Спорт как включающая среда

46

Общая информация

Ключевые слова: создание включающей среды

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Петрокович Н.А. Спорт как включающая среда // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

У многих людей, далеких от спорта, сочетание слов «инвалидность и спорт» обычно ассоциируется с массо­вым спортом или с паралимпийскими играми. То есть на одном полюсе видится «спорт для всех», куда приходят для укрепления здоровья, общения, отдыха, развлече­ния и участия в праздниках, фестивалях, вместо сорев­нований. На другом полюсе — спорт высших достиже­ний, или элитный спорт, с основным побудительным мотивом выигрыша, победы, успеха, признания на меж­дународном уровне, когда высшее личное достижение спортсмена становится общенациональным достоянием и вносит свой вклад в поддержание и укрепление авто­ритета страны на международной арене.

Полный текст

У многих людей, далеких от спорта, сочетание слов «инвалидность и спорт» обычно ассоциируется с массо­вым спортом или с паралимпийскими играми. То есть на одном полюсе видится «спорт для всех», куда приходят для укрепления здоровья, общения, отдыха, развлече­ния и участия в праздниках, фестивалях, вместо сорев­нований. На другом полюсе — спорт высших достиже­ний, или элитный спорт, с основным побудительным мотивом выигрыша, победы, успеха, признания на меж­дународном уровне, когда высшее личное достижение спортсмена становится общенациональным достоянием и вносит свой вклад в поддержание и укрепление авто­ритета страны на международной арене.

Но есть еще будничная середина — соревнователь­ный спорт, который в последние годы стараниями чи­новников постепенно превратился в псевдоспорт. Он, как колобок, для массовости «по амбару метён, по сусе­кам скребён» и на «показухе» мешён. Например, в Москве проводятся лично-командные турниры или кубки по пауэрлифтингу среди инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата, куда из разных ок­ругов города привозят людей, далеких как от этого ви­да, так и вообще от спорта. Многие видят штангу на со­ревнованиях впервые в жизни и не знают правил. Но им достаточно лечь под нее и хоть как-то выжать, потому что судьи все равно пожалеют и засчитают. Ведь при­ехал же, пожал. А в соревновании независимо от его ранга, нужна полная самоотдача. Если повезло и в но­минации больше никого не оказалось, то медаль и гра­мота обеспечены. Или спонсоры постарались, тогда призы получат все независимо от результата.

Это — псевдоуспех, причем развращающий. Стоит ли стараться, тренироваться, усиленно работать над техникой, над собой, отказываться от повседневных радостей жизни? Все равно получишь какую-нибудь награду. Большего и не надо. Мотивация успеха и до­стижения, необходимая в спорте, меняется на мотива­цию избегания (я не еду на соревнования, если там бу­дет кто-то сильнее меня) или мотивацию «морковкой» (а что там дадут?).

Конечно, есть спортсмены с сильной мотивацией успеха. Они выступают независимо от отсутствия или наличия соперников, соревнуясь с самими собой и по­казывая свой новый максимальный результат. Непре­менно выигрывая, попадают в сборную команду горо­да для выступления на чемпионате или кубке России. Но ситуация в Москве (и не только) такова, что не­сколько лет подряд победителям предлагают ехать или лететь на чемпионат национального уровня за свой счет. Это какой же силы должна быть мотивация успеха у инвалида? И какой же кошелек? Чаще всего, эти спортсмены уходят из такого спорта — кто трени­ровать других, кто насовсем. А нежизнеспособный псевдоспорт, подобно колобку, катится к своему фина­лу. Чиновники от спорта, породившие его, сами же его и съедают.

Что делать спортсмену, если он любит свой вид спорта, который помогает ему восстанавливать свое физическое состояние, верить в себя и свои силы, быть успешным не только в спорте, но и в жизни? Не оста­ваться же в таком инвалидном спорте, но и не бросать же все. Почему бы не выступать среди здоровых спорт­сменов (не инвалидов), по профессиональным верси­ям, по их правилам? Это не запрещено.

Вот где открывается широкое поле для самоактуа­лизации, для максимального проявления своих спо­собностей, выявления потенциальных возможностей и развития всех необходимых личностных качеств. За­метим, что мотивация, связанная с самоактуализаци­ей, дает устойчивые и прочные результаты не только в спорте, но и в жизни. Ведь мастерство и успешность одинаково востребованы во всех видах человеческой деятельности.

Любой соревновательный спорт относится к регла­ментированной сфере деятельности, в которой спортс­мен должен быть лучшим, независимо от функцио­нальных нарушений, физических ограничений или инвалидности.

Чтобы выигрывать, нужно уметь ставить перед со­бой реальные и достижимые цели, адекватно оценивая свои силы и возможности. Но достигать этих целей можно только мобилизацией всего ресурса: интеллек­туального, физического, психического, волевого, эмо­ционального и пр.

Чтобы побеждать, нужно научиться владеть свои­ми эмоциями и чувствами, сохранять спокойствие и уверенность в себе, не сдаваться, не терять надежды и бороться до конца исходя из поставленной цели, но с учетом соревновательной ситуации.

Чтобы спокойно, уверенно и стабильно двигаться вперед, конечно, нужно иметь сильную внутреннюю мотивацию независимо от внешней мотивации, обсто­ятельств или мнения окружающих, и следует научить­ся позитивному мышлению. Такое мышление настра­ивает на победу, но при этом не исключает возможно­го проигрыша и рассматривает его как сигнал для дальнейшей корректировки тренировочного процесса. Конструктивное отношение к проигрышу учит видеть и исправлять свои ошибки, спокойно относиться к критике, впредь не переоценивать уровень своей под­готовки, продолжать запланированную работу, наце­ленную на победу. Сюда очень точно ложатся слова Ричарда Баха: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, важно, как проиграем и как благодаря этому изменим­ся, что нового вынесем для себя, как сможем прило­жить это в других играх. Странным образом пораже­ние оборачивается победой».

А теперь рассмотрим пример из жизни. У спортс­мена ДЦП, II группа инвалидности. Он подошел к чемпионату России в хорошей форме, но не захотел лететь в отдаленный город за свой счет. Чуть позже в Москве проводится чемпионат Европы по пауэрлиф-тингу и жиму лежа среди здоровых спортсменов по профессиональной версии GPA. Не пропадать же доб­ру, и он подает заявку туда, выступает на общих осно­ваниях, становится серебряным призером. По их пра­вилам, без поблажек и без всяких там отдельных при­зов «за волю к победе».

В результате повышается самооценка, усиливается мотивация успеха и продолжается усиленная работа над собой. В тренировки включается больше упражне­ний для развития силы мышц ног и спины, потому что жать штангу нужно стоя на «мосту», прогнувшись в спине и опустив ноги вниз с полноценной опорой на ступни, а не лежа плашмя всем телом на скамье, как того требовали паралимпийские правила, по которым он выступал раньше.

Лиха беда — начало. Через три месяца — выступле­ние на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу и жиму лежа по профессиональной версии WPC, тоже среди здоровых, и пятое место. Еще через два месяца — пер­вое место на турнире WPC «ПРОдвижение» и выпол­нение норматива кандидата в мастера спорта среди здоровых (дополнительно к давно полученному зва­нию кандидата в мастера спорта среди инвалидов).

Постепенно приходит признание, уважение и включение в среду здоровых и сильных людей. Но что­бы стать своим среди ставших своими, нужно не про­сто соответствовать им по спортивным результатам. Очень важны личностные, чисто человеческие качест­ва. Если решил выступать по их правилам, то и не «лезь в монастырь со своим уставом», не требуй льгот по стартовым взносам. Все в пределах установленных правил. Тогда и взносы не возьмут, и появится стул ближе к помосту, и помогут выйти на него, потому что они — люди и видят проблемы с твоими ногами и ходьбой. А если не догадываются, то не грех и попро­сить. Главное — не «качать права». Если выиграл у со­перника, который накануне заявлял, что проиграть ин­валиду — позор, то лучше подружиться с ним, чем зло­радствовать и торжествовать. И показать тем самым, что вы равны. Если судишь на их соревнованиях, то будь справедливым и суди строго по правилам, а не отыгрывайся на них за свою инвалидность. Тогда не­пременно позовут судить еще и еще раз. А в некоторых ситуациях потянутся за тобой.

Вернемся к вышеприведенному примеру и к нашему спортсмену с ДЦП. Через четыре месяца он решил вы­ступить на чемпионате Подмосковья, но не только лич­но за себя, а и за команду клуба, где он иногда трениру­ется. Члены этого клуба долго не могли определиться, хотят они выступать или не очень хотят. После его предложения стало стыдно отказываться. Они отложи­ли свои дела, выступили командой и заняли седьмое ко­мандное место из семнадцати возможных. А он стал первым в личном зачете и принес команде 12 очков. Спустя какое-то время с тренером случилась личная бе­да. Наш спортсмен поставил буквально «на уши» всю команду, чтобы помочь ему. И помогли.

Так, помогая другим, помогаешь себе. Не только в спорте, но и в обычной жизни, в быту. Когда надо по­советоваться, проконсультироваться, просто что-то тяжелое передвинуть в квартире, отвезти, привезти, навряд ли кто-нибудь из этих сильных ребят откажет в помощи. Но не потому, что инвалид, а потому, что че­ловек.

В итоге образуется то, что некоторые называют «инклюзивной, или включающей средой». Хотя в рас­смотренном случае правильней говорить о «личност­ной инклюзии», когда, самоактуализируясь, включа­ешься сам и тебя принимают, когда появляется «общ­ность» людей с взаимной симпатией и уважением, об­щими интересами, взаимодействием, взаимопомощью. В спорте иначе не получится. Можно создать все усло­вия, учитывающие все особенности инвалидов, но не получить самого главного — желания работать как на результат, так и над собой. Кроме того, большой спорт по своей сути разделен изначально. Можно проводить Олимпийские и Паралимпийские игры в одном месте, но не вместе. Конечно, есть примеры, когда инвалиды успешно выступают одновременно как на Олимпий­ских, так и Паралимпийских играх. Но это как раз пример их выбора и личностного включения, а не на­оборот.


Информация об авторах

Петрокович Николай Александрович, с.н.с. лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью ИПИО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2662
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0