Инклюзия: от специального образования к общему
Общая информация
Ключевые слова: региональный опыт внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Архипова С.Н. Инклюзия: от специального образования к общему // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Процесс интеграции в последние годы приобрел системный и упорядоченный характер. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны обязательные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу и осваивающих основную программу начального общего образования [3]. Были предложены коррекционные направления работы: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей [2]. Вышеназванные направления решают социальную интеграцию.
Полный текст
Процесс интеграции в последние годы приобрел системный и упорядоченный характер. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны обязательные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу и осваивающих основную программу начального общего образования [3]. Были предложены коррекционные направления работы: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей [2]. Вышеназванные направления решают социальную интеграцию.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Именно в общеобразовательной школе ребенок с инвалидностью может получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, т. е. социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.
В Якутске идея инклюзивного образования начала реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях активнее, чем в массовых школах. Чтобы принять в общеобразовательную школу детей с инвалидностью, необходимо сформировать материальную среду, в которой люди с проблемами здоровья могли бы чувствовать себя комфортно. Для детей с особыми потребностями в обучении необходимо организовать помощь педагога-дефектолога и тьюторов. Введение педагогического сопровождения — тоже новая для школы педагогическая практика. Главная задача тьютора — оказывать ребенку физическую поддержку, помогать ему перемещаться и налаживать эмоциональный контакт с другими детьми. Педагогическое сопровождение включает в себя работу логопеда, психолога и дефектолога [1]. Для этой работы, на наш взгляд, целесообразно привлекать студентов дефектологических специальностей. Обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе позволит здоровым детям развить толерантное отношение к людям с инвалидностью. Ребята научатся сопереживать и помогать тем, кто в этом нуждается, проявлять свои лучшие человеческие качества.
Дети с инвалидностью при соответствующей поддержке и помощи будут активно участвовать не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе — выступать на концертах, праздниках, участвовать в играх и конкурсах. Исходя из вышеперечисленного, мы думаем, что специальные школы должны постепенно отойти в прошлое, что инклюзивное образование является ступенью эволюции общественного сознания, оно поможет предотвратить дискриминацию в отношении детей с ограниченными возможностями.
Литература
- Киося А. Н., Мельтюхина М. В. Экспериментальная площадка в районе «Южное Бутово» // Инклюзивное образование: учиться вместе реально. — М.: РООИ «Перспектива», 2010. 50 с.
- Малофеев Н. Н, Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология.2010. № 5.
- Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2576
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 60
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3