Особенности восприятия образа женщины и ребенка у лиц, совершивших различные типы сексуальных правонарушений

33

Общая информация

Рубрика издания: Клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Серов А.Д., Сыроквашина К.В. Особенности восприятия образа женщины и ребенка у лиц, совершивших различные типы сексуальных правонарушений // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В последние десятилетия особое внимание при изучении факторов риска формирования сексуального делинквентного поведения уделяется такому фактору, как искажение когнитивного и эмоционального восприятия образа жертвы. Целью нашего исследования является выявление особенностей восприятия образа женщины и ребенка у лиц, совершивших различные типы сексуальных правонарушений.

Полный текст

В последние десятилетия особое внимание при изучении факторов риска формирования сексуального делинквентного поведения уделяется такому фактору, как искажение когнитивного и эмоционального восприятия образа жертвы. Целью нашего исследования является выявление особенностей восприятия образа женщины и ребенка у лиц, совершивших различные типы сексуальных правонарушений.

Нами были использованы следующие методики: «МиФ» (Маскулинность и фемининность), ЦТО (Цветовой тест отношений), методика «Кодирование» и один из блоков методики SONAR (The Sex Offender Need Assessment Rating – шкала оценки потребностей сексуальных правонарушителей), оценивающий аттитюды по отношению к изнасилованиям женщин и сексуальным домогательствам, направленным против детей. Контингентом нашего исследования стали лица, совершившие сексуальные правонарушения и проходившие экспертизу в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (22 человека) и лица, совершившие сексуальные правонарушения и находящиеся на принудительном лечении в психиатрической клинике города Орел (10 человек). Всего было обследовано 32 мужчины в возрасте от 19 до 63 лет (средний возраст – 36 лет). Среди них 12 обвиняются по статьям, связанным с неправомерными действиями сексуального характера по отношению к женщинам, а 20 – по отношению к несовершеннолетним.

Полученные результаты свидетельствуют, что для лиц, совершивших сексуальные правонарушения против женщин, образ женщины и образ ребенка являются эмоционально насыщенными и значимыми. Модальность этих эмоций может быть различной, но почти всегда отношение к образу женщины содержит в себе, по крайней мере, часть положительных характеристик (в случае амбивалентного отношения). Также было обнаружено, что лицами, совершившими сексуальные правонарушения против женщин, образ женщины воспринимается в значительно большей степени сексуально привлекательным, чем представителями другой группы правонарушителей. Для лиц, совершивших сексуальные правонарушения против детей, напротив, свойственна слабая эмоциональная насыщенность образов ребенка и женщины. Можно также сделать вывод о слабой дифференцированности половозрастных образов в целом у представителей данной группы лиц.

Среди лиц, совершивших изнасилования женщин, чаще обнаруживался высокий уровень согласия с высказываниями, приписывающими женщинам желание быть изнасилованными (67%), чем среди лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, связанных с сексуальными действиями против несовершеннолетних (35%). Однако различия между группами статически не значимы, в целом, можно говорить, что большая часть респондентов в обеих группах показала толерантность к данным установкам (лишь один человек показал низкий уровень согласия).

При оценке аттитюдов по отношению к сексуальным домогательствам, направленным против детей, 56% лиц, совершивших сексуальные правонарушения против несовершеннолетних, показали высокий уровень согласия с высказываниями, приписывающими детям желание совершать сексуальные действия с взрослыми. При этом в подгруппе лиц, совершивших правонарушения, направленные против женщин, высокий уровень согласия с подобными высказываниями показал только один испытуемый. Различия между группами являются статически значимыми (p<0,05).

В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о том, что наличие когнитивных искажений в установках относительно поведения детей является отличительным признаком для группы испытуемых, совершивших сексуальные действия по отношению к несовершеннолетним. Кроме того, включенность негативных сексуальных аттитюдов в когнитивную сферу индивида не только вносит определенный вклад в формирование делинквентного сексуального поведения, искажая образ жертвы путем приписывания ей инициативы и ответственности за происходящие сексуальные действия, но и может оказывать влияние на выбор типа жертвы.

Информация об авторах

Серов Александр Дмитриевич, аспирант кафедры юридической психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: serov-up@narod.ru

Сыроквашина Ксения Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3172-6130, e-mail: syrokvashina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1569
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 33
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0