Влечения у детей и подростков — новый подход и детальный анализ. Рецензия на книгу И.В. Добрякова и Ю.А. Фесенко «Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения»

156

Аннотация

Работа представляет собой рецензию на книгу И.В. Добрякова и Ю.А. Фесенко «Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения», изданную в Санкт-Петербурге в 2022 году. Подробно изложено содержание книги, дана ее оценка, рекомендации потенциальным читателям.

Общая информация

Ключевые слова: рецензия, дети и подростки, влечения, патология

Рубрика издания: Книжное обозрение

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120111

Получена: 15.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Зверева Н.В. Влечения у детей и подростков — новый подход и детальный анализ. Рецензия на книгу И.В. Добрякова и Ю.А. Фесенко «Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 224–228. DOI: 10.17759/cpse.2023120111

Полный текст

В 2022 году известные детские психиатры Ю.А. Фесенко и И.В. Добряков из Санкт-Петербурга выпустили в свет книгу, посвященную редко анализируемой в научной литературе, но чрезвычайно важной теме — влечениям у детей и подростков.
В таком ракурсе эту тему специалисты практически не ставили, хотя о влечениях, в том числе в подростковом и детском возрастах, написано во всех учебниках по детской психиатрии. Особенность этого издания в том, что авторы подробно разбирают практически все существующие варианты влечений и их патологические варианты, встречающиеся в детско-подростковом возрасте, снабжая информацию не только интересными и достойными клиническими иллюстрациями, но и обсуждением и анализом этиологии тех или иных влечений, причем акцент делается на возрастном аспекте.
Книга включает семь глав, введение и заключение, подробный список литературы и приложение, которое содержит развернутые ответы отечественных специалистов на вопросы, затронутые в книге. 
Во введении авторы отмечают, что «особенности развития влечений, их нарушения привлекают значительно меньше внимания, чем связанные с ними расстройства других психических функций» [1, с. 6]. 
Обратимся к краткому обзору глав. Первая глава «Влечения» содержит необходимые общие определения и является вводной. Глава лаконична, но с самого начала вводит читателя в проблему и готовит к восприятию последующих глав. Важным представляется, что авторы обозначают проблему, связанную с нечеткостью определений влечения в научной литературе. По их мнению, «размытыми оказываются границы между понятиями “влечение”, “инстинкт”, “потребность”, “мотивация”, “поведение” … “аддикция”, “рэйвинг”» [1, с. 9]. В главе авторы вначале обсуждают разные подходы к определению вышеуказанных терминов (в том числе в рамках психоанализа З. Фрейда и его последователей), а затем разводят эти понятия и дают определение влечению. Говоря о влечениях, авторы отмечают, что речь идет, в том числе, о врожденных влечениях, которые могут меняться в связи с социальными обстоятельствами — особенно это касается форм проявления и удовлетворения влечений. 
Во второй главе «Подходы к пониманию становления и проявления влечений» обсуждаются вопросы происхождения влечений человека, обозначается значение кризисных периодов в проявлениях и формах удовлетворения влечений в нормативном или патологическом вариантах, рассматриваются возрастные периодизации и поколенческие изменения, произошедшие на рубеже веков. Аккуратные и информативные таблицы помогают читателю освоить и варианты периодизации, и границы, и основные проявления кризисов развития. Подготовленный в культурно-историческом контексте читатель знакомится с третьей главой — «Патологические проявления влечений», которая посвящена именно патологической стороне влечений. Далее приводятся клиническое и отчасти социальное описание исследуемого феномена, а также анализ четырех базовых влечений (главы 4–7). 
В четвертой главе «Пищевое влечение» авторы рассматривают динамику становления пищевого влечения, формы его удовлетворения на разных возрастных этапах; отдельно описываются патологические формы проявления пищевого влечения. Глава иллюстрирована клиническими примерами и разборами из обширной медицинской, психологической и психотерапевтической работы авторов. Представлены не только случаи анорексии, но и другие клинические формы патологического пищевого влечения. 
Пятая глава «Влечение самосохранения» посвящена редко обсуждаемому в контексте влечений, базовому инстинкту живых существ — инстинкту самосохранения. Авторы дают такое определение: «влечение самосохранения — комплекс возникающих независимо от сознания субъективных переживаний, связанных с необходимостью удовлетворения потребности в безопасности путем обеспечения поддержания жизни, физического выживания, успешного противостояния угрозе нарушения телесных и душевных границ (своей автономии)» [1, с. 81]. Также прослеживается возрастная динамика развития этого влечения от младенчества до отрочества. Анализируется значение агрессии и агрессивного поведения в его проявлениях у детей разного возраста. Гетероагрессия рассматривается авторами как нарушение влечения самосохранения. Отдельное внимание уделено вопросам аутоагрессивного поведения, которое также обсуждается в контексте нарушения влечения самосохранения. 
В шестой главе «Влечение к получению впечатлений (сенсорная жажда)» авторы определяют данный тип влечений как «возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности получения сенсорных стимулов и впечатлений, активизирующих деятельность человека и придающих ей направленность» [1, с.117]. Авторы обсуждают становление этого влечения в возрастном аспекте, динамику и различные проявления его патологических форм.
Седьмая глава «Половое влечение» — самая объемная в монографии. Рассматриваются биологические, социальные и психологические аспекты сексуальности. Дается анализ становления полового влечения человека. Значительное внимание уделено разным формам расстройств полового влечения, его количественным и качественным характеристикам. С позиций количественного аспекта подробно анализируются разные варианты выраженности расстройств полового влечения — от усиленного до отсутствующего. Асексуальность, как считают авторы, — это крайняя степень выраженности гипосексуальности. Качественные расстройства полового влечения в детском возрасте, по мнению авторов, включают отклонения половой идентификации и гендерное несоответствие. Все аспекты расстройств рассматриваются в контексте их представленности в основных классификационных системах — DSM-5 и МКБ-10 и МКБ-11 и иллюстрируются конкретными примерами. Кроме того, авторы в ненавязчивой форме дают читателям рекомендации о возможной трансформации поведения родителей в случае расстройств полового влечения у детей. Отдельное внимание уделяется проблеме гендерного несоответствия, также рассматриваемой в возрастном аспекте, в том числе и применительно ко взрослому возрасту. Еще одна важная тема в описании патологии полового влечения — это отклонения полового влечения относительно объекта, а также относительно сексуальной цели и действий для ее достижения. Описаны виды гомосексуализма; формы патологии полового влечения, связанные с возрастом объекта влечения (от инфантофилии до геронтофилии); отклонения полового влечения, связанные с сексуальной целью и средствами для ее достижения (от фетишизма до садомазохизма). 
Таким образом, авторы книги проводят системный анализ формирования различных видов влечения человека и его нарушений в возрастном аспекте применительно к детям и подросткам, делятся своим богатым опытом относительно видов патологии влечений и иллюстрируют его реальными случаями и кейсами из своей практики. При анализе истории развития представлений о видах влечений человека и их проявлений в культурно-историческом контексте авторы апеллируют к классикам философии, психологии и медицины. Список цитируемых источников включает более 340 пунктов; среди отечественных авторов — А.Г. Асмолов, А.О. Бухановский, Л.С. Выготский, В.В. Ковалев, И.С. Кон, А.Е. Личко, Б.Г. Микиртумов, Г.Е. Сухарева, А.А. Ткаченко, Ю.С. Шевченко, Л.М. Щеглов и другие. 
Безусловно, первый опыт в такой сфере не может быть абсолютно идеальным, но в этой рецензии хочется сказать о главном: читателей ждет увлекательное интеллектуальное путешествие в область влечений человека, их формирования и патологических форм проявления. Подобное издание является пионерским и заслуживает внимания специалистов разного профиля — философов, психологов, медиков, социологов, антропологов и всех тех, кто неравнодушен к теме психического здоровья детей и подростков. 
В настоящее время книга и ее авторы выдвинуты на национальный конкурс «Золотая Психея». Хотелось бы пожелать удачи авторам и выразить благодарность как за смелость обращения к нестандартной социально значимой теме, так и за реализацию этой идеи в доступной и достойной форме.

Литература

  1. Добряков И.В., Фесенко Ю.А. Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения. СПб.: Проспект науки, 2022, 300 с.

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 330
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 156
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1