Студенты психологических вузов за время подготовки имеют возможность пройти значительное количество теоретических курсов. Но выпускники, оказываясь на рабочем месте, долгое время неуверенно чувствуют себя как профессионалы. Они с трудом подбирают и применяют необходимые методы диагностики, воздействия и консультирования: даже зная, «что делать», не знают «как делать». Проблема профессиональной подготовки состоит в том, чтобы соединить воедино теорию обучения и само обучение, и поэтому необходимо развивать у обучаемого такое качество, как рефлексия. Ключ к решению, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сделать основой обучения профессиональный разбор реальных случаев из практики.
Разбор случая и его супервизия, являясь действительно эффективным методом обучения будущих психологов и психотерапевтов, ведет за собой обсуждение подробностей психологической проблемы клиента. Часто эти проблемы являются интимными и не должны подвергаться разглашению по правилам этики. Конечно, в целях конфиденциальности личные данные клиента меняются или шифруются. Но этические правила легко соблюдать, если обсуждение идет без возможности идентификации клиента. Это становится проблематичным, как минимум в двух случаях:
-
Если информация, сообщенная клиентом, говорит о существовании явной угрозы жизни и здоровья или серьезного ущерба кому-либо.
-
Если в целях супервизии представляется видеосъемка психологического консультирования или другой психологической работы.
По поводу первого случая Этический кодекс супервизора содержит хотя бы косвенные рекомендации: Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию консультантах или их клиентах кому бы то ни было за исключением следующих случаев: … b) Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, проходящему супервизию консультанту или другим лицам (из Кодекса этики и практики БАК: пункт 3.2.4.).
Второй случай (идентификация по видеосъемке) никаким образом не регламентируется в практике.
Несмотря на то, что почти все курсы подготовки психологов и психотерапевтов требуют в качестве доказательства реальной работы видеосъемку сессий и занятий, до сих пор нет четких рекомендаций по нормам и правилам соблюдения конфиденциальности личной информации клиентов.
Существует несколько промежуточных решений данного противоречия:
-
Использование процесса моделирования психологической ситуации. Когда сеансы консультации подробно протоколируются, а затем в качестве клиента выступает подставное лицо, которое знает сценарий консультирования.
-
Использование видеосъемки реального клиента с его разрешения. Как правило, на это соглашаются люди с определенным типом характера – демонстративные.
-
Видеосъемка клиента (с его разрешения) со спины, с измененным голосом и/или завуалированным лицом. Этот вариант дает наиболее объективную информацию о протекании процесса консультирования.
Указанными способами подтверждения профессиональных умений начинающие специалисты по психологическому консультированию в последнее время активно пользуются. Но иногда видеосъемка идет в нарушение даже этих мягких правил и ограничений. Есть случаи, когда от клиента не получено подтверждение о согласии на видеосъемку. Это часто бывает, например, когда ведется съемка тренинга или другой психологической коррекционно-развивающей работы. Особенно часто пренебрегается фактом согласия на видеосъемку детей и подростков. И усугубляется эта проблема, если дети имеют отклонения в развитии, проблемы со здоровьем или являются социально незащищенными. Информация, содержащая подобные видеоматериалы не всегда находится в ограниченном доступе. Например, по разным причинам, включая халатность или незнание этических норм, она может оказаться в интернете и быть доступной большому количеству людей. В этой ситуации происходит явное нарушение этического кодекса и прав человека.
Назрела необходимость выработать дополнение к Этическому кодексу психолога, касающееся юридических и моральных норм и правил конфиденциальности видеосъемки, хранения и доступа к видеоматериалам по психологической деятельности. Очевидно, что для доступа к подобной информации, размещенной в интернете, должен быть определен контингент специалистов, подтвердивших право работы с этой информацией. Представленная проблема также напрямую связана как с созданием базы данных сертифицированных специалистов психологов, так и с параметрами самой сертификации.