Анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России

44

Общая информация

Рубрика издания: Детство под защитой: Германо-Российский обмен опытом в области ювенальных технологий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Подушкина Т.Г., Иванова А.В. Анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В июле 2012 года в рамках проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий», проходящего в рамках Года Германии в России, специалисты центра социально-психологической адаптации «Перекресток» МГППУ посетили в Германии (г.Дюссельдорф)ряд организаций, которые занимаются оказанием социально-психологической помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По результатам встреч мы провели сравнительный анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России, который и хотим представить в данной публикации.

1. Главным основанием оказания помощи и любого взаимодействия между государством и гражданами является опора на существующее законодательство Германии, которое регламентирует все аспекты прав и обязанностей всех сторон взаимодействия. Формально данный принцип прописан и в российских законах. Принципиальным отличием является неукоснительное соблюдение законодательства представителями государственных структур Германии. Если в России, в большинстве случаев, кража, например, мобильного телефона одного подростка у другого в школе будет решаться внутри школы или по договоренности между родителями, то в Германии данный случай с вероятностью 95 % будет доведен до официальных разбирательств. По мнению германских коллег,данная практика наступления последствий за совершенные подростком действия, является профилактикой более серьезных правонарушений в будущем. Главное – неотвратимость последствий.

 

<...>

Полный текст

В июле 2012 года в рамках проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий», проходящего в рамках Года Германии в России, специалисты центра социально-психологической адаптации «Перекресток» МГППУ посетили в Германии (г.Дюссельдорф)ряд организаций, которые занимаются оказанием социально-психологической помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По результатам встреч мы провели сравнительный анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России, который и хотим представить в данной публикации.

1.      Главным основанием оказания помощи и любого взаимодействия между государством и гражданами является опора на существующее законодательство Германии, которое регламентирует все аспекты прав и обязанностей всех сторон взаимодействия. Формально данный принцип прописан и в российских законах. Принципиальным отличием является неукоснительное соблюдение законодательства представителями государственных структур Германии. Если в России, в большинстве случаев, кража, например, мобильного телефона одного подростка у другого в школе будет решаться внутри школы или по договоренности между родителями, то в Германии данный случай с вероятностью 95 % будет доведен до официальных разбирательств. По мнению германских коллег,данная практика наступления последствий за совершенные подростком действия, является профилактикой более серьезных правонарушений в будущем. Главное – неотвратимость последствий.

2.      Родительские права и обязанности прописаны в законодательстве очень подробно. При возникновении ситуаций, связанных с лишением родительских прав, специалисты анализируют, какие обязанности по отношению к ребенку выполняются родителем неэффективно, а какие не выполняются. Родитель может быть лишен каких-то конкретных прав, например, права определения места учебы ребенка, при этомостальные права за родителем остаются. Реализацию изъятых обязанностей по отношению к ребенку берет на себя государственный опекун. Решения о лишении прав родителей на заботу о ребенке и изъятии ребенка из семьи принимаются единолично по всем случаям руководителем департамента по семейной и молодежной политике города. Это еще одно принципиальное отличие от российской практики – чиновник, руководитель департамента, является действующим специалистом с высочайшим уровнем компетенций.

3.      Все организации, в которые мы были приглашены, начинали свою презентацию с описания бюджета и рассказа о том, откуда поступают деньги, на что и каким образом они тратятся. Подобная финансовая четкость и прозрачность необходима идля российских структур.

4.      Система оказания помощи в Германии строится на тесном взаимодействии различных государственных служб и общественных организаций. Каждый случай попадает к специалисту департамента по социальной и молодежной политике – кейс-менеджеру. Он, в тесном взаимодействии с семьей, выстраивает индивидуальную программу помощи, к реализации которой привлекает специалистов по необходимому профилю. При этом, спектр возможностей чрезвычайно широк: начиная от обучения культуре взаимодействия и выработке семейных традиций, например, во время общих завтраков в присутствии специалиста, до возможности помещения семьи в стационар (с согласия самой семьи) с целью более тесного сотрудничества специалиста с семьей для изменения отношений внутри нее.

5.      В Германии реализуется идея воспитания, а не наказания. Данная тенденция развивается и в России, но в Германии она реализуется повсеместно и пронизывает всю практику оказания помощи несовершеннолетним. Специалист любой сферы: и социальный педагог, и полицейский, и судья исходят из причин и контекста, вызвавших ситуацию, в которой оказался подросток или его семья, и в зависимости от этих причин выбирает траекторию взаимодействия. Все индивидуально.

6.      В Германии есть система арестных домов. Арестный дом – это заведение, в которое может быть помещен подросток с 14 лет, сроком до 4 недель по решению ювенального судьи. Цель помещения в арестный дом – воспитательная: на подростка не заводится уголовного дела, он не имеет судимости. В арестном доме он находится в одиночной камере. Есть ряд занятий, которые он может посещать: прогулки, тренинги социальных компетенций и снижения агрессивности, творческие занятия. В арестном доме подросток находится во внеучебное время, информация об этом не передается в его учебное заведение. В России подобных аналогов не существует.

В завершении важно отметить следующий немаловажный фактор, влияющий на систему помощи в Германии. В сфересоциальных услуг в Германии процесс работы с клиентом является не менее важным и ценным, чем результат работы. Следствием подобной позиции со стороны государстваможет являться ориентация специалистов на ситуацию клиента, а не на отчет об успешном завершении работы, что позволяет оказывать максимально возможную помощь.

 

Информация об авторах

Подушкина Татьяна Геннадиевна, психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342, e-mail: poduschkina@mail.ru

Иванова Александра Владимировна, педагог-психолог, центр «Перекресток», Москва, Россия, e-mail: Scotland.iv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1457
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0