Координация деятельности специалистов в окружной инклюзивной практике
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Войтик Т.Н. Координация деятельности специалистов в окружной инклюзивной практике // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В настоящее время в изменяющейся системе специального образования инклюзивное образование выполняет важную социальную функцию, заключающуюся в содействии оздоровлению общества. Постепенно изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, приходит убеждение, что необходимо сосуществование людей с разными физическими и психическими возможностями. Изменяющееся общество ищет всевозможные пути оказания такой поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, которая в конечном итоге способствовала бы их вступлению в разнообразные формы равноправного сотрудничества в деятельности, в успешной социализации.
Полный текст
В настоящее время в изменяющейся системе специального образования инклюзивное образование выполняет важную социальную функцию, заключающуюся в содействии оздоровлению общества. Постепенно изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, приходит убеждение, что необходимо сосуществование людей с разными физическими и психическими возможностями. Изменяющееся общество ищет всевозможные пути оказания такой поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, которая в конечном итоге способствовала бы их вступлению в разнообразные формы равноправного сотрудничества в деятельности, в успешной социализации.
Необходимо учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья являются полиморфной и крайне разнообразной группой, следовательно, различаются и их образовательные потребности, так как они задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. Следовательно, специфика развития детей должна найти свое отражение в структуре и содержании образования в общеобразовательном процессе.
При решении таких задач в системе образования возникает множество проблем. Одна из них — подготовка, переподготовка и профессиональное сопровождение педагогических кадров для реализации разных форм инклюзивного и интегрированного образования.
В настоящее время в Институте проблем интегра-тивного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета организованы переподготовка, курсы повышения квалификации по организации инклюзивного и интегра-тивного образования для педагогов, кураторов, специалистов, работающих с инклюзивными классами или группами.
Но учитывая специфику курсов повышения квалификации, учителя образовательных учреждений понимают, что объем полученных знаний недостаточен для организации конкретного урока в классе, где присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Они отмечают ощутимые пробелы в теоретической и практической подготовке, самостоятельное заполнение которых в ходе практической работы может затянуться на длительное время.
Решение поставленных перед учителем задач зачастую характеризуется тем, что, с одной стороны, он не может спрогнозировать и вовремя предотвратить возникающие затруднения в своей работе. В данной ситуации учитель замечает проблемы только тогда, когда непосредственно сталкивается с ними, а иногда и позднее, когда, накапливаясь и усугубляясь, они превращаются в трудноразрешимые. С другой стороны, нередко при решении профессиональных задач учитель опирается только на собственные знания, теоретическую и практическую подготовку без учета аналогичного опыта, уже накопленного (хоть и не в достаточной мере) учителями других школ.
Перед учителем образовательного учреждения ставится чрезвычайно широкий круг задач, подразумевающий взаимодействие с различным возрастным и социальным контингентом, разнообразные виды деятельности, использование различных технологий педагогической работы. Кроме того, учитель класса, где осуществляется инклюзивная форма образования, должен быть профессионалом не только в области детской педагогики, но и в таких областях, как специальная педагогика и специальная психология, что предъявляет особые требования к уровню его профессиональной подготовки. И, наконец, учитель инклюзивного класса в своей деятельности должен ориентироваться на индивидуальный подход, быть нацелен на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка.
Все это требует от педагога систематического приобретения новых знаний, совершенствования практических умений, расширения профессиональных возможностей, постоянного профессионального и личностного роста.
В данной ситуации необходимо организовать единое пространство для взаимодействия учителей образовательных учреждений, которое позволит приобщиться к опыту более опытных коллег, получить ответы на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятельности.
Возможность представлять свои достижения и творческие находки, обсуждать их с единомышленниками, получать оценку своей деятельности со стороны компетентных специалистов стимулирует творчество педагога, способствует повышению профессиональной мотивации. В общении с коллегами можно не только поделиться своими успехами, но и рассказать о своих трудностях и неудачах, обсудить проблемы. Общеизвестно, что для специалистов, особенно начинающих, чрезвычайно поддерживающим оказывается понимание, что сложности, с которыми он сталкивается в работе, не являются его индивидуальной проблемой, обусловленной профессиональной некомпетентностью, что многие учителя испытывают те же трудности и успешно их преодолевают. Коллективное обсуждение проблем позволяет принять их существование, отреагировать эмоционально, наметить пути решения и приступить к действию.
В организации единого пространства для взаимодействия учителей, а также разнопрофильных специалистов образовательных учреждений основную роль должны сыграть ресурсные центры. Ресурсный центр инклюзивного образования позволит расширить круг задач, решаемых в рамках всей системы инклюзивного образования.
С целью создания единого поля для специалистов, работающих в системе инклюзивного образования, ресурсный центр решает следующие задачи:
-
развитие профессиональной компетентности специалистов, его умения самостоятельно организовывать педагогическую работу в образовательном учреждении;
-
содействие профессиональному совершенствованию педагогов через ознакомление и обучение новым технологиям, формам, методам работы;
-
распространение передового опыта учителей, развитие системы взаимодействия в профессиональном сообществе;
-
личностная поддержка учителей как профилактика профессионального выгорания;
-
сбор качественной информации (откликов, отзывов, пожеланий, запросов) с последующим анализом и реализацией в составлении методических и программных материалов, в определении актуальных вопросов для обсуждения на круглых столах ит.д.
-
разработка и внедрение обучающих программ для начинающих педагогов.
В настоящее время ресурсные центры только начинают выстраивать свою деятельность. Но уже и сейчас мероприятия, проводимые специалистами для педагогов образовательных учреждений, работающих в системе инклюзивного образования, как правило, дают богатый материал, отражающий актуальные проблемы и тенденции развития инклюзивной среды. Отзывы и предложения, замечания и пожелания, а иногда и совершенно четкие идеи решения, звучащие в ходе взаимодействия педагогов, очень важны для организаторов таких встреч. Основная задача специалистов ресурсного центра, проводящего это мероприятие, не пропустить полученную информацию, услышать, поддержать, использовать ее в осуществлении сопровождения работы учителей образовательных учреждений.
Внимательное и заинтересованное отношение к предложениям педагогов позволяет не только отслеживать актуальную ситуацию, но и прогнозировать перспективы и возможные проблемы в работе школ в системе инклюзивного образования.
Таким образом, организация пространства взаимодействия педагогов друг с другом является мощным фактором профессионального роста, личностной поддержки и профилактики профессионального выгорания.
Как и любая динамичная структура на пути своего развития, система инклюзивного образования сталкивается с целым рядом многообразных проблем, которые в той или иной мере решаются каждым образовательным учреждением. И именно ресурсные центры в состоянии помочь решить многие проблемы образовательных учреждений. Создание единого пространства, подготовка кадров поможет:
-
сформировать адекватное отношение к появлению особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить такого ребенка;
-
раскроет потенциальные возможности обучения «нетипичных» детей;
-
сформирует понимание особенностей психического развития детей, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности;
-
поможет наладить взаимодействие с родителями и близким окружением, научит сотрудничеству и партнерству;
-
познакомит педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения, даст им представление о действующей системе специального образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2105
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 39
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0