менегетти А. Психосоматика с точки зрения онтопсихологии: пер. с итал. 3-е изд. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2009. 352 с.
  13. Меньшикова А.А. Взаимосвязь психологической готовности к материнству и совладающего поведения беременных женщин с онкологическими заболеваниями: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 185 с.
  14. Мордас Е.С. Беременность и обретение женственности // Психолог. 2013. № 3. С. 164—185. doi:10.7256/2306-0425.2013.3.646
  15. Мордас Е.С. Психологический кризис беременности // Академическая психология. 2017. № 1. С. 39—48.
  16. Мордас Е.С. Развитие репродуктивной функции и переживания женщины в период беременности // Психология и психотехника. 2012. № 10. С. 154—161. doi:10.7256/2454-0722.2012.10.6635
  17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 655 с.
  18. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
  19. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной (психоаналитический подход): пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. 193 с.
  20. Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003. 198 с.
  21. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 16—26.
  22. Скрынник Н.Е. Психологические особенности отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности: дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2012. 191 с.
  23. Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 69—81.
  24. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 407 с.
  25. Уэллдон Э.В. Игры с динамитом. Индивидуальный подход к психоаналитическому пониманию перверсий, насилия и преступности: пер. с англ. М.: Перо, 2017. 382 с.
  26. Ференци Ш. Собрание научных трудов: пер. с венгр. и нем. Т.2. Работы 1908— 1912 гг. Ижевск: ERGO, 2013. 386 с.
  27. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 240 с.
  28. Филиппова Г.Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Материалы научно-практического семинара «Социо-когнитивное развитие» (г. Москва, 1995). М., 1995. C. 63—64.
  29. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции: пер. с нем. М.: Наука, 1989. 456 с.
  30. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75—93. doi:10.17759/cpp.2017250205
  31. Холмогорова А.Б., Смирнова Н.С. Образы значимых фигур как регуляторы интерперсональных отношений и эмоционального состояния у подростков из социально неблагополучных семей // Дефектология. 2009. № 1. С. 85—92.
  32. Чебакова Ю.В., Дунаева К.А. Психологические особенности структуры сексуальности женщин с нарушениями мочеиспускания в контексте изменения гендерной роли [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.01.2018).
  33. Чебакова Ю.В., Харисова Р.Р., Комолов Д.А., Ениколопов С.Н. Формирование аффективно-когнитивных взаимосвязей в структуре репрезентации тела в контексте проблемы психосоматического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. C. 1—25. doi:10.17759/psyclin.2016050401
  34. Чебакова Ю.В., Чусов А.В., Дунаева К.А. Структура и особенности гендерной идентичности больных нервной анорексией [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2017).
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  36. Bakken L., Romig C. Interpersonal needs in middle adolescents: companionship, leadership and intimacy // Journal of Adolescence. 1992. Vol. 15 (3). P. 301—316. doi:10.1016/0140-1971(92)90032-Z
  37. Barnett M.C. Vaginal awareness in the infancy and childhood of girls // Journal of American Psychoanalytic Association. 1966. Vol. 14 (1). P. 129—141. doi:10.1177/000306516601400104
  38. Benedek T. The psychobiology of pregnancy // Parenthood: Its psychology and psychopathology / E.J. Anthony, T. Benedek (eds.). Boston: Little Brown & Co, 1970. P. 137—152.
  39. Bibring G. Some Considerations of the Psychological Processes in Pregnancy // The Psychoanalytic Study of the Child. 1959. Vol. 14 (1). P. 113—121. doi:10.1080/007 97308.1959.11822824
  40. Deutsch H. The psychology of women in relation to the functions of reproduction // International Journal of Psychoanalysis. 1925. Vol. 6. P. 405—418.
  41. Douvan E.A.M., Adelson J. The adolescent experience. New York: John Wiley & Sons, 1966. 471 p.
  42. Gunderson E.P., Abrams B. Epidemiology of Gestational Weight Gain and Body Weight Changes After Pregnancy// Epidemiologic Reviews. 1999. Vol. 21 (2). P. 261—275. doi:10.1093/oxfordjournals.epirev.a018001
  43. Hart B., Hilton I. Dimensions of personality organization as predictors of teenage pregnancy risk // Journal of Personality Assessment. 1988. Vol. 52 (1). P. 116—132. doi:10.1207/s15327752jpa5201_11
  44. Jones E. The early development of female sexuality // International Journal of Psychoanalysis. 1927. Vol. 8. P. 459—472.
  45. Kestenberg J. Regression and reintegration in pregnancy // Journal of American Psychoanalytic Association. 1976. Vol. 24. P.213—250.
  46. Loevinger J. Ego Development: Conceptions and Theories. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1976. 542 p.
  47. Lytle L.J., Bakken L., Romig C. Adolescent Female Identity Development // Sex Roles. 1999. Vol. 37 (3/4). P. 175—185. doi:10.1023/A:1025643710311
  48. Marcia J.E. The relational roots of identity // Discussions on ego identity / J. Kroger (ed.). Hillsdale, NY: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. P. 101—120.
  49. Sander L.W. Polarity, paradox, and the organizing process in development // Frontiers of infant psychiatry / J.D. Call, E. Galenson, R.L. Tyson (eds.). New York: Basic Books, 1983. P. 333—346.
  50. Speier P.L., Mélèse-d’Hospital I.A., Tschann J.M., Moore P.J., Adler N.E. Predicting contraceptive vigilance in adolescent females: A projective method for assessing ego development // Journal of Adolescent Health. 1997. Vol. 20 (1). P. 14—19. doi:10.1016/S1054-139X(96)00175-9

Информация об авторах

Мордас Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра основ клинического психоанализа, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: morkaty@yandex.ru

Харисова Руфина Рейфатовна, научный сотрудник, лаборатория экспериментальной и практической психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, e-mail: checkquality@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4113
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2221
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 0