Инклюзия: от специального образования к общему

46

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Архипова С.Н. Инклюзия: от специального образования к общему // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Процесс интеграции в последние годы приобрел системный и упорядоченный характер. В рамках Фе­деральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. Институтом коррекционной педаго­гики РАО разработаны обязательные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интег­рированных в общеобразовательную школу и осваива­ющих основную программу начального общего обра­зования [3]. Были предложены коррекционные на­правления работы: развитие представлений о собст­венных возможностях и ограничениях, о насущно не­обходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; диффе­ренциация и осмысление картины мира; дифференци­ация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей [2]. Выше­названные направления решают социальную интегра­цию.

Полный текст

Процесс интеграции в последние годы приобрел системный и упорядоченный характер. В рамках Фе­деральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. Институтом коррекционной педаго­гики РАО разработаны обязательные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интег­рированных в общеобразовательную школу и осваива­ющих основную программу начального общего обра­зования [3]. Были предложены коррекционные на­правления работы: развитие представлений о собст­венных возможностях и ограничениях, о насущно не­обходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; диффе­ренциация и осмысление картины мира; дифференци­ация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей [2]. Выше­названные направления решают социальную интегра­цию.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем лю­дям, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образо­вание — процесс развития общего образования, кото­рый подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех де­тей. Именно в общеобразовательной школе ребенок с инвалидностью может получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, т. е. социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

В Якутске идея инклюзивного образования начала реализовываться в дошкольных образовательных уч­реждениях активнее, чем в массовых школах. Чтобы принять в общеобразовательную школу детей с инва­лидностью, необходимо сформировать материальную среду, в которой люди с проблемами здоровья могли бы чувствовать себя комфортно. Для детей с особыми потребностями в обучении необходимо организовать помощь педагога-дефектолога и тьюторов. Введение педагогического сопровождения — тоже новая для школы педагогическая практика. Главная задача тью­тора — оказывать ребенку физическую поддержку, по­могать ему перемещаться и налаживать эмоциональ­ный контакт с другими детьми. Педагогическое сопро­вождение включает в себя работу логопеда, психолога и дефектолога [1]. Для этой работы, на наш взгляд, це­лесообразно привлекать студентов дефектологичес­ких специальностей. Обучение детей с ограниченны­ми возможностями в массовой школе позволит здоро­вым детям развить толерантное отношение к людям с инвалидностью. Ребята научатся сопереживать и по­могать тем, кто в этом нуждается, проявлять свои луч­шие человеческие качества.

Дети с инвалидностью при соответствующей под­держке и помощи будут активно участвовать не толь­ко в учебном процессе, но и во внеклассной работе — выступать на концертах, праздниках, участвовать в иг­рах и конкурсах. Исходя из вышеперечисленного, мы думаем, что специальные школы должны постепенно отойти в прошлое, что инклюзивное образование яв­ляется ступенью эволюции общественного сознания, оно поможет предотвратить дискриминацию в отно­шении детей с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Киося А. Н., Мельтюхина М. В. Эксперименталь­ная площадка в районе «Южное Бутово» // Инклю­зивное образование: учиться вместе реально. — М.: РООИ «Перспектива», 2010. 50 с.
  2. Малофеев Н. Н, Никольская О. С., Кукушки­на О. И. Дети с отклонениями в развитии в общеобра­зовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология.2010. № 5.
  3. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и спе­циальные образовательные учреждения: необходи­мость перемен // Дефектология. 2008. № 2.

Информация об авторах

Архипова Суола Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Северо;Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2539
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0