Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей

184

Общая информация

Рубрика издания: Актуальные вопросы функционирования телефонов доверия для детей и подростков

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коджаспиров А.Ю. Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.

Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования   окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.

Полный текст

Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.

Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования   окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.

В этой ситуации Телефон доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Телефон доверия – это форма психологической помощи, адресованная лицам, находящимся в кризисных состояниях.

Специфика деятельности Телефона доверия связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности – снятие напряжения, которое испытывал клиент, обращаясь к консультантам Телефона доверия. Это напряжение может иметь как внешнее, реактивное (результат конфликта,  утраты), так и внутреннее происхождение (стресс,  кризис,  патологическое  состояние). Другая задача Телефона доверия – помочь абоненту наметить пути разрешения внешнего или внутреннего конфликта. В идеале консультант лишь ассистирует абоненту в этом вопросе, помогая, но не оказывая давления.

Роль «ТД» очень значима, особенно в ситуации минимальной возможности получить квалифицированную психологическую помощь. В ходе своей профессиональной деятельности консультанты телефонной службы нацелены на решение следующих задач:

  • обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;
  • обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;
  • помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
  • информирование абонентов о деятельности иных служб и организаций в рамках имеющихся сведений;
  • направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;
  • разработка и распространение рекламных материалов по информированию населения о деятельности, и предоставляемых услугах службы;
  • анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов и заинтересованных учреждений социальной защиты населения.

Психологическая служба «Детский телефон доверия» функционирует с 1 сентября 2008г. на многоканальном номере (495) 624-60-01. Служба реорганизована на базе сектора «Телефона доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. 

Целью деятельности службы является оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса средствами телефонного консультирования в ежедневном круглосуточном режиме.

За 2009 год работы службы сотрудниками «Детского телефона доверия» принято 10 678 вызовов. 

Основные группы проблем, с которыми работают психологи в случаях, когда ребенок является инициатором звонка:

  • семейная проблематика – 12%;
  • отношения со сверстниками – 11%;
  • проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8%;
  • травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5%;
  • суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%;
  • другое – 37%.

Тематика обращений взрослых абонентов в Службу касается:

  • конфликтов родителей и детей (семейной проблематики, в целом) - 35%;
  • учебных проблем детей – 15%;
  • здоровья детей – 11%;
  • конфликтов родителей с администрацией ОУ – 8%;
  • информационных справок о работе Детского телефона доверия – 31%.  

За год работы психологи службы приняли 320 обращений от граждан по поводу нарушения прав детей.

Из всех обращений о нарушении прав детей половина обращений содержит информацию о несоблюдении прав детей в семьях, 40% составляют запросы о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях. 10% – сообщения о нарушении прав детей в других социальных институтах

Подавляющее число обращений о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях поступает от взрослых.

Чаще всего (в 35% обращений, 45 случаев) абоненты службы сообщают о нарушениях прав детей педагогами или воспитателями образовательных учреждений. Упоминается психологическое (эмоциональное) насилие, физическое насилие, а также несоблюдение/игнорирование нужд и потребностей ребенка.

На втором месте по количеству – обращения о нарушении прав детей со стороны администрации образовательного учреждения (34%/44). Преобладают жалобы на попытку исключения из образовательного учреждения, отсутствие реакции со стороны администрации на допущенные ошибки, халатность педагогического состава, повлекшие негативные последствия для детей.

В 25% (32) случаях, когда абоненты сообщают о нарушениях прав детей одноклассниками/старшеклассниками, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев составляет 6-10 лет.

Также поступают жалобы на нарушения требований к помещениям образовательных учреждений (5%/7).

Жалобы на несоблюдение прав детей в семье поступают в половине всех обращений о нарушениях прав детей. В этих случаях дети более активны – от них поступает третья часть сообщений.

Почти половина подобного рода обращений (46%/73) содержит запрос о неудовлетворении значимых потребностей ребенка/подростка: лишение крова, еды, возможности получения образования, социализации.

Также (28%/44) абоненты сообщают о фактах физического насилия в семье: избиения со стороны родителей, братьев, других близких.

Есть (20%/31) обращения, содержащие информацию о психологическом насилии в семье над детьми и подростками.

Существует ряд (8%/13) обращений, когда абоненты подозревают наличие сексуального насилия в семьях: со стороны обоих родителей, мужчин старшего поколения (дедушки). 

Помимо сообщений о нарушении прав детей в образовательных учреждениях, семьях, 10% от всех обращений о нарушении прав детей касаются несоблюдения прав детей в других социальных институтах, речь идет об:

  • уходе ребенка из дома/ бродяжничестве;
  • физическом и сексуальном насилии.

Работа службы «Детский телефон доверия» с обращениями по поводу нарушений прав детей всегда индивидуальна, но общая стратегия такова:

  1. После прояснения запроса, выяснения находится ли в безопасности абонент – работа по снятию эмоционального напряжения/аффекта, профилактика суицидального поведения.
  2. Предоставление абоненту информации о возможных путях решения/выхода из создавшейся ситуации. 
  3. Определение совместно с абонентом стратегии дальнейших действий. Задача психолога и юриста – ориентировать абонента на конструктивные формы решения проблемы (в т.ч. обращение за помощью в правоохранительные органы, социальные, медицинские, психологические службы).
  4. Предоставление информации об учреждениях и службах, компетентных в решении данной проблемы. В случае если абонент решил предоставить информацию о себе, консультант службы передает информацию в соответствующие ведомства. (Например, в службу Уполномоченного по правам ребенка по г. Москве).

Однако существует множество скрытых рисков в проблематике данных обращений.   Именно поэтому работу психолога на Телефоне доверия можно назвать стрессовой.  В отличие от многих других психологических служб Телефон доверия обладает одной яркой особенностью, а именно – никогда неизвестно заранее, кого психологу придется консультировать. По сути, психолог-консультант должен быть готов к звонку любой степени сложности.

Помимо сложности звонка каждому психологу известна та растерянность, которую всегда сопровождает его внутренний анализ сразу после разговора с кризисным абонентом. Консультант пытается понять, что было, сделано верно, или неверно, проанализировать эффективность. Достаточно редко удается сделать это беспристрастно и объективно. В любом другом случае каждому консультанту необходимо организовать качественный анализ поступившего кризисного звонка.

В процессе психологического консультирования, обратившихся в службу ДТД, делается акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и абонентами службы.  Консультанты телефона доверия работают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентов помогать самим себе после окончания консультирования. Конечная цель консультирования абонентов, испытывающих  различные жизненные трудности в процессе взаимоотношений с миром и ближайшим окружением, - развитие способности анализировать свои индивидуальные и возрастные особенности, готовности к сознательному поиску наиболее эффективного пути собственного развития.

Информация об авторах

Коджаспиров Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, заведующий сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: teledov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2270
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 184
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0