Технология проведения тренингов как метода экспериментальных исследований детей-инвалидов, учащихся колледжа

26

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, тренинг, социальная реабилитация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белинская Д.Б. Технология проведения тренингов как метода экспериментальных исследований детей-инвалидов, учащихся колледжа // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

В 2011 году в рамках деятельности городской экспериментальной площадки Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Департамента образования г. Москвы, в котором обучаются дети-инвалиды, была подана заявка на реализацию программы социальной реабилитации детей-инвалидов в период профессионального обучения «Я – профессионал».

Полный текст

В 2011 году в рамках деятельности городской экспериментальной площадки Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Департамента образования г. Москвы, в котором обучаются дети-инвалиды, была подана заявка на реализацию программы социальной реабилитации детей-инвалидов в период профессионального обучения «Я – профессионал». Данная программа была предоставлена на конкурс всероссийских проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций, направленных на социальную реабилитацию отдельных целевых групп детей, находящихся в непростой жизненной ситуации, проводимый общероссийским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приоритетным направлением программы «Я – профессионал» стала профессионализация детей-инвалидов, учащихся Колледжа, социальная поддержка их семей для обеспечения максимально возможного профессионального развития, социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Основной задачей программы явилась разработка целостной концепции социальной реабилитации детей-инвалидов в период профессионального обучения. В настоящее время она (программа) находится в стадии реализации.

В процесс реализации мероприятий программы были привлечены курсанты психологического факультета Московского университета МВД России, которые активно участвовали в психодиагностических процедурах, диагностических тренингах и консультационных мероприятиях, создавая своим присутствием определенный эмоциональный фон.

Программа «Я – профессионал» включает в себя ряд мероприятий тренинговой направленности, которыми являются:

  • Развитие основных социальных навыков личности ребенка-инвалида, адекватных требованиям современного общества.
  • Улучшение качества процесса профессионального обучения детей-инвалидов, обучающихся в колледже.
  • Совершенствование процесса воспитания в период профессионального обучения.
  • Создание оптимальных условий профессионализации личности-инвалида и его последующей успешной социализации.

Технология тренинговой работы учитывала ряд специфических факторов, свойственных только данной целевой группе основным из них, по нашему мнению, можно отнести:

  • Неготовность взрослых к процессу интенсивной интеграции людей с ограниченными возможностями в современный процесс жизнедеятельности нашего общества. Причем, эта неготовность демонстрировалась ими как на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, носила глубокий, сложный характер и с трудом преодолевалась при помощи психологов.
  • Результатом такого психологического отторжения явилась манипуляция окружающими взрослыми, со стороны инвалидов, через актуализацию их эгоцентрических претензий и эксплуатацию чувства вины.
  • При этом окружающие дети, испытавшие первоначальный испуг, вызванный физическим отторжением, после его весьма быстрого преодоления, демонстрировали повышенную толерантность к присутствию и общению с инвалидами.
  • Возвращение к примитивным формам поведения со стороны участников программы, обусловленное неадекватным самопринятием, актуализации эгоцентризма и специфическим темпом психической коррекции, привело к демонстрации ими амбивалентных реакций, носящих яркий и непредсказуемый характер, который замедлял темпы психокоррекционной и развивающей деятельности психологов.

Перечисленные тенденции внесли коррективы в уже разработанную программу «Я - профессионал», но в тоже время позволили сделать ее воздействие более эффектным и актуальным.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1802
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0