Вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских психологов судебно-психиатрических экспертных учреждений

209

Общая информация

Ключевые слова: Поляков Ю.Ф., медицинский психолог, повышение квалификации

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сафуанов Ф.С. Вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских психологов судебно-психиатрических экспертных учреждений // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова).

Фрагмент статьи

В настоящее время в нашей стране сложилась достаточно развитая инфраструктура судебно-психологической экспертной деятельности. Основную массу психологов, участвующих в судебной экспертизе, составляют медицинские психологи, работающие в судебно-психиатрических экспертных учреждениях (СПЭУ) системы Минздрава России.

Полный текст

В настоящее время в нашей стране сложилась достаточно развитая инфраструктура судебно-психологической экспертной деятельности. Основную массу психологов, участвующих в судебной экспертизе, составляют медицинские психологи, работающие в судебно-психиатрических экспертных учреждениях (СПЭУ) системы Минздрава России. Методическим центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в структуре которого функционируют три научные лаборатории, разрабатывающим теоретические, методологические и организационно-правовые проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) в уголовном, гражданском процессах, а также экспертизы лиц детского и подросткового возраста. К государственным экспертам относятся также психологи, работающие в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России. Научно-методическим центром деятельности психологов-экспертов является Федеральный научный центр судебной экспертизы при Минюсте России. Кроме того, в стране существует ряд негосударственных судебно-экспертных учреждений, в которых успешно работают специалисты в области психологии. И, наконец, отдельные экспертизы выполняются психологами (как правило, преподавателями вузов), которым следователями или судами в соответствии с ч.2 ст.195 УПК РФ и ч.1 ст.79 ГПК РФ поручается производство судебно-психологических экспертиз (СПЭ).
В 80-е и 90-е годы, когда начало расти количество назначаемых КСППЭ и СПЭ, положение дел было совсем иным. Далеко не во всех СПЭУ в штате были медицинские психологи, а там, где они работали, их использовали преимущественно не для производства КСППЭ, а для обследования подэкспертных в качестве патопсихологов при проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы. В системе Минюста судебно-психологические экспертизы проводились лишь в отдельных СЭУ (Ростов-на-Дону, Калуга, Калининград). Негосударственных СЭУ практически не было.
Ситуация резко изменилась в конце ХХ – начале XXI веков: наряду с коренными изменениями в отечественном законодательном поле появились ведомственные нормативные акты, способствовавшие дальнейшему развитию судебно-психологической экспертной службы. Минздрав России в 2000 году издал приказ № 165, согласно которому все СПЭУ страны должны были иметь по штатному расписанию медицинских психологов из расчета 1 должность на 15 коек в психиатрическом стационаре и 250 проводимых в год судебно-психиатрических экспертиз в амбулаторных подразделениях (в отношении несовершеннолетних – на 200 экспертиз). Это приблизительно 1200 ставок медицинского психолога, работающего в структуре СПЭУ. За один год в России производится более 50 000 КСППЭ. В 2003 г. психологическая экспертиза вошла в перечень видов судебных экспертиз, проводимых в системе Минюста России. На сегодняшний день в СЭУ Минюста России работает около 60 экспертов-психологов, которые проводят за год около 2000 СПЭ.
Закономерно возникает вопрос о до- и постдипломном образовании психологов, участвующих в проведении судебных экспертиз. Согласно ст.13 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт должен иметь высшее профессиональное образование и проходить подготовку по конкретной экспертной специальности. Уже на стадии высшего образования желательно прохождение обучения по дисциплинам, так или иначе связанным с судебной экспертизой.
Первый такой курс для психологов – «Судебно-психологическая экспертиза» был разработан М.М. Коченовым и читался им на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова с середины 70-х до середины 80-х годов1. В последующем этот курс читался В.В. Гульданом до 1992 г. После некоторого перерыва в 1995 г. Ю.Ф. Поляков, возглавлявший кафедру нейро- и патопсихологии, возобновил обучение студентов по данной дисциплине. Этот спецкурс читался Ф.С. Сафуановым, первые годы совместно с С.Н. Ениколоповым.
1 Для автора этих строк этот курс и явился определяющим при выборе профессии. При создании специальности «Клиническая психология» (2000 г.) Ю.Ф. Поляков, активно участвуя в формировании соответствующего Федерального образовательного стандарта, включил в число основных дисциплину «Клиническая психология в экспертной практике». Программа дисциплины была разработана Ф.С. Сафуановым и опубликована в сборнике «Программы дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 – Клиническая психология» (М.: Акрополь, 2006). Эта же дисциплина вошла в число обязательных и в стандарт 3-го поколения по специальности «Клиническая психология» (2010 г.). Таким образом, додипломная подготовка медицинских психологов во всех вузах страны, проводящих обучение по специальности «Клиническая психология», включает подготовку по судебной экспертизе в рамках одной дисциплины.
В то же время существует ряд вузов, в которых обучение по проблемам судебной экспертизы проводится более углубленно. Так, на кафедре клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ до введения ФГОС 3-го поколения производилось обучение по специальности «Клиническая психология» специализации «Клиническая психология в экспертной практике», утвержденной УМО в 2010 г.
Введение данной специализации было обусловлено тем обстоятельством, что необходимые для эксперта компетенции невозможно сформировать при обучении студентов по уже имеющимся к тому времени специализациям (Нейропсихология; Патопсихология; Психология дизонтогенеза; Психосоматика; Клиническое консультирование и коррекционная психология; Реабилитационная клиническая психология; Клиническая психология младенческого и раннего возраста). Помимо судебно-экспертной работы, клинические психологи часто привлекаются правоохранительными органами в качестве консультантов и специалистов. Одним из таких видов деятельности является составление психологического портрета преступника для выдвижения гипотез о личностных характеристиках преступника и его психическом состоянии для определения и сужения круга подозреваемых по делу лиц; определения мотивов и механизма преступления – в том числе психопатологического (психиатрического, сексологического); разработки рекомендаций по тактике оперативно-розыскных мероприятий на основе приоритетных версий, выявления вероятности совершения преступником в будущем аналогичных преступлений и выработка рекомендаций следователю для проведения допроса. Психологи решают и такие задачи как исследование возможностей использования опроса с использованием полиграфа при работе с психически больными лицами в процессуальной практике. Законодательно предусмотрено участие психолога в допросе малолетних и несовершеннолетних лиц.
Введение специализации «Клиническая психология в экспертной практике» было направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права, способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста (как процессуальной фигуры с определенными законом правами и обязанностями) или консультанта.
После введения ФГОС 3-го поколения по специальности «Клиническая психология» кафедра клинической и судебной психологии и другие учебные подразделения, готовящие клинических психологов для судебно-экспертной деятельности, были поставлены в условия, когда им приходилось жестко вписываться в одну из специализаций, заданных в образовательном стандарте. Из всех имеющихся специализаций, перечисленных в ФГОС, соответствующие компетенции могут быть сформированы только в рамках специализации № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия». В то же время необходимо заметить, что этих компетенций явно недостаточно для работы в качестве судебного эксперта. Они сводятся к способности и готовности к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики (ПСК – 3.4) и к самостоятельному проведению экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК – 3.7). Дисциплины специализации в своей базовой и вариативной частях включают в себя, кроме собственно экспертологических (клиническая психология в экспертной практике, правовые и этические основы производства судебных экспертиз, практикумы по методам экспертной оценки и по работе на полиграфе), юридические курсы (уголовное, гражданское, семейное, процессуальное право), занятия по разделам юридической психологии (криминальная, правовая, судебная, пенитенциарная психология), смежным наукам (виктимология, суицидология, криминология).
Более специализированные компетенции сформулированы в рамках магистратуры «Юридическая психология: судебно-экспертная практика», обучение в которой также проводится на кафедре клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ.
ФГОС магистратуры позволяет в дополнение к общекультурным и профессиональным задавать формируемые профессионально-специализированные компетенции, определенные основной образовательной программой вуза. Нами были сформулированы такие компетенции, разделенные на четыре основных блока.
А. Знание и понимание:
1. Теории и методологии производства судебных экспертиз с участием психолога, специфики предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах.
2. Основных методов (герменевтических, качественных и количественных) судебно-психологического экспертного исследования.
3. Организационно-правовых основ и этических принципов производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях и при производстве негосударственных (частных) экспертиз.
4. Отношений между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения судебных экспертиз с участием психолога.
5. Разделов психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики.
Б. Интеллектуальные навыки:
1. Владение методами (герменевтическими, качественными и количественными) судебно-психологического и клинико-психологического исследования.
2. Использование результатов научных исследований в различных областях психологии и смежных наук в судебно-психологической экспертной практике.
3. Аналитическое и критическое мышление, способность решать профессиональные задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях.
4. Развитие способности к метаанализу судебно-психологической экспертной практики.
5. Использование полученных психологических профессиональных знаний в различных формах в практике расследования преступлений и судопроизводства.
В. Практические навыки:
1. Умение самостоятельно провести судебно-психологическое экспертное исследование и составить заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами.
2. Умение входить в продуктивный контакт с подэкспертными, в т.ч. с лицами с психическими расстройствами.
3. Умение применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы (уголовный или гражданский процесс), процессуального статуса подэкспертного (обвиняемый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик), уровня его возрастного психического развития, пола, психического состояния и установок по отношению к экспертизе (симуляция и ее разновидности).
4. Умение строить взаимодействие с подэкспертным лицом с учетом его прав и обязанностей, базисных этических принципов судебно-экспертного исследования живых лиц.
5. Умение эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами).
Г. Универсальные умения:
1. Умение излагать свои мысли устно и письменно, аргументировано защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, с работниками правоохранительных органов (дознавателями и следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и адвокатами).
2. Умение планировать и распределять время в зависимости от исследовательских и практических судебно-экспертных задач.
3. Умение работать с информацией, в т.ч. и с электронными базами данных, в научно-исследовательской работе и в практике производства судебных экспертиз.
4. Самостоятельность мышления, способность к выработке «внутреннего убеждения» на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся данных.
5. Чувство ответственности, умение использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически.
Для формирования общекультурных, профессиональных (заданных ФГОС) и профессионально-специализированных (заданных ООП магистратуры) компетенций в профессиональный цикл учебного плана подготовки магистров по профилю «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» было включено (помимо базовой части) 5 модулей. Модуль 1 охватывает необходимые дисциплины по клинической психологии в контексте судебной экспертизы – патопсихологические исследования в судебно-психиатрической экспертизе, патопсихология криминальной агрессии и др. Модуль 2 полностью посвящен судебной экспертизе с участием психолога. Модуль 3 включает дисциплины по юридической психологии. Модуль 4 задает правовой контекст профессиональной деятельности клинического и судебного психолога. В модуле 5 изучаются английский и немецкий языки для юридического психолога. Научно-исследовательская и производственные практики проходят преимущественно на базе клинических и судебно-экспертных учреждений.
Постдипломная подготовка медицинских психологов, работающих в СПЭУ Минздрава России, и психологов-экспертов СЭУ Минюста России производится с 1992 г. на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. По утвержденной ученым советам названного центра программе (разработчик – Ф.С. Сафуанов) постдипломная подготовка проводится в форме тематического усовершенствования (повышения квалификации) по циклу «Медицинская и судебная психология» (до 2011 г. – в объеме 72 часа, сейчас – 144 часа). Цикл состоит из 4 модулей и 25 тем, итогового тестирования, самостоятельной работы (написание реферата на актуальную тему по клинической и судебной психологии). Содержание цикла отражено в издании «Медицинская и судебная психология. Курс лекций» (под редакцией Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова), вышедшей в издательстве «Генезис» (606 с.) тремя тиражами в 2004, 2005 и 2009 годах.
Таким образом, на современном этапе подготовка и усовершенствование медицинских психологов, работающих в судебно-психиатрических учреждениях Минздрава России, в соответствии с требованиями Болонского соглашения, строится полностью на основе компетентностного подхода. В то же время нельзя признать этот процесс полностью завершенным. Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», профессиональная подготовка экспертов включает их аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы соответствующими экспертно-квалификационными комиссиями, с подтверждением этого права каждые пять лет. Эта процедура детально изложена в проекте нового закона о судебно-экспертной деятельности в РФ (он охватывает не только государственные, но и негосударственные экспертизы), который находится в момент написания статьи в стадии межведомственного обсуждения. После принятия данного закона будет возможным принять как программы подготовки медицинских психологов, выступающих в роли судебных экспертов, так и требования к их итоговой аттестации.

Информация об авторах

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3484
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 209
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4