Проявление конформизма у старших дошкольников

305

Аннотация

В данной работе решается проблема экспериментального выявления ситуационных и личностных факторов, влияющих на степень проявления конформности старшими дошкольниками.

Общая информация

Ключевые слова: конформность, эксперимент, внутриличностный конфликт, давление группы на индивида, ситуационные переменные, личностные переменные

Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Панина С.И., Ершова Р.В. Проявление конформизма у старших дошкольников // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).

По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  • характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
  • характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
  • особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
  • содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.

Полный текст

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).

По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  • характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
  • характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
  • особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
  • содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.

Большая часть информации о причинах и факторах конформного поведения, в основном, получена благодаря социально-психологическим экспериментам, проводимым с участием взрослых людей. При этом сколько-нибудь развернутые данные о роли конформизма в развитии личности ребенка отсутствуют. Известно, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс активного взаимодействия ребенка с другими детьми, его включение в группу сверстников, что во многом способствует развитию основ таких важных составляющих личности, как коллективизм, групповая идентичность. Вместе с тем преимущественная ориентация на других может быть связана с риском ограничения инициативы, самостоятельности, вследствие чего ребенок может потерять свою индивидуальность в современном обществе.

Целью настоящего исследования стало изучение некоторых факторов, влияющих на степень конформного поведения у старших дошкольников. Мы предположили, что конформное поведение старшего дошкольника связано:

  • с личностными характеристиками (самооценкой: дети с высокой самооценкой менее склонны проявлять конформность, чем дети с низкой самооценкой; полом ребенка: девочки более конформны, чем мальчики);
  • с социально-психологическими факторами, в первую очередь, статусом членов группы: конформность старшего дошкольника будет выше по отношению к взрослым, чем сверстникам).

В качестве методов исследования были использованы:

  • теоретический анализ психологической литературы;
  • эмпирические методы: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Какой Я?», метод экспертных оценок, естественный эксперимент;
  • методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, r-коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

В исследовании приняло участие 30 «наивных» испытуемых – 13 девочек и 17 мальчиков 6–7 лет. Обследование проводилось на базе ЦРР-Д/С № 24 «Белочка» г. Коломны.

Эмпирическая часть исследования состояла из двух этапов: на первом этапе исследования была изучена самооценка «наивных» испытуемых. Сравнив полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента, мы не обнаружили статистически значимых различий в уровне самооценки мальчиков и девочек.

Затем был проведен опрос экспертов. Двух воспитателей и психолога попросили сделать предположение о степени проявления конформности испытуемых в каждой из пяти экспериментальных серий.

На втором этапе исследования был проведен естественный эксперимент. Он включал в себя 5 серий.

В трех сериях эксперимента, целью которых было изучение конформного поведения старших дошкольников по отношению к сверстникам, участвовали 35 детей: пятеро «подсадных уток» и 30 «наивных» испытуемых. «Подсадные утки» предварительно были проинструктированы экспериментатором, поэтому всегда давали заведомо неправильные ответы. Все испытуемые работали с одним и тем же стимульным материалом, «наивный» испытуемый отвечал на вопрос экспериментатора последним. По данной схеме опрашивались все 30 «наивных» испытуемых.

В двух сериях эксперимента, направленных на выявление степени конформного поведения старших дошкольников по отношению к взрослым, участвовали 30 испытуемых и трое «подсадных уток» (двое воспитателей и психолог).

В первой и второй экспериментальной сериях «наивные» испытуемые должны были определить эмоциональное состояние персонажа на рисунке, находясь в группе сверстников (серия 1) и взрослых (серия 2).

В третьей и четвертой серии «наивные» испытуемые, вслед за «подсадными утками», должны были определить форму геометрической фигуры. Схема обеих серий была идентична. Всем участникам («подсадным уткам» и одному испытуемому) задавался вопрос: «Какой формы фигура?» Первыми на вопрос отвечали «подсадные утки», затем «наивный» испытуемый. «Подсадные утки» правильно определяли форму фигуры – квадрат. Далее демонстрировался треугольник и задавался аналогичный вопрос. Ответы «подсадных уток» вновь были правильными. Наконец, экспериментатор показывал круг. Определяя форму предъявленной фигуры «подсадные утки» отвечали неверно: овал.

Пятая серия эксперимента проходила в виде групповой игры под названием «Школьный урок», ее целью было выявление степени конформного поведения старших дошкольников в группе сверстников в ситуации морального выбора. Испытуемые должны были выбрать форму наказания не справившегося с заданием учителя ученика (поставить ученика в угол, провести с ним беседу, наказать его ремнем). «Подсадные утки» (пятеро старших дошкольников) перед началом игры получили инструкцию: «Ребята, если вы увидите, что ученик не справился с заданием, то вам нужно его наказать. Для этого надо поднять вверх карточку с изображением – ремня, другие карточки трогать не нужно». «Наивный» испытуемый получал другую инструкцию: «Представь, что ты – учитель. Ты даешь ученикам задание и контролируешь его исполнение. Если ученик не справится с заданием, то тебе нужно будет его наказать. Для этого необходимо самостоятельно выбрать способ наказания. Когда ты сделаешь свой выбор, подними соответствующую карточку». В ходе игры «учителя» показывали «ученику» заранее заготовленный экспериментатором рисунок и просили самостоятельно воспроизвести его в другой комнате. Приходя в другую комнату, «ученик» получал от помощника экспериментатора уже готовый, заведомо неправильный рисунок и возвращался обратно для его демонстрации «учителям». «Учителя», видя явное несоответствие между образцом и рисунком «ученика», принимали решение и последовательно поднимали вверх карточку, причем «подсадные утки» – с изображением ремня, последним карточку поднимал «наивный» испытуемый.

Отметим, что с целью контроля артефактов со всеми испытуемыми было проведено постэкспериментальное интервью, которое показало, что все дети безошибочно умеют различать эмоции и геометрические формы.

По результатам пяти экспериментальных серий было обнаружено следующее:

  1. 23 % детей (4 мальчика и 3 девочки) в первой экспериментальной серии согласились с мнением своих сверстников и тем самым дали неверный ответ. 77 % (13 мальчиков и 10 девочек) высказали свое независимое от группы мнение.
  2. По результатам второй серии эксперимента было выявлено, что 27% дошкольников (4 мальчика и 4 девочки) высказали свое согласие с мнением взрослых. Оставшиеся 73 % испытуемых (13 мальчиков и 9 девочек), несмотря на ответы взрослых, смогли адекватно оценить картинку и дать свой ответ.
  3. В третьей экспериментальной серии было обнаружено, что 57% детей старшего дошкольного возраста (6 мальчиков и 7 девочек), находясь в процессе игровой деятельности, согласились с мнением своих сверстников (т. е. ответили неправильно), 43% испытуемых (11 мальчиков и 6 девочек) несмотря на групповое давление, дали правильный ответ.
  4. В четвертой серии 53% (8 мальчиков и 8 девочек) согласились с ошибочным мнением взрослых. 47% (9 мальчиков и 5 девочек) «наивных» испытуемых смогли ответить на поставленный вопрос правильно.
  5. В пятой серии 70% (11 мальчиков и 10 девочек) детей, находясь в ситуации морального выбора, продемонстрировали согласие со своими сверстниками, т.е. приняли решение наказать «ученика» ремнем. И лишь 30% испытуемых (6 мальчиков и 3 девочки) решили наказать «ученика» более мягкими способами (поставить в угол или поговорить с ним). При этом по данным постэкспериментального интервью, 67% детей старшего дошкольного возраста, считают, что детей не стоит наказывать, с ними лучше поговорить. Следует особо отметить то, что ответы в постэкспериментальном интервью и реальные действия в эксперименте совпали у 27% дошкольников (2 девочки и 6 мальчиков). Только один мальчик, находясь в ситуации морального выбора, принял решение наказать «ученика» более мягким способом, чем следовало из его ответа в постэкспериментальной беседе.

Важно отметить, что 20 % дошкольников, т.е. 6 человек (4 мальчика и 2 девочки) продемонстрировали полную независимость от мнения окружающих на протяжении всех пяти серий эксперимента. И только 7 %, т.е. 2 человека (1 мальчик и 1 девочка) проявили конформность на всех этапах исследования. Оставшиеся 73% (22 человека) давали смешанные ответы.

Сопоставление данных реального эксперимента и мнения экспертов позволило сделать вывод о том, что представления воспитателей и психологов о степени конформности старших дошкольников отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые.

Проведенный на заключительном этапе исследования математико-статистический анализ данных позволил сделать следующие выводы:

  • представления взрослых (воспитателей, психологов) о степени конформности старших дошкольников существенно отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые;
  • личностные особенности (уровень самооценки) ребенка слабо связан с проявлениями конформности. Лишь показатели по самооценочной шкале «счастье» коррелируют с изучаемым феноменом, что свидетельствует о том, что дети, имеющие высокие показатели по этой шкале, скорее всего, будут демонстрировать более высокий уровень конформного поведения;
  • в дошкольном возрасте конформное поведение не сопряжено с полоролевыми особенностями субъекта: статистически значимых различий в степени конформности между мальчиками и девочками не обнаружено;
  • наибольшее влияние на степень конформности в этом возрасте оказывают ситуационные факторы. Старшие дошкольники склонны проявлять более высокую степень конформности по отношению к авторитетной группе взрослых, работая с геометрическими фигурами, так как подобная ситуация имитирует процесс школьного обучения, который является для старшего дошкольника ценностно-значимым;
  • максимальную степень конформности дошкольники проявляют в ситуации морального выбора, требующей самостоятельного решения относительно суровости наказания другого человека. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте дети не готовы полностью принимать на себя ответственность в ситуации конфликта мотивов.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001
  3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
  5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
  7. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

Информация об авторах

Панина С.И., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», e-mail: cvetok792@mail.ru

Ершова Р.В., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», e-mail: erchovareg@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7899
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 305
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3