Интернет-зависимость и склонность к девиантному поведению

351

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бобышева Е.О. Интернет-зависимость и склонность к девиантному поведению // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В настоящее время персональный компьютер стал электронным средством, вошедшим в семейный быт, и человек не может быть исключён из этого средового информационного поля. Уход в виртуальность – это одна из сложных проблем сегодняшнего человечества. Последние годы характеризуются распространением малоизвестных ранее форм зависимостей. К ним относятся такие характерные для подростков и молодёжи зависимости, как зависимость от компьютерных игр и Интернета. Речь идет о так называемой Интернет-зависимости, которая возникла за рубежом еще в конце 1980-х. Интернет-зависимость проявляется в том, что подростки настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от реальности. С помощью компьютерной игры в Интернете подростки реализуют уход от себя настоящего. Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности подростков, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном. Это влечёт за собой ряд серьёзных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки.

Полный текст

В настоящее время персональный компьютер стал электронным средством, вошедшим в семейный быт, и человек не может быть исключён из этого средового информационного поля. Уход в виртуальность – это одна из сложных проблем сегодняшнего человечества. Последние годы характеризуются распространением малоизвестных ранее форм зависимостей. К ним относятся такие характерные для подростков и молодёжи зависимости, как зависимость от компьютерных игр и Интернета. Речь идет о так называемой Интернет-зависимости, которая возникла за рубежом еще в конце 1980-х. Интернет-зависимость проявляется в том, что подростки настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от реальности. С помощью компьютерной игры в Интернете подростки реализуют уход от себя настоящего. Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности подростков, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном. Это влечёт за собой ряд серьёзных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки.

Мы предположили, что Интернет-зависимость представляет собой одну из форм девиантного поведения, а также что существует связь между Интернет-зависимостью и склонностью к отклоняющемуся поведению у подростков. В качестве частной гипотезы предполагалось, что формированию Интернет-зависимости способствуют определенные индивидуально-психологические особенности. Для проверки этих гипотез было проведено эмпирическое исследование. Материалом исследования послужили данные психологического обследования 60 учащихся гимназии с условно нормативным поведением (30 девочек и 30 мальчиков) и 20 учащихся специальной школы для подростков с девиантным поведением (8 девочек и 12 мальчиков), средний возраст испытуемых 14,51±0,95 лет.

В исследовании использовались тест на «Интернет-зависимость» (Никитин, Егоров, 2005) и опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) (Орел, 1999). Специально разработанная анкета применялась для определения игр, в которые играют подростки. Обработка велась методами математической статистики, а также качественного анализа характера и классов предпочитаемых подростками компьютерных игр.

В процессе исследования были получены данные о взаимосвязи между Интернет-зависимостью и девиантным поведением, о различиях в группах подростков с условно нормативным поведением и девиантным поведением по степени выраженности Интернет-зависимости, по предпочтениям компьютерных игр, а также по характеру и степени выраженности индивидуально-психологических особенностей, способствующих возникновению Интернет-зависимости.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что подростки с девиантным поведением более склонны к Интернет-зависимости, чем их сверстники с условно нормативным поведением. В исследовании было установлено, что существует статистически значимая связь между Интернет-зависимостью и девиантным поведением, проявившаяся как в условно нормативной, так и в девиантной выборках. Обнаружены различия между группами по характеру предпочитаемых игр. В условно нормативной выборке предпочтения подростками отдаются спортивным компьютерным играм, а в девиантной – играм типа «преследование-избегание». Степень выраженности зависимости от игр типа «преследование-избегание» у подростков в девиантной группе также выше, чем у условно нормативной группы подростков. Следует отметить, что данный класс игр отличается наибольшей агрессивностью, кроме того характеризуется включенностью в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия, что способствует идентификации играющего с компьютерным персонажем.

Анализируя показатели по Интернет-зависимости и шкале волевого контроля эмоциональных реакций, мы можем констатировать у девиантных подростков низкий волевой контроль, значимо отличающий их от условно нормативной группы и свидетельствующий о слабости механизмов сдерживания как по отношению к игре в Интернете, так и при реализации других девиантных поведенческих проявлений.

В дальнейшем возможно более подробное изучение взаимосвязи между Интернет-зависимостью и отклоняющимся поведением у подростков. Результаты исследования могут быть использованы для выявления индивидуально-психологических особенностей, способствующих возникновению Интернет-зависимости, а также для более детального определения и описания связи Интернет-зависимости и девиантного поведения.

Информация об авторах

Бобышева Елена Олеговна, психолог, преподаватель психологии ГОУ Центра развития ребенка детского сада № 1129 Южного Окружного Управления Департамента Образования города Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5006
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 351
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1