Вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских психологов судебно-психиатрических экспертных учреждений
Общая информация
Ключевые слова: Поляков Ю.Ф., медицинский психолог, повышение квалификации
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сафуанов Ф.С. Вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских психологов судебно-психиатрических экспертных учреждений // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова).
Фрагмент статьи
Полный текст
В настоящее время в нашей стране сложилась достаточно
развитая инфраструктура судебно-психологической экспертной деятельности.
Основную массу психологов, участвующих в судебной экспертизе, составляют
медицинские психологи, работающие в судебно-психиатрических экспертных
учреждениях (СПЭУ) системы Минздрава России. Методическим центром является
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.
Сербского, в структуре которого функционируют три научные лаборатории,
разрабатывающим теоретические, методологические и организационно-правовые
проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) в
уголовном, гражданском процессах, а также экспертизы лиц детского и
подросткового возраста. К государственным экспертам относятся также психологи,
работающие в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России.
Научно-методическим центром деятельности психологов-экспертов является
Федеральный научный центр судебной экспертизы при Минюсте России. Кроме того, в
стране существует ряд негосударственных судебно-экспертных учреждений, в
которых успешно работают специалисты в области психологии. И, наконец,
отдельные экспертизы выполняются психологами (как правило, преподавателями
вузов), которым следователями или судами в соответствии с ч.2 ст.195 УПК РФ и
ч.1 ст.79 ГПК РФ поручается производство судебно-психологических экспертиз
(СПЭ).
В 80-е и 90-е годы, когда начало расти количество назначаемых КСППЭ и СПЭ,
положение дел было совсем иным. Далеко не во всех СПЭУ в штате были медицинские
психологи, а там, где они работали, их использовали преимущественно не для
производства КСППЭ, а для обследования подэкспертных в качестве патопсихологов
при проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы. В системе Минюста
судебно-психологические экспертизы проводились лишь в отдельных СЭУ
(Ростов-на-Дону, Калуга, Калининград). Негосударственных СЭУ практически не
было.
Ситуация резко изменилась в конце ХХ – начале XXI веков: наряду с коренными
изменениями в отечественном законодательном поле появились ведомственные
нормативные акты, способствовавшие дальнейшему развитию судебно-психологической
экспертной службы. Минздрав России в 2000 году издал приказ № 165, согласно
которому все СПЭУ страны должны были иметь по штатному расписанию медицинских
психологов из расчета 1 должность на 15 коек в психиатрическом стационаре и 250
проводимых в год судебно-психиатрических экспертиз в амбулаторных
подразделениях (в отношении несовершеннолетних – на 200 экспертиз). Это
приблизительно 1200 ставок медицинского психолога, работающего в структуре
СПЭУ. За один год в России производится более 50 000 КСППЭ. В 2003 г.
психологическая экспертиза вошла в перечень видов судебных экспертиз,
проводимых в системе Минюста России. На сегодняшний день в СЭУ Минюста России
работает около 60 экспертов-психологов, которые проводят за год около 2000
СПЭ.
Закономерно возникает вопрос о до- и постдипломном образовании психологов,
участвующих в проведении судебных экспертиз. Согласно ст.13 Федерального закона
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
эксперт должен иметь высшее профессиональное образование и проходить подготовку
по конкретной экспертной специальности. Уже на стадии высшего образования
желательно прохождение обучения по дисциплинам, так или иначе связанным с
судебной экспертизой.
Первый такой курс для психологов – «Судебно-психологическая экспертиза» был
разработан М.М. Коченовым и читался им на факультете психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова с середины 70-х до середины 80-х годов1. В последующем этот курс
читался В.В. Гульданом до 1992 г. После некоторого перерыва в 1995 г. Ю.Ф.
Поляков, возглавлявший кафедру нейро- и патопсихологии, возобновил обучение
студентов по данной дисциплине. Этот спецкурс читался Ф.С. Сафуановым, первые
годы совместно с С.Н. Ениколоповым.
1 Для автора этих строк этот курс и явился определяющим при выборе профессии.
При создании специальности «Клиническая психология» (2000 г.) Ю.Ф. Поляков,
активно участвуя в формировании соответствующего Федерального образовательного
стандарта, включил в число основных дисциплину «Клиническая психология в
экспертной практике». Программа дисциплины была разработана Ф.С. Сафуановым и
опубликована в сборнике «Программы дисциплин Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 –
Клиническая психология» (М.: Акрополь, 2006). Эта же дисциплина вошла в число
обязательных и в стандарт 3-го поколения по специальности «Клиническая
психология» (2010 г.). Таким образом, додипломная подготовка медицинских
психологов во всех вузах страны, проводящих обучение по специальности
«Клиническая психология», включает подготовку по судебной экспертизе в рамках
одной дисциплины.
В то же время существует ряд вузов, в которых обучение по проблемам судебной
экспертизы проводится более углубленно. Так, на кафедре клинической и судебной
психологии факультета юридической психологии МГППУ до введения ФГОС 3-го
поколения производилось обучение по специальности «Клиническая психология»
специализации «Клиническая психология в экспертной практике», утвержденной УМО
в 2010 г.
Введение данной специализации было обусловлено тем обстоятельством, что
необходимые для эксперта компетенции невозможно сформировать при обучении
студентов по уже имеющимся к тому времени специализациям (Нейропсихология;
Патопсихология; Психология дизонтогенеза; Психосоматика; Клиническое
консультирование и коррекционная психология; Реабилитационная клиническая
психология; Клиническая психология младенческого и раннего возраста). Помимо
судебно-экспертной работы, клинические психологи часто привлекаются
правоохранительными органами в качестве консультантов и специалистов. Одним из
таких видов деятельности является составление психологического портрета
преступника для выдвижения гипотез о личностных характеристиках преступника и
его психическом состоянии для определения и сужения круга подозреваемых по делу
лиц; определения мотивов и механизма преступления – в том числе
психопатологического (психиатрического, сексологического); разработки
рекомендаций по тактике оперативно-розыскных мероприятий на основе приоритетных
версий, выявления вероятности совершения преступником в будущем аналогичных
преступлений и выработка рекомендаций следователю для проведения допроса.
Психологи решают и такие задачи как исследование возможностей использования
опроса с использованием полиграфа при работе с психически больными лицами в
процессуальной практике. Законодательно предусмотрено участие психолога в
допросе малолетних и несовершеннолетних лиц.
Введение специализации «Клиническая психология в экспертной практике» было
направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке
клинической психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права, способных
решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников
учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к
профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста (как
процессуальной фигуры с определенными законом правами и обязанностями) или
консультанта.
После введения ФГОС 3-го поколения по специальности «Клиническая психология»
кафедра клинической и судебной психологии и другие учебные подразделения,
готовящие клинических психологов для судебно-экспертной деятельности, были
поставлены в условия, когда им приходилось жестко вписываться в одну из
специализаций, заданных в образовательном стандарте. Из всех имеющихся
специализаций, перечисленных в ФГОС, соответствующие компетенции могут быть
сформированы только в рамках специализации № 3 «Патопсихологическая диагностика
и психотерапия». В то же время необходимо заметить, что этих компетенций явно
недостаточно для работы в качестве судебного эксперта. Они сводятся к
способности и готовности к овладению теорией и методологией проведения
психологических экспертиз с учетом их предметной специфики (ПСК – 3.4) и к
самостоятельному проведению экспертиз и составлению заключений в соответствии с
задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК – 3.7). Дисциплины
специализации в своей базовой и вариативной частях включают в себя, кроме
собственно экспертологических (клиническая психология в экспертной практике,
правовые и этические основы производства судебных экспертиз, практикумы по
методам экспертной оценки и по работе на полиграфе), юридические курсы
(уголовное, гражданское, семейное, процессуальное право), занятия по разделам
юридической психологии (криминальная, правовая, судебная, пенитенциарная
психология), смежным наукам (виктимология, суицидология, криминология).
Более специализированные компетенции сформулированы в рамках магистратуры
«Юридическая психология: судебно-экспертная практика», обучение в которой также
проводится на кафедре клинической и судебной психологии факультета юридической
психологии МГППУ.
ФГОС магистратуры позволяет в дополнение к общекультурным и профессиональным
задавать формируемые профессионально-специализированные компетенции,
определенные основной образовательной программой вуза. Нами были сформулированы
такие компетенции, разделенные на четыре основных блока.
А. Знание и понимание:
1. Теории и методологии производства судебных экспертиз с участием психолога,
специфики предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском
процессах.
2. Основных методов (герменевтических, качественных и количественных)
судебно-психологического экспертного исследования.
3. Организационно-правовых основ и этических принципов производства
судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической
экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях и при производстве
негосударственных (частных) экспертиз.
4. Отношений между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в
общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения судебных
экспертиз с участием психолога.
5. Разделов психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых
для судебно-психологической экспертной практики.
Б. Интеллектуальные навыки:
1. Владение методами (герменевтическими, качественными и количественными)
судебно-психологического и клинико-психологического исследования.
2. Использование результатов научных исследований в различных областях
психологии и смежных наук в судебно-психологической экспертной практике.
3. Аналитическое и критическое мышление, способность решать профессиональные
задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях.
4. Развитие способности к метаанализу судебно-психологической экспертной
практики.
5. Использование полученных психологических профессиональных знаний в различных
формах в практике расследования преступлений и судопроизводства.
В. Практические навыки:
1. Умение самостоятельно провести судебно-психологическое экспертное
исследование и составить заключение эксперта в соответствии с
нормативно-правовыми документами.
2. Умение входить в продуктивный контакт с подэкспертными, в т.ч. с лицами с
психическими расстройствами.
3. Умение применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с
подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы (уголовный или
гражданский процесс), процессуального статуса подэкспертного (обвиняемый,
потерпевший, свидетель, истец, ответчик), уровня его возрастного психического
развития, пола, психического состояния и установок по отношению к экспертизе
(симуляция и ее разновидности).
4. Умение строить взаимодействие с подэкспертным лицом с учетом его прав и
обязанностей, базисных этических принципов судебно-экспертного исследования
живых лиц.
5. Умение эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим
судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами
смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами).
Г. Универсальные умения:
1. Умение излагать свои мысли устно и письменно, аргументировано защищать свою
точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами,
судебно-психиатрическими экспертами, с работниками правоохранительных органов
(дознавателями и следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и
адвокатами).
2. Умение планировать и распределять время в зависимости от исследовательских и
практических судебно-экспертных задач.
3. Умение работать с информацией, в т.ч. и с электронными базами данных, в
научно-исследовательской работе и в практике производства судебных
экспертиз.
4. Самостоятельность мышления, способность к выработке «внутреннего убеждения»
на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся
данных.
5. Чувство ответственности, умение использовать границы ответственности и
компетенции, заданные законодательно и этически.
Для формирования общекультурных, профессиональных (заданных ФГОС) и
профессионально-специализированных (заданных ООП магистратуры) компетенций в
профессиональный цикл учебного плана подготовки магистров по профилю
«Юридическая психология: судебно-экспертная практика» было включено (помимо
базовой части) 5 модулей. Модуль 1 охватывает необходимые дисциплины по
клинической психологии в контексте судебной экспертизы – патопсихологические
исследования в судебно-психиатрической экспертизе, патопсихология криминальной
агрессии и др. Модуль 2 полностью посвящен судебной экспертизе с участием
психолога. Модуль 3 включает дисциплины по юридической психологии. Модуль 4
задает правовой контекст профессиональной деятельности клинического и судебного
психолога. В модуле 5 изучаются английский и немецкий языки для юридического
психолога. Научно-исследовательская и производственные практики проходят
преимущественно на базе клинических и судебно-экспертных учреждений.
Постдипломная подготовка медицинских психологов, работающих в СПЭУ Минздрава
России, и психологов-экспертов СЭУ Минюста России производится с 1992 г. на
базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.
Сербского. По утвержденной ученым советам названного центра программе
(разработчик – Ф.С. Сафуанов) постдипломная подготовка проводится в форме
тематического усовершенствования (повышения квалификации) по циклу «Медицинская
и судебная психология» (до 2011 г. – в объеме 72 часа, сейчас – 144 часа). Цикл
состоит из 4 модулей и 25 тем, итогового тестирования, самостоятельной работы
(написание реферата на актуальную тему по клинической и судебной психологии).
Содержание цикла отражено в издании «Медицинская и судебная психология. Курс
лекций» (под редакцией Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова), вышедшей в
издательстве «Генезис» (606 с.) тремя тиражами в 2004, 2005 и 2009 годах.
Таким образом, на современном этапе подготовка и усовершенствование медицинских
психологов, работающих в судебно-психиатрических учреждениях Минздрава России,
в соответствии с требованиями Болонского соглашения, строится полностью на
основе компетентностного подхода. В то же время нельзя признать этот процесс
полностью завершенным. Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной
судебно-экспертной деятельности в РФ», профессиональная подготовка экспертов
включает их аттестацию на право самостоятельного производства судебной
экспертизы соответствующими экспертно-квалификационными комиссиями, с
подтверждением этого права каждые пять лет. Эта процедура детально изложена в
проекте нового закона о судебно-экспертной деятельности в РФ (он охватывает не
только государственные, но и негосударственные экспертизы), который находится в
момент написания статьи в стадии межведомственного обсуждения. После принятия
данного закона будет возможным принять как программы подготовки медицинских
психологов, выступающих в роли судебных экспертов, так и требования к их
итоговой аттестации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3487
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 210
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1