Существует достаточно большое количество факторов, которые влияют на возможную криминализацию несовершеннолетнего. Подобные факторы могут быть разного порядка, относиться как к макросоциальному, микросоциальному уровню, так и непосредственно к индивидуальным особенностям конкретного несовершеннолетнего. Одним из наиболее важных факторов риска является семейная ситуация, в которой находится несовершеннолетний. Семья может оказать решающее значение при формировании делинквентного поведения у несовершеннолетних.
В настоящее время для оценки риска совершения несовершеннолетними преступлений используются различные структурированные методы, которые включают в себя набор различных факторов риска, а также, в некоторых случаях, защитных факторов, которые оцениваются специалистом. Среди наиболее известных методов можно выделить SAVRY, HCR-20, RNA и т.д. Каждый из этих методов выделяет семью и взаимоотношения в семье как один из наиболее значимых факторов риска криминализации несовершеннолетнего.
Нами был использован адаптированный и модифицированный вариант метода RNA – Оценки риска/потребностей (ОРП, Risk/Needs Assessment, Д. Эндрюс, Дж. Бонта, Р. Хоуг) – СТОРР (Структурированная оценка риска и ресурсов). Он рассматривает восемь групп факторов риска: прошлые и настоящие правонарушения/решения суда; семейные обстоятельства/выполнение родительских функций; образование/трудовая занятость; отношения со сверстниками; злоупотребление психоактивными веществами; свободное время/досуг; личность/поведение; установки/социальные ориентации, а также четыре группы дополнительных факторов (социально-психологические факторы, проблемы физического и психического здоровья, личностные проблемы, предыстория криминализации). Поскольку предметом нашего исследования являлись представления несовершеннолетних осужденных о семье, нас интересовало, насколько полно отражает СТОРР семейные обстоятельства в генезисе противоправного поведения. В СТОРР данный фактор включает в себя такие показатели, как отсутствие должного контроля, трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка, применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов, непоследовательное воспитание, плохие взаимоотношения отец-ребенок, плохие взаимоотношения мать-ребенок. Из дополнительных факторов (социально-психологические факторы риска) уточнить семейные обстоятельства могут такие факторы, как эмоциональные проблемы в семье, алкоголизация родителей, криминальный опыт родителей и некоторые другие. Источниками информации для оценки являются интервью (беседа) с родителями и подростком, характеризующий материал с места учебы и места жительства, меддокументация, информация, полученная от учителей, друзей, данные психологического (психодиагностического) исследования и т.д. Как показывает практика, при оценке семейного фактора специалисты опираются на формальные, «социологические» данные (возраст, образование, занятость родителей). При этом такие данные не отражают качественное своеобразие семейного воспитания, отношение к ребенку, взаимоотношения в семье. Нас интересовало «психологическое наполнение» данного фактора, и, прежде всего, «взгляд изнутри» – то, как сами несовершеннолетние оценивают своих родителей и методы их воспитания. Нас также интересовало, насколько эти представления будет соответствовать оценкам специалистов и дополнять их. Для этого была использована методика «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына), которая изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Результаты методики отражают как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков, образы, которые создают подростки о воспитательной практике родителей. В исследовании приняло участие 105 человек в возрасте от 15 до 18 лет, отбывающих наказание в Азовской воспитательной колонии. Испытуемые были разделены на три группы в зависимости от уровня риска по фактору «семейные обстоятельства/выполнение родительских функций»: низкий, средний и высокий. Получены результаты по шкалам позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности и проведен их качественный анализ. По всем группам результаты оказались практически равными. Так, по шкале позитивного интереса (как при оценке матери, так и отца) были получены низкие показатели (1 Ст.), что отражает отсутствие позитивного интереса со стороны родителей, который заключается в построении отношений, основанных на взаимном уважении, поддержке, построении адекватных эмоциональных контактов, дружеского общения. Также во всех группах были получены высокие показатели по шкале враждебности (как при оценке матери, так и отца), что свидетельствует об агрессивности и чрезмерной строгости в межличностных отношениях, неприятии ребенка, эмоциональной холодности. Высокие показатели по шкале непоследовательности во всех группах (как при оценке матери, так и отца), указывают на восприятие испытуемыми линии воспитания как непредсказуемого чередования разнонаправленных тенденций, непредсказуемости реакций на свое поведение.
Таким образом, на основе полученных результатов можно говорить, что:
-
«Семейные» факторы риска СТОРР, без проведения специального исследования представлений несовершеннолетних о семье, недостаточно точно отражают степень риска, связанного с семейными проблемами. По большинству параметров оценки данный показатель является латентным, скрытым, что может приводить к неточной либо искаженной картине влияния семьи на противоправное поведение несовершеннолетнего, а также проблемам при оценке ресурсов по данным факторам.
-
«Внешняя» оценка семейных обстоятельств не всегда отражает существующие риски, может входить в противоречие с «внутренней» оценкой самого несовершеннолетнего (так, семейные обстоятельства, оцененные специалистами как благополучные, несовершеннолетним были оценены как «опасные»).