Тематика обращений замещающих родителей на Телефон Доверия
Общая информация
Рубрика издания: Работа с родителями и взрослыми на детском телефоне доверия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Комлева О.В., Малетина Т.А. Тематика обращений замещающих родителей на Телефон Доверия // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.
Фрагмент статьи
Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации.
Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и является одним из направлений оказания помощи детям и родителям.
Полный текст
Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации.
Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и является одним из направлений оказания помощи детям и родителям.
Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
-
оказание экстренной психологической помощи;
-
телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности;
-
информационное консультирование.
Общее количество обращений за последние три года составило от 200 до 240 звонков. Ежегодно к наиболее часто встречающимся проблемам обращений относятся следующие: проблемы детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье; учебные и профессиональные проблемы; проблемы личностного характера; проблемы психофизиологического и психического развития; сиротство, проблемы замещающей семьи.
МОУ Центр «Развитие» участвует в реализации региональной долгосрочной целевой программы "Дорога к дому", целью которой является укрепление института замещающей семьи, повышение уровня психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и лиц их замещающих, сокращение численности детей, воспитывающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм семейного устройства. В рамках программы предусмотрено оказание помощи консультантами Телефона Доверия родителям, воспитывающим приемных и опекаемых детей. Консультирование на Телефоне Доверия открывает возможности для незамедлительного решения проблем, возникающих у замещающих семей.
В настоящее время звонки на Телефоне принимают 5 психологов - консультантов. Все сотрудники имеют сертификаты повышения квалификации по консультированию на Телефоне Доверия.
На сегодняшний день у родителей, взявших на себя обязанности по воспитанию детей в замещающих семьях, возникает ряд трудностей, которые препятствуют созданию оптимальных условий для их нормального развития. Часто замещающие родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Как показала практика, родители, принявшие на воспитание ребенка, не всегда понимают задачи воспитательной и развивающей работы, являющейся основой в воспитании детей в условиях замещающей семьи, и нуждаются в специальном обучении для выполнения родительских функций.
Тематика обращений на Телефон Доверия замещающими семьями достаточно разнообразна:
-
общение со службами в процессе оформления документов на ребенка;
-
особенности возрастной психологии детей;
-
основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи; виды депривационного поведения детей; возможности реабилитации;
-
общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения;
-
процесс адаптации, стадии, их особенности; определение перехода одной стадии в другую;
-
особенности адаптации родителей; повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации;
-
интерпретация поведенческих проявлений ребѐнка в замещающей семье; основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей;
-
особенности поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;
-
особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей); налаживание отношений с другими детьми в семье;
-
особенности психологии приемных подростков; основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков;
-
тайна усыновления; как и когда, рассказать ребѐнку о его происхождении;
-
идентичность приемного ребенка; проблемы контактов ребѐнка с биологическими родственниками; выработка / корректировка отношения ребѐнка к его биологическим родителям;
-
взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребѐнка, юридические, этические и психологические аспекты;
-
специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.
Рейтинг обращений замещающих родителей на Телефон Доверия выглядит следующим образом:
-
трудности замещающих родителей в воспитании детей – 60%;
-
вопросы, касающиеся образования (проблемы с администрацией школы или с другими педагогами, проблемы устройства ребенка в сад, школу) -18%;
-
вопросы опеки и попечительства, получение социальных выплат – 9%;
-
обращения по вопросам конфликтов с представителями правоохранительных органов и других государственных структур (правомерно ли допрашивали ребенка, можно ли снимать отпечатки пальцев у ребенка и т.д.) – 9%.
-
вопросы жилищного характера – 4%;
Наибольший процент обращений замещающих родителей на Телефон Доверия составляют вопросы по поводу своих детей (60%).
Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (48%): плохая успеваемость, сложности с выполнением домашнего задания, отсутствие дисциплинированности, прогулы; конфликтным поведением («грубит», «отвечает», «не слушается», «поздно приходит домой») – 23%. Кроме того, 12% замещающих родителей беспокоит курение, употребление подростками алкоголя и наркотиков. Невыполнение предъявляемых норм поведения волнует 28% замещающих родителей: частая ложь и обман, проблемы с деньгами, кражи, «невинное присвоение предметов», отказ от посильной работы по дому, невыполнение гигиенических норм, нарушение норм просмотра телепередач и норм сна, всеобщее неподчинение. Одна из наиболее волнующих тем в консультировании – установление доверительных отношения замещающего родителя и ребенка (43%), отношения с биологической семьей – 44% (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Обращения замещающих родителей по вопросам воспитания
детей.
К наиболее частным вопросам замещающих семей к консультанту относятся:
-
какие чувства позволительны, а какие нет в отношении приемного ребенка;
-
как себя вести, если испытываешь по отношению к приемному ребенку негативные чувства;
-
какая степень близости в отношениях с приемным ребенком позволительна;
-
как относиться к прошлому ребенка и его кровным родителям; надо ли поддерживать с ними отношения;
-
как должен называть приемных родителей ребенок – «мама, папа», «тетя, дядя» или «по имени-отчеству»;
-
в какой степени замещающие родители несут ответственность за ребенка и его будущее;
-
какой «отдачи» от него они имеют право ожидать;
-
кем они являются в большей степени: родителями или нанятыми на работу воспитателями;
-
на какую помощь от органов опеки они вправе рассчитывать;
-
вопросы взаимодействия с кровными родителями ребенка.
При анализе обращений замещающих семей, выделяется значительное число родителей, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки и попечительства в решении актуальных проблем замещающей семьи, систематическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.
Таким образом, деятельность Телефона Доверия по оказанию экстренной психологической помощи замещающим семьям очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3274
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 260
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0