Образ мира и Я-образы виктимных подростков

51

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ситников В.Л., Стреленко А.А. Образ мира и Я-образы виктимных подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Как известно, проблема человека-жертвы не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания. Наряду с частью социально-гуманитарных дисциплин психология также не остается безразличной к данной проблеме. Наиболее значимым в плоскости изучения этой темы оказывается вопрос, связанный с изучением причин, вызывающих провокационное поведение жертвы.

В настоящее время определено, что причины, которые могут обуславливать возникновение позиции жертвы, связаны как с объективными факторами, так и с некоторыми субъективными предпосылками превращения человека в реальную жертву неблагоприятных условий социализации.

Полный текст

Как известно, проблема человека-жертвы не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания. Наряду с частью социально-гуманитарных дисциплин психология также не остается безразличной к данной проблеме. Наиболее значимым в плоскости изучения этой темы оказывается вопрос, связанный с изучением причин, вызывающих провокационное поведение жертвы.

В настоящее время определено, что причины, которые могут обуславливать возникновение позиции жертвы, связаны как с объективными факторами, так и с некоторыми субъективными предпосылками превращения человека в реальную жертву неблагоприятных условий социализации.

Социализируясь в обществе других людей, человек не только видит и воспринимает мир через образы и в образах, но и наяву строит свой мир в образах. В зависимости от формирующейся картины мира человек воспринимает и устанавливает отношения с другими так, как это себе представляет.

Изучая Я-образы подростков (юношей и девушек), переживших сексуальное насилие, мы выявили, что в Я-образах юношей, переживших сексуальное насилие, по сравнению с девушками, достоверно преобладают характеристики интеллектуально-творческого плана, в то же время, в Я-образах девушек, переживших сексуальное насилие, значимо больше внимания уделяется телесным характеристикам.

Как известно, именно тогда, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик и физические данные начинают сильно волновать подростка, соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Вероятно, поэтому для девушек особо важную роль играют телесные характеристики.

Таким образом, в рамках половых различий Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. И эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин.

Однако направленность на свой физический облик у девушек может быть связана не только с возрастными особенностями, но и с ситуативными, в частности с ситуацией насилия. После его воздействия девушки могут осознавать, что собственное тело становится не только их самостью, но и достоянием других. Поэтому могут возникать ощущения отделения своего тела от мыслей. Специалисты такое состояние называют диссоциацией. Суть его заключается в выключенности (безразличии ко всему), как правило, кратковременной. Но если подросток не сможет найти более конструктивных способов адаптации и не выработает другой защитный механизм, это может повлечь к серьезным проблемам личностной сферы.

В сравниваемых группах девушек (группа девушек, переживших сексуальное насилие, и группа девушек – учащихся общеобразовательных средних школ) обнаружились существенные различия по интеллектуальной характеристике Я-образов и социальному интеллекту. Что касается интеллектуальной характеристики и социального интеллекта, в отношении прогнозирования ситуации, предвосхищения тех событий, в которых могут оказываться подростки, по-видимому, будут в выигрыше девочки средних школ. На наш взгляд у учащихся общеобразовательных школ, по сравнению с подростками, подвергавшихся сексуальному насилию, это связано с тем, что в анамнезе отмечаются наиболее благоприятные обстоятельства для развития интеллекта. Это условие, несомненно, является значимым для развития детей и подростков. Можно предположить, что отсутствие соответствующих условий сказывается на том, что у девушек - жертв сексуального насилия существенно слабее проявляются такие способности, как определение успешности оценки и прогнозирования поведения людей. Что и является дополнительным виктимогенным фактором, провоцирующим посягательства на их половую неприкосновенность (Стреленко, 2009).

Таким образом, Я-образ виктимного подростка имеет свои отличительные особенности, связанные с формированием его образа мира до/после воздействия сексуального насилия. Скорее всего, недостаточная степень дифференциации Я-образа виктимного подростка будет значительно затруднять формирование в его сознании дифференцированного образа мира, т.е. предметного обобщения текущих взаимоотношеий человека и мира, частью которого он является.

Информация об авторах

Ситников Валерий Леонидович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербург, Россия

Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» (УО ВГУ), докторант, УО «Белорусский государственный университет» (УО БГУ), Витебск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9765-5430, e-mail: strelenko@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1737
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1