Этические и юридические проблемы использования конфиденциальной информации в процессе подготовки психологов

30

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коновалова И.В. Этические и юридические проблемы использования конфиденциальной информации в процессе подготовки психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Студенты психологических вузов за время подготовки имеют возможность пройти значительное количество теоретических курсов. Но выпускники, оказываясь на рабочем месте, долгое время неуверенно чувствуют себя как профессионалы. Они с трудом подбирают и применяют необходимые методы диагностики, воздействия и консультирования: даже зная, «что делать», не знают «как делать». Проблема профессиональной подготовки состоит в том, чтобы соединить воедино теорию обучения и само обучение, и поэтому необходимо развивать у обучаемого такое качество, как рефлексия. Ключ к решению, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сделать основой обучения профессиональный разбор реальных случаев из практики.

Полный текст

Студенты психологических вузов за время подготовки имеют возможность пройти значительное количество теоретических курсов. Но выпускники, оказываясь на рабочем месте, долгое время неуверенно чувствуют себя как профессионалы. Они с трудом подбирают и применяют необходимые методы диагностики, воздействия и консультирования: даже зная, «что делать», не знают «как делать». Проблема профессиональной подготовки состоит в том, чтобы соединить воедино теорию обучения и само обучение, и поэтому необходимо развивать у обучаемого такое качество, как рефлексия. Ключ к решению, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сделать основой обучения профессиональный разбор реальных случаев из практики.

Разбор случая и его супервизия, являясь действительно эффективным методом обучения будущих психологов и психотерапевтов, ведет за собой обсуждение подробностей психологической проблемы клиента. Часто эти проблемы являются интимными и не должны подвергаться разглашению по правилам этики. Конечно, в целях конфиденциальности личные данные клиента меняются или шифруются. Но этические правила легко соблюдать, если обсуждение идет без возможности идентификации клиента. Это становится проблематичным, как минимум в двух случаях:

  1. Если информация, сообщенная клиентом, говорит о существовании явной угрозы жизни и здоровья или серьезного ущерба кому-либо.
  2. Если в целях супервизии представляется видеосъемка психологического консультирования или другой психологической работы.

По поводу первого случая Этический кодекс супервизора содержит хотя бы косвенные рекомендации: Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию консультантах или их клиентах кому бы то ни было за исключением следующих случаев: … b) Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, проходящему супервизию консультанту или другим лицам (из Кодекса этики и практики БАК: пункт 3.2.4.).

Второй случай (идентификация по видеосъемке) никаким образом не регламентируется в практике.

 Несмотря на то, что почти все курсы подготовки психологов и психотерапевтов требуют в качестве доказательства реальной работы видеосъемку сессий и занятий, до сих пор нет четких рекомендаций по нормам и правилам соблюдения конфиденциальности личной информации клиентов.

Существует несколько промежуточных решений данного противоречия:

  1. Использование процесса моделирования психологической ситуации. Когда сеансы консультации подробно протоколируются, а затем в качестве клиента выступает подставное лицо, которое знает сценарий консультирования.
  2. Использование видеосъемки реального клиента с его разрешения. Как правило, на это соглашаются люди с определенным типом характера – демонстративные.
  3. Видеосъемка клиента (с его разрешения) со спины, с измененным голосом и/или завуалированным лицом. Этот вариант дает наиболее объективную информацию о протекании процесса консультирования.

Указанными способами подтверждения профессиональных умений начинающие специалисты по психологическому консультированию в последнее время активно пользуются. Но иногда видеосъемка идет в нарушение даже этих мягких правил и ограничений. Есть случаи, когда от клиента не получено подтверждение о согласии на видеосъемку. Это часто бывает, например, когда ведется съемка тренинга или другой психологической коррекционно-развивающей работы. Особенно часто пренебрегается фактом согласия на видеосъемку детей и подростков. И усугубляется эта проблема, если дети имеют отклонения в развитии, проблемы со здоровьем или являются социально незащищенными. Информация, содержащая подобные видеоматериалы не всегда находится в ограниченном доступе. Например, по разным причинам, включая халатность или незнание этических норм, она может оказаться в интернете и быть доступной большому количеству людей. В этой ситуации происходит явное нарушение этического кодекса и прав человека.

Назрела необходимость выработать дополнение к Этическому кодексу психолога, касающееся юридических и моральных норм и правил конфиденциальности видеосъемки, хранения и доступа к видеоматериалам по психологической деятельности. Очевидно, что для доступа к подобной информации, размещенной в интернете, должен быть определен контингент специалистов, подтвердивших право работы с этой информацией. Представленная проблема также напрямую связана как с созданием базы данных сертифицированных специалистов психологов, так и с параметрами самой сертификации.

Информация об авторах

Коновалова Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, Декан, Факультет повышения квалификации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: ivkonovalova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1463
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0