Социально-психологическая концепция восстановления нарушенных коммуникаций у подростков-правонарушителей:основные положения

57

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тигунцева Г.Н. Социально-психологическая концепция восстановления нарушенных коммуникаций у подростков-правонарушителей:основные положения // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Социально-психологическая концепция восстановления нарушенных коммуникаций у подростков, склонных к правонарушениям, содержит два базовых положения, отражающие связь девиантного поведения с нарушениями в коммуникациях, а также характеристику условий и способов их восстановления.

Составляющие первого положения и их характеристика:

1) первичные девиации в подростковом возрасте и их связь с нарушениями в коммуникациях. Исходным, наиболее значимым, положением концепции является представление о том, что первичные девиации у подростков проявляются в нарушенных (разрушенных) коммуникациях. Нарушения в коммуникациях рассматриваются важнейшим показателем и признаком девиантности в подростковом возрасте;

2) характеристика нарушенных коммуникаций. Нарушения в коммуникациях связаны с невыполнением общепринятых социальных норм в конкретном социуме. Нормы – это правила, предписания, традиции, законы. Следствием нарушенных коммуникаций между субъектами является дестабилизация основ социальной жизни, оказывающая деструктивное влияние на развитие личности;

 

<...>

Полный текст

Социально-психологическая концепция восстановления нарушенных коммуникаций у подростков, склонных к правонарушениям, содержит два базовых положения, отражающие связь девиантного поведения с нарушениями в коммуникациях, а также характеристику условий и способов их восстановления.

Составляющие первого положения и их характеристика:

1) первичные девиации в подростковом возрасте и их связь с нарушениями в коммуникациях. Исходным, наиболее значимым, положением концепции является представление о том, что первичные девиации у подростков проявляются в нарушенных (разрушенных) коммуникациях. Нарушения в коммуникациях рассматриваются важнейшим показателем и признаком девиантности в подростковом возрасте;

2) характеристика нарушенных коммуникаций. Нарушения в коммуникациях связаны с невыполнением общепринятых социальных норм в конкретном социуме. Нормы – это правила, предписания, традиции, законы. Следствием нарушенных коммуникаций между субъектами является дестабилизация основ социальной жизни, оказывающая деструктивное влияние на развитие личности;

3) роль педагогического взаимодействия в возникновении нарушений в коммуникациях в подростковом возрасте. Важнейшим источником возникновения нарушений в коммуникациях в подростковом возрасте определяется некомпетентное педагогическое взаимодействие с подростком. Это связано с доминированием традиционностереотипных и неэффективных способов общения с девиантными подростками. Как следствие, большинство педагогов имеют существенные затруднения в установлении контакта с подростками, склонными к правонарушениям. Это снижает роль педагогического влияния на личность подростка.

4) подростки-правонарушители как носители нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Для девиантных подростков характерны негативные и социально неодобряемые качества (отчужденность, ригидность, агрессивность и др.) Механизмы образования качеств заключаются в следующем. Неадекватное педагогическое обращение с подростком вызывает с его стороны позиции противостояния. Создается ситуация неприемлемости и неприятия друг друга субъектами диады. Конфронтация и противодействие формируют у подростка состояния, переходящие в устойчивые сочетания негативных и социально неодобряемых качеств, влияющих на возникновение нарушений в коммуникациях. Результатом является отказ подростка от доверительных отношений с педагогом.

Составляющие второго положения и их характеристика:

1) необходимость восстановления нарушенных коммуникаций посредством коммуникации. Приоритетным рассматривается коммуникативное решение проблемы восстановления разрушенных (нарушенных) коммуникаций (то, что разрушено в коммуникациях, должно быть восстановлено также с помощью коммуникации). Это определяет поиск коммуникативных способов, предполагающих постепенную «перестройку» нарушенного характера коммуникаций и достижения их восстановления;

2) характеристика нормальных коммуникаций. Нормальные коммуникации связаны с выполнением общепринятых социальных норм. Для нормальных индивидов свойственны стремления к обоюдному согласию, эмоционально-теплым взаимоотношениям, к сближению (т. е. к конвергентности).

3) возможности применения контакта для восстановления нарушенных коммуникаций. С целью восстановления нарушений в коммуникациях предлагается использование контакта как коммуникативного способа. Контакт понимается как «переживание близости на основе общности, он ассоциируется с набором точек соприкосновения, согласованностью сторон, стремящихся к сокращению психической дистанции». Контакт способствует реализации конвергентных тенденций, возникающих у субъектов коммуникаций. Поэтому контакт обуславливает возникновение социально значимых и одобряемых качеств, создающих доверие.

4) использование педагогом технологии установления контакта с целью восстановления нарушенных коммуникаций у подростков-правонарушителей. Педагог рассматривается инициатором и организатором процесса установления контакта, приводящего к созданию доверия с подростком. Поскольку ведущая роль в управлении процессом восстановления нарушенных коммуникаций у подростков принадлежит педагогу, то необходимо его обучение технологии установления контакта. Теоретико-методической базой разработки технологии явилась методика контактного взаимодействия (Л.Б. Филонов, 1982). Технология установления контакта – специфический, алгоритмично выстроенный процесс, отражающий последовательные и постепенные позитивные изменения в характере коммуникаций между педагогом и подростком-правонарушителем и завершающийся созданием доверительных отношений.

Выводы. Создание на основе контакта пространства доверия способствует восстановлению нарушенных коммуникаций между педагогами и подростками-правонарушителями. Доверие, как гарант оптимального характера коммуникаций, обусловливает повышение роли педагогического влияния на девиантную личность. Это, в свою очередь, рассматривается фактором предупреждения правонарушений в подростковой среде.

Литература

  1. Дозорцева, Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением / Е. Г. Дозорцева. – М. : ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. – 352 с.
  2. Тигунцева, Г. Н. Психология установления контакта педагога сподростком-правонарушителем : монография / Г. Н. Тигунцева. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – 176 с.
  3. Филонов, Л. Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: Методика контактного взаимодействия / Л. Б. Филонов. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 80 с.

Информация об авторах

Тигунцева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии института изобразительных искусств и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ИрНИТУ), Россия, e-mail: tigunceva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2060
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 57
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0