Значение семьи в формировании у детей навыков адаптации в социуме

31

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Поликашкина Е.А. Значение семьи в формировании у детей навыков адаптации в социуме // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В России в основных сферах жизнедеятельности детей возникают проблемы, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности. Лабильность общества, связанная со сложной историей России, экономическими и социальными кризисами, привела к тому, что на протяжении десятилетий в нашей стране не было возможностей ориентироваться на образцы для создания модели благополучной семьи. По настоящее время семья как социальный институт постоянно претерпевает изменения. Из-за этого сама личность родителя, как и наше общество, остается нестабильной и очень переменчивой, что сильно отражается на формировании морального сознания детей, а также является для них источником психотравмирующих переживаний, что может повлечь развитие у детей различных психических отклонений, социальную дезадаптацию и породить девиантное поведение. Учитывая, что долгое время психологические аспекты семьи оставались без внимания, существенным является вопрос, как именно родители влияют на формирование личности ребенка, и какие факторы семейного воспитания сказываются на отклонениях в поведении детей и нарушениях их социальной адаптации.

Полный текст

В России в основных сферах жизнедеятельности детей возникают проблемы, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности. Лабильность общества, связанная со сложной историей России, экономическими и социальными кризисами, привела к тому, что на протяжении десятилетий в нашей стране не было возможностей ориентироваться на образцы для создания модели благополучной семьи. По настоящее время семья как социальный институт постоянно претерпевает изменения. Из-за этого сама личность родителя, как и наше общество, остается нестабильной и очень переменчивой, что сильно отражается на формировании морального сознания детей, а также является для них источником психотравмирующих переживаний, что может повлечь развитие у детей различных психических отклонений, социальную дезадаптацию и породить девиантное поведение. Учитывая, что долгое время психологические аспекты семьи оставались без внимания, существенным является вопрос, как именно родители влияют на формирование личности ребенка, и какие факторы семейного воспитания сказываются на отклонениях в поведении детей и нарушениях их социальной адаптации.

С целью ответа на эти вопросы и изучения роли семьи в социальной адаптации ребенка, нами было проведено исследование субъективного мнения детей с просоциальным, девиантным и делинквентным поведением об их семьях, а также исследование особенностей и уровня их социальной адаптации. Основная гипотеза заключалась в предположении о том, что у детей с девиантным и делинквентным поведением имеется высокий уровень дезадаптивности, в отличие от детей с просоциальным поведением, опосредованный неблагоприятными факторами семейного воспитания.

В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 12 до 17 лет, являющиеся учениками средней общеобразовательной школы, специальных общеобразовательных школ открытого типа и специальной школы закрытого типа. Для проверки гипотезы были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) Орел А.Н, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Вассерман Л.И. (методика «Подростки о родителях»), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К. и Даймонда Р., проективная методика "Семейная социограмма", а также анкета, направленная на выявление интересов, потребностей, жизненных ценностей и установок детей.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, обнаруживается значимая связь факторов семейного воспитания с успешностью адаптации детей. Во-вторых, у детей с девиантным и делинквентным поведением имеется высокий уровень дезадаптивности, в отличие от детей с просоциальным поведением, опосредованный неблагоприятными факторами семейного воспитания. В-третьих, в семьях детей с девиантным и делинквентным поведением имеется высокая директивность со стороны родителей, а также повышена враждебность родителей в воспитании детей, что обуславливает снижение принятия ими других людей, высокий уровень эмоционального дискомфорта и эскапизма, приводит к дезадаптации. Результаты исследования доказывают, что семья влияет на ребенка значительно больше, нежели другие факторы.

Неопределенность социума и его воздействий на семью как социальный институт отрицательно сказывается на ее функциональности, воспитании и развитии детей, так как неустойчивая семья с внутренними противоречиями не может обеспечить устойчивое воспитание ребенка. Именно поэтому при коррекции дезадаптации необходимо делать акцент на восстановлении оптимального взаимоотношения личности ребенка и среды, посредством восстановления семейных отношений, чтобы ребенок мог реализовать потенциальные возможности своего возрастного развития, способности к самореализации и личностному росту, что впоследствии повысит успешность функционирования ребенка в обществе и исключит его социальную дезадаптацию.

Информация об авторах

Поликашкина Евгения Александровна, выпускница факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1481
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0