Становление мотивации надситуативного уровня в подростковом возрасте

61

Общая информация

Рубрика издания: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кулагина И.Ю. Становление мотивации надситуативного уровня в подростковом возрасте // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

В онтогенезе линии личностного развития представляют собой пре­жде всего становление мотивации, самосознания и черт характера. Пер­вичное формирование личности, происходящее в дошкольном возрасте, связано с появлением самооценки и механизма соподчинения мотивов (А. Н. Леонтьев), т. е. выстраиванием иерархически организованной мо­тивационной системы. Временем «второго рождения» личности счита­ется подростковый возраст, в течение которого интенсивно развивается самосознание при опоре на личностную рефлексию, формируется тип характера и перестраивается мотивация.

Изменения, происходящие в мотивационной сфере на границе млад­шего школьного и подросткового возрастных периодов, обусловлены сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Пере­ориентация со взрослого, с социально значимой, требующей результа­тивности, успешности учебной деятельности на сверстников и процесс общения с ними, приводит к ослаблению старых и усилению новых мо­тивационных тенденций. В младшем школьном возрасте развивалась главным образом учебная мотивация. Учебно-познавательная мотива­ция базировалась на еще не угасшей детской любознательности. Со­циальные мотивы учения являлись сильными и значимыми, посколь­ку взрослые, оценивая ребенка, ориентировались в значительной мере на его успеваемость. Высокие оценки личности ребенка, как правило, были соотносимы с высокими достижениями в учебе и, соответствен­но, низкие оценки – с хроническими неудачами.

Литература

  1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  2. Асеев В. Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные ме­ханизмы // Мотивация в современном мире. – М.: МГПУ, 2011.
  3. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: изд. политиче­ской литературы, 1975.
  5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Информация об авторах

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1305
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1