К вопросу о преподавании правовой психологии в контексте подготовки юридических психологов

32

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Богданович Н.В., Дегтярёв А.В. К вопросу о преподавании правовой психологии в контексте подготовки юридических психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Правовая психология наряду с криминальной, судебной, пенитенциарной и психологией юридических профессий, по мнению многих авторов, входит в структуру юридической психологии. Однако по сравнению с другими разделами юридической психологии правовая психология разработана в основном юристами, поэтому актуальным в рамках подготовки юридического психолога является разработка данной дисциплины, ориентированной на практику работы психолога в правовом контексте.

В данной статье будут представлены основные идеи программы по дисциплине «Актуальные проблемы правовой психологии», которая читается на факультете Юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета в X семестре.

Полный текст

Правовая психология наряду с криминальной, судебной, пенитенциарной и психологией юридических профессий, по мнению многих авторов, входит в структуру юридической психологии. Однако по сравнению с другими разделами юридической психологии правовая психология разработана в основном юристами, поэтому актуальным в рамках подготовки юридического психолога является разработка данной дисциплины, ориентированной на практику работы психолога в правовом контексте.

В данной статье будут представлены основные идеи программы по дисциплине «Актуальные проблемы правовой психологии», которая читается на факультете Юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета в X семестре.

Основная цель дисциплины состоит в том, чтобы сориентировать студентов в современной правовой психологии и способствовать практическому освоению ими основных принципов психологической работы в области права.

Соответственно этому и формулируются основные компетенции, а именно способность и готовность:

  • Анализировать и оценивать существующие программы развития правосознания и профилактики противоправного поведения, а также создавать новые;
  • Осознавать ценностные ориентации, лежащие в основе российского правосознания;
  • Анализировать психологические механизмы правотворчества.

Содержание данной дисциплины представлено в цикле лекций, в ходе которых студенты знакомятся с актуальными проблемами правовой психологии (такими как психологические механизмы права, развитие правосознания, правовая социализация, особенности российской правовой культуры), однако принципиальное значение для формирования описанных выше компетенций имеют семинарские занятия.

Основной задачей семинарских занятий является создание таких условий для студентов, в которых они могли бы проявиться как специалисты-психологи и как субъекты образовательного процесса. Поэтому используются различные интерактивные формы проведения семинаров, в том числе использование видеотехнологий.

Остановимся более подробно на одном из семинарских занятий, в основу которого был положен анализ существующей программы правового просвещения по профилактике правонарушений в молодежной среде. Данная программа строится на цикле интерактивных занятий, посвящённых самым острым проблемам жизни молодежи.

Главной целью семинара является обучение студентов анализу программ правового просвещения, а так же развитие их профессиональной позиции с помощью создания условий для актуализации «экспертной» деятельности. Второстепенной целью семинара является реализация одной из функций программы – профилактики противоправного поведения, т.е. студенты в ходе обучения получают информацию, способствующую развитию их нормативного поведения.

Семинар включает демонстрацию видеосюжетов с юридически значимыми ситуациями, последующее обсуждение, нацеленное на возможность творческого поиска позитивного выхода из проблемной ситуации и, наконец, студентам дается задание выработать критерии анализа данных сюжетов (например, реалистичность, сила воздействия, очевидность статьи УК РФ, лежащей в основе сюжета и т.д.). Можно также обсудить методические аспекты проведения данной программы с подростками. Результатом работы студентов является написание рецензии на данную программу в целом, а также разработка проекта своей программы.

Таким образом, описываемая в данной работе дисциплина (и не только она), должна строится исходя из компетентностного подхода в обучении, т.е. формировать не только знания, умения и навыки, но и готовность к профессиональной деятельности. Осуществление последнего не возможно без включения в образовательные программы интерактивных семинаров, ставящих не только обучающие, но и развивающие цели.

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1513
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0