Развитие познавательных процессов у детей и подростков в норме хорошо изучено в рамках возрастной психологии [1]. Аномальные варианты онтогенеза по-разному влияют на изменение темпа и характер формирования познавательной деятельности. В последнее время состоянию когнитивной деятельности при эндогенных психических расстройствах у взрослых (шизофрения, расстройства аутистического спектра) уделяется большое внимание. Многие авторы отмечают наличие дефицита или грубого ухудшения когнитивного функционирования при шизофрении (Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф., Harvey P.D. и др.) [3,10,]. Нарушения развития познавательных процессов в детско-подростковом возрасте у больных с эндогенной психической патологией изучены меньше. В лаборатории патопсихологии НЦПЗ РАМН, сотрудниками был описан особый тип дисгармоничного познавательного развития детей, больных шизофренией(Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В, 1986) [4].Были использованы отечественные патопсихологические методики оценки мышления и восприятия детей, больных шизофренией, применялся метод поперечных срезов и оценки индивидуальной динамики развития больных детей для иллюстрации закономерностей, выявленных групповым методом. В доступной современной западной литературе можно найти работы, имеющие отношение к изучению динамики когнитивных функций у подростков, больных шизофренией, все они опираются на лонгитюдный метод работы. Исследование Gochman с коллегами, Cervellione и Frangou посвящены проблеме стабилизации когнитивных нарушений на фоне течения заболевания у подростков, получены данные о стабилизации уровня нейрокогнитивного дефицита подростков, больных шизофренией, отмечено снижение непосредственной вербальной памяти и внимания [7,8,9]. Очевидно, что сопоставление западных и отечественных исследований по изучению динамики/стабилизации нарушения познавательной деятельности вызывает определенные трудности, связанные с различиями в методологии и нозологической принадлежности испытуемых, кроме того, методический инструментарий также имеет своеобразие. Использование лонгитюдных методов для отечественных выборок затруднительно, для оценки возрастной динамики (ВД) познавательной деятельности нами был использован метод поперечных срезов [2]. Работа проводилась на базе НЦПЗ РАМН. Цель: оценить характер ВД познавательной деятельности в норме и при разных вариантах отклоняющегося развития (шизофрения – детский тип, шизотипическое расстройство, другие формы эндогенной патологии). Поставленная цель определила задачи исследования : 1) оценить ВД в норме по уровню сформированности отдельных показателей произвольной слухоречевой памяти, внимания, восприятия и мышления; 2) оценить ВД уровня сформированности отдельных показателей произвольной слухоречевой памяти, внимания, восприятия и мышления у больных с шизофренией – детский тип, шизотипическим расстройством и другими формами эндогенной патологии; 3) сопоставить показатели ВД познавательной деятельности больных шизофренией (детский тип, шизотипическое расстройство, другие формы эндогенной патологии) и нормы. Материал и методы. Общая выборка больных составила 467 (230 мальчиков) человек, проходивших стационарное лечение в клинике НЦПЗ РАМН. Средний возраст составил 12,3 ± 2,7 лет. Из них: 153 чел. с диагнозом шизофрения, детский тип (F20.8); 244 чел. с диагнозом шизотипическое расстройство (F21); 70 чел. с диагнозами шизофренического спектра (F2x.x). Общую нормативную выборку составили 450 (230 мальчиков) учащихся общеобразовательных школ Москвы и Московской области, средний возраст 12,1 ± 2,8 лет. Общие выборки были разделены на возрастные подгруппы. Часть испытуемых выполнили все, а большинство – лишь некоторые из используемых методик. Использовались следующие патопсихологические методики: память – заучивание 10 слов (А.Р.Лурия), «простые» и «сложные» парные ассоциации (В.П.Критская); внимание – поиск чисел по таблицам Шульте; мышление – «конструирование объектов» (С.М.Алейникова и Т.К.Мелешко); восприятие – «идентификация формы», фигуры Липера. Параметры оценки: объем непосредственного воспроизведения (НП), объем «простых» (ППА) и «сложных» (СПА) парных ассоциаций; время выполнения таблиц Шульте; количество ошибок в перцептивном действии идентификации формы (ОшИФ); количество ошибок при опознании «фигур Липера» (ОшЛипер); коэффициент стандартности (КС) в «конструировании объектов»; показатель нарушений мышления в «малой предметной классификации (НМ) [2,3,4,5]. Основные результаты. Ниже, в таблице представлены средние показатели выполнения методик для отдельных познавательных процессов ы каждой диагностической и возрастной группе. Надстрочным индексом обозначены номера возрастных подгрупп, имеющие значимые различия с данной подгруппой.
Таблица. Возрастная динамика средних показателей познавательных процессов познавательные процессы
|
параметры |
группы |
7-8 лет |
9-10 лет |
11-12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
|||||||||||||||
|
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
|||||||||||||||||
|
память, объем |
НП |
норма |
5.2(3,4,5) |
5.9(3) |
7.1(1,2) |
6.6(1) |
6.6(1) |
||||||||||||||
|
F20.8 |
2.6(4,5) |
3.8 |
4.0 |
4.4(1) |
4.9(1) |
||||||||||||||||
|
F2x.x |
5.0 |
4.2 |
5.9 |
5.2 |
4.9 |
||||||||||||||||
|
F21 |
3.8(4,5) |
4.9(5) |
5.0(5) |
5.2(1,5) |
6.4(1,2,3,4) |
||||||||||||||||
|
ППА |
норма |
8.4(3,4,5) |
9.2 |
9.6(1) |
9.8(1) |
9.9(1) |
|||||||||||||||
|
F20.8 |
6.2 |
5.6 |
6.2 |
7.9 |
7.6 |
||||||||||||||||
|
F2x.x |
9.0 |
8.5 |
9.0 |
8.7 |
7.8 |
||||||||||||||||
|
F21 |
6.7(4) |
7.7 |
8.1 |
8.7(1) |
8.7 |
||||||||||||||||
|
СПА |
норма |
4.7(3,4) |
5.9 |
7.4(1) |
7.3(1) |
6.8 |
|||||||||||||||
|
F20.8 |
2.8 |
2.8 |
3.3 |
2.4 |
2.8 |
||||||||||||||||
|
F2x.x |
3.5 |
3.5 |
4.7 |
4.2 |
2.7 |
||||||||||||||||
|
F21 |
4.1 |
4.0 |
4.4 |
4.9 |
5.4 |
||||||||||||||||
|
внимание, |
табл1 |
норма |
64.2(2,3,4,5) |
54.1(1,3,4,5) |
42.9(1,2) |
39.9(1,2) |
37.7(1,2) |
||||||||||||||
нормой приходятся на период 9-14 лет, выявляется сходная с нормативной положительная ВД познавательной деятельности во всех сферах, кроме мышления; в младшем школьном и старшем подростковом возрасте различия с нормой минимальны. 3. Больные с другими формами шизофрении (группа F2x.x) имеют когнитивный дефицит в подростковом возрасте, что сходно с группой F20.8.4. Наиболее выраженные проявления дефицитарности в сферах произвольной памяти, внимания и мышления по отношению к норме у больных эндогенной психической патологией приходятся на период 11-14 лет.Обнаруженная возрастная динамика в клинических группах может быть обусловлена не только фактором возраста, но и такими факторами, как возраст начала заболевания, степень его тяжести. Изучение вклада этих факторов представляет задачу дальнейших исследований возрастной динамики познавательной деятельности при эндогенных психических заболеваниях.