Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей

188

Общая информация

Рубрика издания: Актуальные вопросы функционирования телефонов доверия для детей и подростков

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коджаспиров А.Ю. Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

Фрагмент статьи

Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.

Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования   окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.

Полный текст

Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения.

Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования   окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.

В этой ситуации Телефон доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Телефон доверия – это форма психологической помощи, адресованная лицам, находящимся в кризисных состояниях.

Специфика деятельности Телефона доверия связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности – снятие напряжения, которое испытывал клиент, обращаясь к консультантам Телефона доверия. Это напряжение может иметь как внешнее, реактивное (результат конфликта,  утраты), так и внутреннее происхождение (стресс,  кризис,  патологическое  состояние). Другая задача Телефона доверия – помочь абоненту наметить пути разрешения внешнего или внутреннего конфликта. В идеале консультант лишь ассистирует абоненту в этом вопросе, помогая, но не оказывая давления.

Роль «ТД» очень значима, особенно в ситуации минимальной возможности получить квалифицированную психологическую помощь. В ходе своей профессиональной деятельности консультанты телефонной службы нацелены на решение следующих задач:

  • обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;
  • обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;
  • помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
  • информирование абонентов о деятельности иных служб и организаций в рамках имеющихся сведений;
  • направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;
  • разработка и распространение рекламных материалов по информированию населения о деятельности, и предоставляемых услугах службы;
  • анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов и заинтересованных учреждений социальной защиты населения.

Психологическая служба «Детский телефон доверия» функционирует с 1 сентября 2008г. на многоканальном номере (495) 624-60-01. Служба реорганизована на базе сектора «Телефона доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. 

Целью деятельности службы является оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса средствами телефонного консультирования в ежедневном круглосуточном режиме.

За 2009 год работы службы сотрудниками «Детского телефона доверия» принято 10 678 вызовов. 

Основные группы проблем, с которыми работают психологи в случаях, когда ребенок является инициатором звонка:

  • семейная проблематика – 12%;
  • отношения со сверстниками – 11%;
  • проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8%;
  • травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5%;
  • суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%;
  • другое – 37%.

Тематика обращений взрослых абонентов в Службу касается:

  • конфликтов родителей и детей (семейной проблематики, в целом) - 35%;
  • учебных проблем детей – 15%;
  • здоровья детей – 11%;
  • конфликтов родителей с администрацией ОУ – 8%;
  • информационных справок о работе Детского телефона доверия – 31%.  

За год работы психологи службы приняли 320 обращений от граждан по поводу нарушения прав детей.

Из всех обращений о нарушении прав детей половина обращений содержит информацию о несоблюдении прав детей в семьях, 40% составляют запросы о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях. 10% – сообщения о нарушении прав детей в других социальных институтах

Подавляющее число обращений о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях поступает от взрослых.

Чаще всего (в 35% обращений, 45 случаев) абоненты службы сообщают о нарушениях прав детей педагогами или воспитателями образовательных учреждений. Упоминается психологическое (эмоциональное) насилие, физическое насилие, а также несоблюдение/игнорирование нужд и потребностей ребенка.

На втором месте по количеству – обращения о нарушении прав детей со стороны администрации образовательного учреждения (34%/44). Преобладают жалобы на попытку исключения из образовательного учреждения, отсутствие реакции со стороны администрации на допущенные ошибки, халатность педагогического состава, повлекшие негативные последствия для детей.

В 25% (32) случаях, когда абоненты сообщают о нарушениях прав детей одноклассниками/старшеклассниками, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев составляет 6-10 лет.

Также поступают жалобы на нарушения требований к помещениям образовательных учреждений (5%/7).

Жалобы на несоблюдение прав детей в семье поступают в половине всех обращений о нарушениях прав детей. В этих случаях дети более активны – от них поступает третья часть сообщений.

Почти половина подобного рода обращений (46%/73) содержит запрос о неудовлетворении значимых потребностей ребенка/подростка: лишение крова, еды, возможности получения образования, социализации.

Также (28%/44) абоненты сообщают о фактах физического насилия в семье: избиения со стороны родителей, братьев, других близких.

Есть (20%/31) обращения, содержащие информацию о психологическом насилии в семье над детьми и подростками.

Существует ряд (8%/13) обращений, когда абоненты подозревают наличие сексуального насилия в семьях: со стороны обоих родителей, мужчин старшего поколения (дедушки). 

Помимо сообщений о нарушении прав детей в образовательных учреждениях, семьях, 10% от всех обращений о нарушении прав детей касаются несоблюдения прав детей в других социальных институтах, речь идет об:

  • уходе ребенка из дома/ бродяжничестве;
  • физическом и сексуальном насилии.

Работа службы «Детский телефон доверия» с обращениями по поводу нарушений прав детей всегда индивидуальна, но общая стратегия такова:

  1. После прояснения запроса, выяснения находится ли в безопасности абонент – работа по снятию эмоционального напряжения/аффекта, профилактика суицидального поведения.
  2. Предоставление абоненту информации о возможных путях решения/выхода из создавшейся ситуации. 
  3. Определение совместно с абонентом стратегии дальнейших действий. Задача психолога и юриста – ориентировать абонента на конструктивные формы решения проблемы (в т.ч. обращение за помощью в правоохранительные органы, социальные, медицинские, психологические службы).
  4. Предоставление информации об учреждениях и службах, компетентных в решении данной проблемы. В случае если абонент решил предоставить информацию о себе, консультант службы передает информацию в соответствующие ведомства. (Например, в службу Уполномоченного по правам ребенка по г. Москве).

Однако существует множество скрытых рисков в проблематике данных обращений.   Именно поэтому работу психолога на Телефоне доверия можно назвать стрессовой.  В отличие от многих других психологических служб Телефон доверия обладает одной яркой особенностью, а именно – никогда неизвестно заранее, кого психологу придется консультировать. По сути, психолог-консультант должен быть готов к звонку любой степени сложности.

Помимо сложности звонка каждому психологу известна та растерянность, которую всегда сопровождает его внутренний анализ сразу после разговора с кризисным абонентом. Консультант пытается понять, что было, сделано верно, или неверно, проанализировать эффективность. Достаточно редко удается сделать это беспристрастно и объективно. В любом другом случае каждому консультанту необходимо организовать качественный анализ поступившего кризисного звонка.

В процессе психологического консультирования, обратившихся в службу ДТД, делается акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и абонентами службы.  Консультанты телефона доверия работают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентов помогать самим себе после окончания консультирования. Конечная цель консультирования абонентов, испытывающих  различные жизненные трудности в процессе взаимоотношений с миром и ближайшим окружением, - развитие способности анализировать свои индивидуальные и возрастные особенности, готовности к сознательному поиску наиболее эффективного пути собственного развития.

Информация об авторах

Коджаспиров Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, заведующий сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9016-2553, e-mail: teledov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2296
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 188
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0