Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей
Общая информация
Рубрика издания: Актуальные вопросы функционирования телефонов доверия для детей и подростков
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Коджаспиров А.Ю. Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.
Фрагмент статьи
Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.
Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.
Полный текст
Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.
Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.
В этой ситуации Телефон доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Телефон доверия – это форма психологической помощи, адресованная лицам, находящимся в кризисных состояниях.
Специфика деятельности Телефона доверия связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности – снятие напряжения, которое испытывал клиент, обращаясь к консультантам Телефона доверия. Это напряжение может иметь как внешнее, реактивное (результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис, патологическое состояние). Другая задача Телефона доверия – помочь абоненту наметить пути разрешения внешнего или внутреннего конфликта. В идеале консультант лишь ассистирует абоненту в этом вопросе, помогая, но не оказывая давления.
Роль «ТД» очень значима, особенно в ситуации минимальной возможности получить квалифицированную психологическую помощь. В ходе своей профессиональной деятельности консультанты телефонной службы нацелены на решение следующих задач:
-
обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;
-
обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;
-
помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
-
расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
-
информирование абонентов о деятельности иных служб и организаций в рамках имеющихся сведений;
-
направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;
-
разработка и распространение рекламных материалов по информированию населения о деятельности, и предоставляемых услугах службы;
-
анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов и заинтересованных учреждений социальной защиты населения.
Психологическая служба «Детский телефон доверия» функционирует с 1 сентября 2008г. на многоканальном номере (495) 624-60-01. Служба реорганизована на базе сектора «Телефона доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета.
Целью деятельности службы является оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса средствами телефонного консультирования в ежедневном круглосуточном режиме.
За 2009 год работы службы сотрудниками «Детского телефона доверия» принято 10 678 вызовов.
Основные группы проблем, с которыми работают психологи в случаях, когда ребенок является инициатором звонка:
-
семейная проблематика – 12%;
-
отношения со сверстниками – 11%;
-
проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8%;
-
травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5%;
-
суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%;
-
другое – 37%.
Тематика обращений взрослых абонентов в Службу касается:
-
конфликтов родителей и детей (семейной проблематики, в целом) - 35%;
-
учебных проблем детей – 15%;
-
здоровья детей – 11%;
-
конфликтов родителей с администрацией ОУ – 8%;
-
информационных справок о работе Детского телефона доверия – 31%.
За год работы психологи службы приняли 320 обращений от граждан по поводу нарушения прав детей.
Из всех обращений о нарушении прав детей половина обращений содержит информацию о несоблюдении прав детей в семьях, 40% составляют запросы о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях. 10% – сообщения о нарушении прав детей в других социальных институтах.
Подавляющее число обращений о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях поступает от взрослых.
Чаще всего (в 35% обращений, 45 случаев) абоненты службы сообщают о нарушениях прав детей педагогами или воспитателями образовательных учреждений. Упоминается психологическое (эмоциональное) насилие, физическое насилие, а также несоблюдение/игнорирование нужд и потребностей ребенка.
На втором месте по количеству – обращения о нарушении прав детей со стороны администрации образовательного учреждения (34%/44). Преобладают жалобы на попытку исключения из образовательного учреждения, отсутствие реакции со стороны администрации на допущенные ошибки, халатность педагогического состава, повлекшие негативные последствия для детей.
В 25% (32) случаях, когда абоненты сообщают о нарушениях прав детей одноклассниками/старшеклассниками, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев составляет 6-10 лет.
Также поступают жалобы на нарушения требований к помещениям образовательных учреждений (5%/7).
Жалобы на несоблюдение прав детей в семье поступают в половине всех обращений о нарушениях прав детей. В этих случаях дети более активны – от них поступает третья часть сообщений.
Почти половина подобного рода обращений (46%/73) содержит запрос о неудовлетворении значимых потребностей ребенка/подростка: лишение крова, еды, возможности получения образования, социализации.
Также (28%/44) абоненты сообщают о фактах физического насилия в семье: избиения со стороны родителей, братьев, других близких.
Есть (20%/31) обращения, содержащие информацию о психологическом насилии в семье над детьми и подростками.
Существует ряд (8%/13) обращений, когда абоненты подозревают наличие сексуального насилия в семьях: со стороны обоих родителей, мужчин старшего поколения (дедушки).
Помимо сообщений о нарушении прав детей в образовательных учреждениях, семьях, 10% от всех обращений о нарушении прав детей касаются несоблюдения прав детей в других социальных институтах, речь идет об:
-
уходе ребенка из дома/ бродяжничестве;
-
физическом и сексуальном насилии.
Работа службы «Детский телефон доверия» с обращениями по поводу нарушений прав детей всегда индивидуальна, но общая стратегия такова:
-
После прояснения запроса, выяснения находится ли в безопасности абонент – работа по снятию эмоционального напряжения/аффекта, профилактика суицидального поведения.
-
Предоставление абоненту информации о возможных путях решения/выхода из создавшейся ситуации.
-
Определение совместно с абонентом стратегии дальнейших действий. Задача психолога и юриста – ориентировать абонента на конструктивные формы решения проблемы (в т.ч. обращение за помощью в правоохранительные органы, социальные, медицинские, психологические службы).
-
Предоставление информации об учреждениях и службах, компетентных в решении данной проблемы. В случае если абонент решил предоставить информацию о себе, консультант службы передает информацию в соответствующие ведомства. (Например, в службу Уполномоченного по правам ребенка по г. Москве).
Однако существует множество скрытых рисков в проблематике данных обращений. Именно поэтому работу психолога на Телефоне доверия можно назвать стрессовой. В отличие от многих других психологических служб Телефон доверия обладает одной яркой особенностью, а именно – никогда неизвестно заранее, кого психологу придется консультировать. По сути, психолог-консультант должен быть готов к звонку любой степени сложности.
Помимо сложности звонка каждому психологу известна та растерянность, которую всегда сопровождает его внутренний анализ сразу после разговора с кризисным абонентом. Консультант пытается понять, что было, сделано верно, или неверно, проанализировать эффективность. Достаточно редко удается сделать это беспристрастно и объективно. В любом другом случае каждому консультанту необходимо организовать качественный анализ поступившего кризисного звонка.
В процессе психологического консультирования, обратившихся в службу ДТД, делается акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и абонентами службы. Консультанты телефона доверия работают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентов помогать самим себе после окончания консультирования. Конечная цель консультирования абонентов, испытывающих различные жизненные трудности в процессе взаимоотношений с миром и ближайшим окружением, - развитие способности анализировать свои индивидуальные и возрастные особенности, готовности к сознательному поиску наиболее эффективного пути собственного развития.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2306
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 188
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0