Представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии

25

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шипшина О.С. Представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Существует достаточно большое количество факторов, которые влияют на возможную криминализацию несовершеннолетнего. Подобные факторы могут быть разного порядка, относиться как к макросоциальному, микросоциальному уровню, так и непосредственно к индивидуальным особенностям конкретного несовершеннолетнего. Одним из наиболее важных факторов риска является семейная ситуация, в которой находится несовершеннолетний. Семья может оказать решающее значение при формировании делинквентного поведения у несовершеннолетних.

В настоящее время для оценки риска совершения несовершеннолетними преступлений используются различные структурированные методы, которые включают в себя набор различных факторов риска, а также, в некоторых случаях, защитных факторов, которые оцениваются специалистом. Среди наиболее известных методов можно выделить SAVRY, HCR-20, RNA и т.д. Каждый из этих методов выделяет семью и взаимоотношения в семье как один из наиболее значимых факторов риска криминализации несовершеннолетнего.

Полный текст

Существует достаточно большое количество факторов, которые влияют на возможную криминализацию несовершеннолетнего. Подобные факторы могут быть разного порядка, относиться как к макросоциальному, микросоциальному уровню, так и непосредственно к индивидуальным особенностям конкретного несовершеннолетнего. Одним из наиболее важных факторов риска является семейная ситуация, в которой находится несовершеннолетний. Семья может оказать решающее значение при формировании делинквентного поведения у несовершеннолетних.

В настоящее время для оценки риска совершения несовершеннолетними преступлений используются различные структурированные методы, которые включают в себя набор различных факторов риска, а также, в некоторых случаях, защитных факторов, которые оцениваются специалистом. Среди наиболее известных методов можно выделить SAVRY, HCR-20, RNA и т.д. Каждый из этих методов выделяет семью и взаимоотношения в семье как один из наиболее значимых факторов риска криминализации несовершеннолетнего.

Нами был использован адаптированный и модифицированный вариант метода RNA – Оценки риска/потребностей (ОРП, Risk/Needs Assessment, Д. Эндрюс, Дж. Бонта, Р. Хоуг) – СТОРР (Структурированная оценка риска и ресурсов). Он рассматривает восемь групп факторов риска: прошлые и настоящие правонарушения/решения суда; семейные обстоятельства/выполнение родительских функций; образование/трудовая занятость; отношения со сверстниками; злоупотребление психоактивными веществами; свободное время/досуг; личность/поведение; установки/социальные ориентации, а также четыре группы дополнительных факторов (социально-психологические факторы, проблемы физического и психического здоровья, личностные проблемы, предыстория криминализации). Поскольку предметом нашего исследования являлись представления несовершеннолетних осужденных о семье, нас интересовало, насколько полно отражает СТОРР семейные обстоятельства в генезисе противоправного поведения. В СТОРР данный фактор включает в себя такие показатели, как отсутствие должного контроля, трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка, применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов, непоследовательное воспитание, плохие взаимоотношения отец-ребенок, плохие взаимоотношения мать-ребенок. Из дополнительных факторов (социально-психологические факторы риска) уточнить семейные обстоятельства могут такие факторы, как эмоциональные проблемы в семье, алкоголизация родителей, криминальный опыт родителей и некоторые другие. Источниками информации для оценки являются интервью (беседа) с родителями и подростком, характеризующий материал с места учебы и места жительства, меддокументация, информация, полученная от учителей, друзей, данные психологического (психодиагностического) исследования и т.д. Как показывает практика, при оценке семейного фактора специалисты опираются на формальные, «социологические» данные (возраст, образование, занятость родителей). При этом такие данные не отражают качественное своеобразие семейного воспитания, отношение к ребенку, взаимоотношения в семье. Нас интересовало «психологическое наполнение» данного фактора, и, прежде всего, «взгляд изнутри» – то, как сами несовершеннолетние оценивают своих родителей и методы их воспитания. Нас также интересовало, насколько эти представления будет соответствовать оценкам специалистов и дополнять их. Для этого была использована методика «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына), которая изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Результаты методики отражают как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков, образы, которые создают подростки о воспитательной практике родителей. В исследовании приняло участие 105 человек в возрасте от 15 до 18 лет, отбывающих наказание в Азовской воспитательной колонии. Испытуемые были разделены на три группы в зависимости от уровня риска по фактору «семейные обстоятельства/выполнение родительских функций»: низкий, средний и высокий. Получены результаты по шкалам позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности и проведен их качественный анализ. По всем группам результаты оказались практически равными. Так, по шкале позитивного интереса (как при оценке матери, так и отца) были получены низкие показатели (1 Ст.), что отражает отсутствие позитивного интереса со стороны родителей, который заключается в построении отношений, основанных на взаимном уважении, поддержке, построении адекватных эмоциональных контактов, дружеского общения. Также во всех группах были получены высокие показатели по шкале враждебности (как при оценке матери, так и отца), что свидетельствует об агрессивности и чрезмерной строгости в межличностных отношениях, неприятии ребенка, эмоциональной холодности. Высокие показатели по шкале непоследовательности во всех группах (как при оценке матери, так и отца), указывают на восприятие испытуемыми линии воспитания как непредсказуемого чередования разнонаправленных тенденций, непредсказуемости реакций на свое поведение.

Таким образом, на основе полученных результатов можно говорить, что:

  1. «Семейные» факторы риска СТОРР, без проведения специального исследования представлений несовершеннолетних о семье, недостаточно точно отражают степень риска, связанного с семейными проблемами. По большинству параметров оценки данный показатель является латентным, скрытым, что может приводить к неточной либо искаженной картине влияния семьи на противоправное поведение несовершеннолетнего, а также проблемам при оценке ресурсов по данным факторам.
  2. «Внешняя» оценка семейных обстоятельств не всегда отражает существующие риски, может входить в противоречие с «внутренней» оценкой самого несовершеннолетнего (так, семейные обстоятельства, оцененные специалистами как благополучные, несовершеннолетним были оценены как «опасные»).

Информация об авторах

Шипшина Ольга Сергеевна, эксперт отдела судебно-психологической экспертизы Южного регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1668
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 25
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1