Методическая организация практики в обучении юридических психологов
Общая информация
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Чернушевич В.А. Методическая организация практики в обучении юридических психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Если оценивать подготовку юридического психолога как специалиста в своей профессиональной области, то более всего значимой оказывается его подготовленность к практической деятельности. В программах практики факультета юридической психологии МГППУ отражены виды деятельности, определяющие особенность практической подготовки юридических психологов. Задания на каждую практику очень конкретны и количественно определенны. Всего в образовательной программе семь практик с первого по пятый курс.
Полный текст
Если оценивать подготовку юридического психолога как специалиста в своей профессиональной области, то более всего значимой оказывается его подготовленность к практической деятельности. В программах практики факультета юридической психологии МГППУ отражены виды деятельности, определяющие особенность практической подготовки юридических психологов. Задания на каждую практику очень конкретны и количественно определенны. Всего в образовательной программе семь практик с первого по пятый курс.
Практики предполагают последовательное углубление в специализацию. Поэтому первая практика (учебно-ознакомительная) дает возможность практического знакомства со всеми возможными сферами деятельности психолога и юридического психолога (знакомство в реальных условиях с запросами на профессиональную деятельность, со средствами и методами работы). Для этого студенты посещают как специалистов организаций общепсихологического профиля (школьные психологические службы, ЦПМСС), так и специализированные организации (психиатрические больницы, учреждения ФСИН, детские приюты, центры психологического консультирования). В каждой из организаций специалист прежде всего показывает студентам свою практическую психологическую работу, как правило, с их участием.
Все остальные практики – тематические. Вторая практика, психодиагностическая, проводится на втором курсе. Как и все практики, она проблемно-ориентированная. Студент должен выполнить 4 диагностических исследования по реальному запросу и к окончанию практики выйти на полную самостоятельность в диагностической работе.
На третьем курсе проводится две практики. Психолого-педагогическая практика предполагает разработку и реализацию сценариев двух лекционных и тренинговых занятий (включая взаимную супервизию). Клинико-диагностическая практика предполагает самостоятельное выполнение трех клинико-диагностических исследований в условиях клинических учреждений.
Особое внимание при проведении практик уделяется рефлексивной работе студента со своими практическими ситуациями. Подробный отчет о процессе выполнения практических заданий является обязательным.
На четвертом курсе проводятся психокоррекционная и консультативная практики. Первая предполагает разработку и реализацию программ индивидуальной и групповой коррекционной работы по запросу, выявленному на базе практики. Как правило, эта практика проводится уже в специализированных учреждениях (спецшколы, детские приюты, учреждения ФСИН). С первого по пятый курс за счет подбора баз практики происходит наращивание юридического контекста решения психологических задач.
Консультативная практика предполагает выполнение под супервизией целого комплекса практических заданий, характерных для психологического консультирования (например, скриботерапия с использованием фрагментов реальной переписки с клиентом).
Завершает комплекс практик стажерская практика пятого курса, с комплексным заданием на профессиональное самоопределение в профессиональной среде конкретной организации (поиск запросов на профессиональную работу юридического психолога, выработка программы профессиональной деятельности и ее реализация в период практики).
Особенностью подхода к методической организации практики на факультете является установка на непосредственную связь практики с соответствующим теоретическим курсом, который или предваряет практику (как способ ее нормирования), или завершает практику (как способ теоретического рефлексивного осмысления опыта), или сопровождает практику в случае ее одновременного проведения с теоретическим обучением. Особое внимание при руководстве практикой уделяется контекстным (не по основной теме практики) профессиональным задачам. Например, проблема установления контакта начинает решаться с первой же практики и вплоть до последней. Специальное же рассмотрение ее как особой профессиональной задачи происходит на консультативной практике.
Только систематическое освоение студентами основных компетенций юридического психолога, происходящее в контексте проблемно- ориентированной практики, может обеспечить готовность молодого специалиста к решению профессиональных задач. Что и происходит на факультете юридической психологии по отзывам выпускников и работодателей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1548
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0